«Утверждаю» «Утверждаю»
Директор СОШ №1149 заведующая ГБОУ №999
_________Евсина А.Б. _____________Сергеева С.А.
« »___________2012 г « »_____________2013 г
Программа
преемственности в формировании универсальных учебных действий
при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Утверждена на педагогическом совете Утверждена на педагогическом совете
Детского сада №999 СОШ №1149
Протокол №4 от 11 мая 2012 года протокол № от мая 2013 года
2012 - 2013 Программа преемственности
в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию Программа необходима для планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе и обеспечения преемственности образования. Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Вопрос организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования.
Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с недостаточностью целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, познавательные, логические.
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
На ступени предшкольного образования личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению – степенью сформированности внутренней позиции школьника.
Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия, составляющих инвариантную основу образовательного процесса, должно быть обеспечено Программой развития универсальных учебных действий уже в период предшкольного образования, которая обеспечит создание равных возможностей и успешности в освоении начального общего образования для всех детей. На основе данной программы разработана Программа преемственности по формированию УУД в рамках сотрудничества СОШ №1149 и Государственным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида №999.
Цель программы:
Создание системы непрерывного формирования универсальных учебных действий, как условия успешной адаптации обучающихся к школьной жизни через связь и согласованность компонентов образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации деятельности, планируемых результатов. Задачи:
Создание психолого–педагогических условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению.
Развитие ведущей деятельности каждого периода детства.
Определить мероприятия по совершенствованию содержанию образования в рамках преемственности в формировании личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Планируемый результат.
Формирование личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных универсальных учебных действий, успешная адаптация к школе. Содержание программы
Направления деятельности
| Содержание
| Методическая работа
| Изучение материалов ФГОС второго поколения: «Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования».
Изучение технологий, направленных на реализацию системно- деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Изучение типовых диагностических задач по проверке УУД.
Координация образовательных программ.
Разработка сквозных программ - ориентиров по формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Разработка критериев проведения учебных занятий и уроков на основе личностно- деятельностного подхода.
Составление совместного плана работы.
Проведение семинаров, педсоветов.
Проведение открытых уроков, занятий.
| Совершенствование учебно- воспитательного процесса
| Внедрение системно- деятельностного подхода:
-технологии личностно- ориентированного обучения;
-работа по формированию УУД в рамках предметов, внеурочной воспитательной работы.
Взаимодействие с семьей:
-консультирование, беседы, лектории, открытые занятия, уроки.
| Диагностическая и коррекционная работа
| Психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации и готовности к школе (УУД).
Мониторинг итогов деятельности педагогов, психологов и родителей.
Психолого - педагогический консилиум по результатам работы.
Коррекционные занятия.
| Школа будущего первоклассника
| Реализация программы «Школа России», «Школа 2100» (УУД, развивающие игры, моделирование и конструирование, игровые коммуникативные тренинги).
Родительский лекторий « Учимся и растем вместе с детьми».
| Мероприятия
| Работа с педагогами (ДОУ – школа)
| Педагогические советы:
«Преемственность в формировании универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования»;
«Проблемы диагностики и организации психолого – медико- педагогической помощи»
| Семинары – практикумы:
«Преемственность в формировании УУД на этапе детский сад – начальная школа»;
« Формирование навыков учебной деятельности на занятиях в детском саду и на уроках в школе»:
- взаимопосещение уроков;
взаимопосещение занятий в подготовительных группах ДОУ;
- Круглый стол: «Формирование предпосылок УУД в рамках перехода на новые ФГТ». Обратная связь – рубрика «Вопрос-ответ»;
- «Анализ комплектования 1-х классов и подготовки бывших воспитанников детского сада»;
- «Адаптация обучающихся 1-х классов к обучению в школе»;
- «Итоги усвоения программного материала и формирования УУД на этапе перехода воспитанников из детского сада в школу и по итогам за учебный год».
| Консультации
«Формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД) на занятии по обучению новому знанию или как составить конспект занятия с учетом новых требований УУД»
«Понятие «универсальные учебные действия или что такое УУД?»
«Реализация системы дидактических принципов в детском саду»
| Работа с детьми «Детский сад – начальная школа»
| Экскурсия детей подготовительной группы детского сада в школу.
Интеллектуальный конкурс «Хочу все знать».
Школа «Юного пешехода» - «Мой маршрут в школу».
Выставка проектов «Что такое школа».
Преемственность в проведении праздников «Новый год»,
«День защитника Отечества», «8 Марта».
| Работа с родителями
| Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями
«Как подготовить ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе);
«Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».
Лекторий в рамках школы будущего первоклассника:
- Как развивать универсальные учебные действия в семье (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные).
Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД)»;
«Поступление в школу - важное событие в жизни семьи».
Открытые занятия в детском саду в подготовительных группах и уроков в школе в рамках « Дня открытых дверей».
| Информационно- наглядная агитация
| Информация на сайте школы и детского сада «Прием в первый класс» (о начале приема в 1-й класс, правила приема, образовательные программы, учебный план»
Оформление стенда «Как подготовить ребенка к школе?»
Папки – передвижки «Скоро в школу»,
« Что такое готовность к школе?».
|
Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.
Руководство деятельности детей дошкольного возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов.
Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.
Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию организации их межличностного общения.
Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение занятий с учетом принципа соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности - игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу».
Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам).
Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.
Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим.
Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник.
Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление.
Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности.
Активизация любознательность и инициативность детей:
умение задавать вопросы;
высказывание собственных суждений;
умение делать простые практические выводы.
Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов.
Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой.
Общественности по разъяснению значения формирования УУД на каждом возрастном этапе развития ребенка.
Разработка специального содержание занятий, способствующего формированию УУД с учетом функциональных возможностей и возрастных особенностей детей.
Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально - психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.
Значение преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию представлено в Приложении таблица №1.
Показатели сформированности универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию Приложение №2
Стартовая диагностика таблица Приложение №3 покажет основные проблемы, характерные для большинства первоклассников, и в соответствии с приоритетами данного класса на определенный период выстроится система работы по преемственности.
Типовые диагностические задачи для определения уровня развития универсальных учебных действий:
(составлена на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.)
Диагностический инструментарий в таблице приложении №4
Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения
Приложение таблица №1
Универсальные учебные действия
| Результаты развития универсальных учебных действий
| Значение универсальных учебных действий
| Ступень дошкольного образования
(предшкола)
| Школа 1 ступени обучения
| Ступень дошкольного образования (предшкола)
| Школа 1 ступени обучения
| Для обучения в 1 классе
| Для обучения в школе 2 ступени
| Личностные:
-самоопределе
ние, смыслообразо
вание
| Личностные действия:
- смыслообразо
вание,
смыслоопреде
ление
Регулятивные действия
| Формирование внутренней позиции школьника
| Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки
| Формирование адекватной мотивации учебной деятельности
| Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания». Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением
| Познавательные логические:
классификация
| Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникатив
ные
| Овладение понятием сохранения (на примере дискретного множества).
| Функционально- структурная сформирован
ность учебной деятельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения
| Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики
| Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию
| Познавательные знаково-символические
| Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности
| Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах
| Регулятивные:
-выделение и сохранение цели заданной в виде образца- продукта действия,
-ориентация на образец и правило выполнения действия,
- оценка
|
| Умение произвольно регулировать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом
| Функционально- структурная сформирован
ность учебной деятельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения
| Формирование умения организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем.
Овладение эталонами обобщенных способов действий, научных понятий (в русском языке, математике) и предметной, продуктивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др.)
|
| Коммуникатив
ные как умение вступать сотрудничество,
| Коммуникатив
ные (речевые), регулятивные соотносить собственную позицию с позицией партнеров
| Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии
| Формирование внутреннего плана действия
| Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания
| Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения
| Коммуникатив
ные, как общение
| Коммуникатив
ные, регулятивные
| Развитие коммуникации как общения и кооперации свзрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи
| Развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий
| Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания
| Формирование осознанности и критичности учебных действий
|
Приложение №2 |