Скачать 33.59 Kb.
|
Городской конкурс профессионального мастерства в муниципальной системе городского округа Стрежевой. Номинация «Учитель года». Эссе «Моя педагогическая философия» Можно ли научить счастью… Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. Оскар Уайлд Большие светлые классы, в три ряда парты, книги, тетради... Школа... Идут года, всё меняется вокруг, но школа и первый учитель навсегда остаются в нашей памяти. Я всегда хотела быть учителем. Как только научилась читать сама - стала учить всех вокруг. С годами моё желание только крепло. Многие меня отговаривали и даже мама. Но чем больше мне говорили о трудностях, тем твёрже становилось моё желание. И вот я – студентка пединститута. Отчётливо помню свой первый урок. Конспект знаю назубок, а передо мной двадцать пар пытливых детских глаз, которые с интересом и участием рассматривают нового учителя. Первые слова давались с трудом, но вдруг волнение улеглось, пришла уверенность. Я почувствовала себя актрисой, правда, пока ещё никому неизвестной. Именно тогда я впервые поняла, что успех учителя во многом зависит от учеников. Мои маленькие «зрители» помогли мне в тот день почувствовать себя уверенной и сильной. Вот уже в седьмой раз первого сентября ранним солнечным утром я с большим волнением и тревогой в душе ожидаю своих учеников. Вот они, нарядные, крепко держа за руку мам и пап, идут ко мне. Волнение все нарастает. Я всматриваюсь в пытливые глаза моих малышей. Чувствую себя мореплавателем, который отправляется в далекие неизведанные страны. Мои ученики – это мои спутники и товарищи, с этими мальчиками и девочками мне предстоит четыре года бороздить океан под названием «Познание» в начальной школе. Как и что нужно сделать, чтобы видеть счастливыми этих детей. Способность быть счастливым не передаётся родителями по наследству и не может быть вручена ребёнку в качестве подарка. Может быть, её формирование осуществляет учитель? Но могу ли я их… научить счастью? Невероятно? Но – если вдуматься – возможно. Ведь у подлинного счастья всегда две стороны. Первая – счастье человеческого общения, счастье взаимопонимания, и способность к такому счастью можно формировать. Способность сопереживания – это фундамент любого понимания человека человеком. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения. Перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогут проложить тропинку к их душам. Учителю нужно много знать, но не это главное. По-моему, самое важное в работе учителя – иметь чуткое сердце, добрую душу и любить детей. Мой принцип – воспитание через любовь к ребёнку. Ведь любовь – это сила, способная повлиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку –всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха. Нельзя познать ребёнка, не любя его. Подлинное воспитание только там, где учителя и его воспитанников объединяют общие взгляды, стремления. Для нас с детьми – это и наше общение с природой, и наши праздники, спектакли, которые помогли создать коллектив, где каждый чувствует себя его частичкой. Вторая сторона – это счастье творческого труда. Шаг вперед для дела, для людей – в идеале для человечества. Все дети без исключения талантливы, каждый ребёнок может проявить себя хотя бы в одной из сфер деятельности: интеллектуальной, художественной, двигательной. Я стараюсь в своей работе дать возможность каждому добиваться и демонстрировать свои индивидуальные достижения, мотивируя этим учебную деятельность. В гармоничном развитии всё взаимосвязано. В условиях нашего города много возможностей помочь ребенку наслаждаться природой. Я стараюсь делать так, во внеклассной работе или во время урока, чтобы ребенок, очарованный мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом трав и цветов, слагал песню. Значит, он будет находиться на вершине этой гармонии – тела и духа. Великое искусство – научить своих детей видеть неявное и слышать неслышное, относиться бережно к самому слабому и беззащитному, в несовершенном видеть красоту, добро. А это ли не счастье? Перечитала все написанное и поняла, как много еще хочется сказать. Да и вообще, получилась ли у меня «философия»? В смысле строго научной последовательности изложения умных мыслей – наверное, нет. Но как из отдельных кусочков мозаики складывается картина, так из моих заметок прорисовываются контуры моей философии – вышедшей из жизни и в нее каждый день, на каждом уроке возвращающейся. Есть старая притча об одном голодном человеке, который пришёл к берегу реки. Видит: сидят два рыбака. Попросил он их, его накормить. Первый рыбак отдал ему весь улов, а второй – свою удочку. А вы как поступили бы в такой ситуации? Я выбираю второй путь! Шведова Светлана Александровна, учитель начальных классов МОУСОШ №5 |