Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа»
Конспект урока ОРКСЭ
в 4 классе
Тема: Строитель своей судьбы
(ОС «Школа 2100») Разработала: Чикурова Н.В.,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2013 год
Тема: «Строитель своей судьбы».
Тип: Открытие нового знания.
Цель: Способствовать формированию представлений о том, что человек может себя изменить, если способен оценить самого себя, осмыслить свои качества и постоянно работать над собой.
Задачи:
1. Раскрыть смысл понятий: поступок, привычка, характер, судьба.
2. Развитие способности делать выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций).
3. Определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.
Оборудование: презентация Power Point для демонстрации на экране, стикеры красного и зелёного цвета, таблица, тексты, листы самооценки.
Планируемые результаты:
Познавательные:
1. Извлекать информацию из текста.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Анализировать и оценивать содержание текста.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
6. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
8. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
4. Задуматься над собственным поведением, своей судьбой. Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I. Самоопределение к деятельности.
| Добрый день, уважаемые взрослые! Добрый день, ребята! Начинаем урок светской этики.
Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.
Желаю хорошего настроения и успехов!
|
Настрой на урок
| II. Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации, формулирование темы.
Метод:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Прием: предъявление противоречивых мнений.
| - Русская пословица гласит: «От судьбы не уйдешь»
- Как вы ее понимаете?
- А вот английский поэт Уильям Шекспир сказал «Люди – хозяева своей судьбы».
- Как вы понимаете эти слова?
- А как вы думаете - Кто прав?
- Давайте проведем небольшое исследование ваших мнений.
Кто считает, что человек не может измениться – «От судьбы не уйдешь» приклеит на доску красный стикер. А кто считает, что человек может измениться «Люди – хозяева своей судьбы» приклеит зеленый стикер.
- Какие получились мнения?
- Какой вопрос возникает?
(- Какой вопрос будем рассматривать?)
- Это наш главный вопрос сегодня на уроке.
- А для чего мы задумываемся над этим вопросом?
- Важно ли нам ответить на этот вопрос?
| Дети объясняют смысл выражений.
Дети выходят и приклеивают стикер.
Может ли человек себя изменить? (на доске)
| III. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Метод: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
Метод постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Прием: выявление житейского представления.
Поиск решения проблемы: проверка гипотез
| - Для того чтобы ответить на наш вопрос я предлагаю отправиться в прошлое. Познакомьтесь с очень известными людьми.
- А может вы знаете, кто это?
- Что вы о них знаете?
- Как вы считаете, они родились с нужными чертами характера или построили свою судьбу сами?
- Давайте проследим их жизнь и ответим на вопрос: удалось ли им себя изменить?
- Ребята, сейчас вы будете работать в группах, поэтому распределите роли, у вас на парте таблички с написанными ролями. Выберите, пожалуйста, кто будет командиром, секретарем, оратором, остальные члены группы – будут генераторами идей.
- Самые главные правила работы в группе. (на слайде)
А еще будем оценивать свою активность работы в группе. Поэтому у вас на парте лежит лист самооценки. Сейчас мы приступаем к изучению первого раздела, это «Жизнь замечательных людей».
Итак, 1и 2 группы будут изучать жизнь Суворова А.В. 3 и 4 группы будут изучать жизнь Демосфена.
Работать будем по инструкции:
Прочитать текст.
Заполнить таблицу, сделать вывод.
Выступить перед классом
Работаем 5 минут.
Итак: Что мы выяснили?
- Благодаря чему?
- Какое высказывание верное? (проверка гипотезы).
- Вернемся в настоящее время.
Оценим свою работу в группе.
Критерии на слайде:
Я принимал участие в выполнении задания – приклейте зеленый стикер.
Я не принимал участие в выполнении задания – красный стикер.
- Кто желает рассказать о своей оценке?
-Итак, мы у себя в классе.
Мы выяснили, чтобы измениться человеку нужна цель?
- У вас есть цель в жизни? Может быть поделитесь?
А можете ответить:
- Как достичь цель?
- Посмотрите на слайд:
- Как, думаете, какая цель у этого мальчика?
- Что он должен делать?
- А как бегать, как тренироваться?
- Давайте дадим точные рекомендации этому мальчику, чтобы он достиг своей цели.
- Какие конкретные поступки он должен выполнять?
- Но есть еще очень важные правила, которые должен знать этот мальчик и вы тоже должны знать?
А может быть, вы знаете эти правила?
- Давайте проверим ваши гипотезы.
Вообще, вы эти правила знаете.
Вот сейчас увидите.
- Я предлагаю опять поработать в группах
Инструктаж:
1. Прочитать текст
2. Соединить текст с правилом
3. Выступить перед классом.
- Возьмите текст.
(Время – 3 минуты)
Сделаем вывод: Какие правила надо соблюдать, чтобы достичь цели?
(хором) - Подтвердились ваши гипотезы?
- Оцените, как поработали в группе. На листе самооценки найдите пункт: «Правила»
- Кто хочет рассказать о своей оценке?
| Дети отвечают на вопросы.
Повторение правил работы в группе.
Работа в группах. Благодаря работе над собой.
оценивают
работать над собой
работать над собой, бегать, тренироваться
Дети выдвигают гипотезы. Дети выступают, один представитель от группы
- Надо выполнять правила:
Полезно
Последовательно
Постепенно
Постоянно оценивают
| V. Выполнение продуктивных заданий.
| - Когда вы какое-то действие, поступок делаете по правилам, у вас появляется хорошая привычка.
Именно она вам нужна, для того чтобы приобрести те черты характера, которые нужны для достижения цели.
(сила воли, терпение, мужество)
И тогда вы достигните своей цели.
- Ребята, а у вас есть хорошие привычки? Какие?
- А плохие? Какие?
Хотите приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих?
- Тогда дома выполните проект «Моя цель».
(на парте таблица)
|
| VI. Итог урока.
Рефлексия.
| - Какой вопрос сегодня исследовали?
Что выяснили?
Благодаря чему? (цепочка)
– Сравните свой вывод с выводом из учебника:
(Человек может себя изменить, если способен оценить самого себя, осмыслить свои положительные и отрицательные качества и постоянно работать над собой.)
- Правильно мы ответили?
- Сегодня на уроке мы ставили цель: ответить на вопрос. Ответили? Значит, достигли цели. Благодаря чему?
- Работа в группе помогла достичь цель?
- Я думаю, что дружба и взаимопомощь тоже очень важны. - Наш урок подходит к концу, я хочу спросить:
- Кто считает, что сегодня узнал полезную информацию, приклейте зеленый стикер.
Кто считает, эту информацию бесполезной – приклейте красный стикер.
- Кто попробует применить знания полученные сегодня – зеленый
- Кто не будет применять – красный.
- Проанализируйте свой лист самооценки. Кто хочет рассказать о своих результатах? - Ребята, мне было приятно и комфортно работать вместе с вами. И я хочу вам пожелать:
Будьте уверенными и настойчивыми, будьте любознательными и веселыми.
Приобретайте хорошие привычки и
Будьте хозяевами своей судьбы.
Урок окончен, до свидания.
| - Может ли человек себя изменить?
- Благодаря поставленной цели, своим поступкам, хорошим привычкам.
Личное оценивание полученной информации.
| |