Ленинградский областной институт развития образования Кафедра специальной педагогики
Кабинет коррекционных учреждений
Федорова Марина Владимировна Материалы на «Ярмарку инноваций в образовании-2012» «Использование элементов мнемотехники с целью развития связной речи детей с ОНР»
Методические разработки учителя - логопеда МАДОУ «Детский сад № 29 компенсирующего вида» города Кириши
г. Санкт-Петербург
2012 год
Содержание
Введение 2
1. Обобщение опыта работы 4
2. Применение мнемотаблиц в моей практике 6
3. Поэтапное развитие элементов мнемотехники 8
4. Мониторинг речевого развития детей с ОНР 10
Введение
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Н.Н. Трауготт отмечает у детей с ОНР, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающий от нормы словарь и своеобразие его употребления, узко ситуативный характер словаря. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях. Исследования С.Н. Шаховской показывают, что у детей с тяжелой патологией речи пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей с недоразвитием речи нет правильной группировки слов при усвоении, лексика не точна по значению.
Наблюдения показывают, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств я использую в своей работе элементы мнемотехники.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и процесс запоминания.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, но их суть одна – вначале запоминается какой – либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.
Ассоциация – мысленная связь между двумя предметами, фон – это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей, тогда для того, чтобы запомнить множество каких – то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо. Приемы мнемотехники, которые я использую в своей работе облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: « Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на моих занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
|