Скачать 54.63 Kb.
|
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Связь слов в предложении. Закрепление изученного». Учитель ГБОУ СОШ №556 Курортного района г. СПб Резакова Ольга Николаевна ЦЕЛИ. Развитие связной речи учащихся. Развивать умение выделять предложение из потока речи, оформлять его на письме. ЗАДАЧИ: 1.Обучающая: развивать умение составлять распространенные предложения формировать умение устанавливать связь слов в предложении; работа над лексическим значением слова. 2. Развивающая: обогащение словарного запаса; развитие логического мышления. 3. Воспитывающая: умение работать в малых группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению); уважительное отношение друг к другу; внимание; самостоятельность. ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку; раздаточный материал с деформированными предложениями; опорные карточки со словами. Ход урока. 1. - Сегодня наш урок мы посвятим прекрасному времени года – осени. Мы совершим удивительное путешествие в мир предложений, выполняя задания осени. Проблемная ситуация. (Задание на умозаключение.) (Слайд 2) - Чтобы попасть в страну Предложений, необходимо выполнить следующее логическое упражнение. Справиться с заданием вам поможет таблица. Будьте внимательны, запоминайте. Марина, Коля и Оля написали предложение: Осень – красивое время года На конце предложений они поставили разные знаки: точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Марина поставила не вопросительный знак. Коля поставил точку. Определите, какой знак поставил каждый ученик? (Ученики повторяют задание и делают умозаключение, пользуясь таблицей «да» - «нет».) - Какой знак поставил Коля? (.) - Прочитайте так, как прочитал Коля. - Какое получилось предложение по цели высказывания? (повествовательное) - Какой знак поставила Оля? (?) - Кто хочет прочитать, как прочитала Оля? - Какое по цели высказывания получилось пр-е? (вопросительное) - А как прочитала это пр-е Марина? - Какое это пр-е по интонации? (восклицательное) - Какой знак девочка поставила в конце предложения? (!) - Кто из них прав? (Они прочитали это предложение с разной интонацией.) Запишите предложение, которое составила Марина, пропустив одну строчку. 2. Формулирование учащимися темы и цели урока. (Слайд 3) - Выполняя логическое упражнение, какой речью мы воспользовались? - Скажите, из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений.) - Что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию.) - Без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы – подлежащего и сказуемого.) - О чем мы сейчас говорили? (О предложении) -Значит, какова тема сегодняшнего урока? - Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке? Используйте опорные слова. РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ….. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ СЛОВ В …. - Для чего нам нужны эти умения? (Чтобы строить красивые предложения. Чтобы наша речь была красивой…)
- Осень преподнесла нам новое задание: Шалун - ветер подул и рассыпал листики. Каждый из вас должен сложить свою строчку, а затем вам нужно сложить листики так, чтобы получилось одно красивое четверостишье. (Каждая пара получает листики разных цветов, по7 штук) Зачитывают предложение, просматривая картины осени. (Слайды 4 - 12) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. Весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной. . 4. Физкультминутка. Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ноги, Влево, вправо побыстрей. Удивимся – что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно Ну а дальше – будь здоров.
(На осенних листьях написаны группы слов.) ЛИСТИКИ КРУЖАТСЯ О КРАСОТЕ ПЁСТРЫЙ ЛИСТЬЯ ШУРШАТ ПОД НОГАМИ БАГРЯНЫЕ ЛИСТОЧКИ ГРУСТЯТ ЗЕМЛЮ ЗОЛОТИСТЫЕ ОНИ УСТИЛАЮТ КОВРОМ КРАСНЫЕ - Какое сейчас время года? Назовите признаки осени…. Осень - долгое время года. Она начинается, как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голыми, повсюду грязь, дождь, сырость. Поэтому это время года вызывает разные настроения людей. Каждый замечает в осени что – то свое. Осень – это не только краски, но и особые звуки и запахи. - Как вы думаете, что придает осени особое очарование? (Листья) Как долго длится жизнь листьев? Подберите слова, обозначающие действие листьев. (Появляется осенний листочек с соответствующими словами.) - Подберите однокоренные слова к слову листья (листики, листочки) - Когда употребляют слова листики, листочки? - Сегодня мы составим небольшой текст «Краса осени». Начало текста у нас уже есть. Прочитайте его. Запишите заголовок на пропущенной строчке. - Какова тема нашего текста?
КРАСУЮТСЯ, ОСЕНЬЮ, В РАЗНОЦВЕТНЫХ, ДЕРЕВЬЯ, НАРЯДАХ, РАННЕЙ - Почему эту группу слов нельзя назвать предложением? - Сформулируйте задание. - Составьте и запишите предложение. Разбор предложения. (Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.) - Какое слово показывает наше отношение к листьям? 2) Распространите предложение, добавив слова, обозначающие признак предмета. (Слайд 14) ……, ……, ……. ЛИСТЬЯ ПЛАВНО КРУЖАТСЯ В ВОЗДУХЕ. Комментированное письмо. (Багряные, красные, золотистые листья плавно кружатся в воздухе.) - Подчеркните грамматическую основу. - Назовите словосочетания в этом предложении. - Рассмотрите схему, составленную к этому предложению Незнайкой. В этой схеме сбилась стрелка и связь слов установилась неверно. (Слайды 15-16) ЧТО? ЧТО ДЕЛАЮТ? ЛИСТЬЯ КРУЖАТСЯ КАКИЕ? КАКИЕ? КАКИЕ? ГДЕ? КАК?
ОНИ УСТИЛАЮТ. - Что нужно сделать, чтобы предложение стало более красивым и понятным? (Распространить) Выполните это задание. -Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем грамматическую основу. Найдите словосочетания. (Они устилают землю пестрым ковром.)
ЛИСТИКИ ШУРШАТ. - Распространите предложение по схеме: ЧТО? ЧТО ДЕЛАЮТ? ЛИСТИКИ ШУРШАТ КАК? ГДЕ? У КОГО? (Листики жалобно шуршат у нас под ногами.)
- Чьё предложение вам больше нравится? Почему? (Листочки грустят о былой красоте.)
- Какова главная мысль нашего текста? - Составьте восклицательное предложение, которое передаст, что вы чувствуете в конце осени. Запись понравившегося предложения. 7. Итог урока. Рефлексия деятельности. - Кто хочет выразительно прочитать текст? (Слайды 19 - 26) - Что вы чувствовали, когда слушали? - Какие виды работ особенно понравились на уроке? - Именно эти виды заданий помогают развивать нашу речь, формируют умение распространять предложения. Значит, мы справились с поставленной учебной задачей. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Дома расскажите о нашем путешествии в осень и обязательно выразительно прочитайте наш текст родителям. |