Скачать 35.54 Kb.
|
Конспект логопедического занятия по теме предложение. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Тема: Дифференциация понятий «словосочетание», «предложение». Цели: -учить дифференцировать понятия «словосочетание», «предложение»; -учить понимать предложение как единицу речи, обладающую смысловой и интонационной законченностью; -формировать умение выделять предложение из речи, наблюдать интонационную законченность, видеть границы предложения, обозначать их на письме; -развивать память, внимание, мышление; Ход занятия:
Назовите «лишнее» слово, объясните почему оно лишнее. Береза, тополь, сирень, осина. Помидор, тыква, огурец, яблоко. Кошелек, ручка, портфель, сумка. Очки, весы, часы, термометр. Бабочка, сверчок, паук, муравей. Груша, слива, яблоко, картофель. Стул, подушка, диван, кровать. Утка, корова, овца, лошадь. -Вспомните все «лишние» слова, которые вы назвали. Назовите гласные звуки. -Запишите в тетрадь в клеточку, все «лишние» слова, которые мы назвали, подчеркните, гласные буквы. 2. Развитие внимания. Запись числа. Откройте тетради, запишите число, тему занятия. 4. Работа со словосочетаниями. В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова. (Детям выдаются карточки с заданием .Слова не подчеркнуты).
Прочитайте слова, которые вы подчеркнули: 1-я строчка -опавшие листья, 2-я строчка – желтым ковром ,3-я строчка – укрыли землю. Что мы только что прочитали? Как вы определили, что это словосочетание? Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого. Запишите словосочетания. Найдите главное слово, обозначьте его крестиком, поставьте вопрос к зависимому слову. 5. Физкультминутка. Послушайте слова и ответьте на вопросы. 1.Помидор, огурец, кефир, капуста, петрушка. Сколько слов могут быть зеленого цвета? 2.Москва, котёл, козёл, Волга, волк ,солнце. Какие слова следует писать с заглавной буквы? 3.Капуста, помидор, кабачок, тыква, морковь. Назови лишнее слово. 4. Артемон, Жучка, Барсик, Полкан, Пушок. Какие клички дают котам? 6. Дифференциация понятий «словосочетание»,«предложение». На карточках следующее задание:
Дети читают первую строчку. - Что записано в первой строчку? (слова) - Эта группа слов выражает законченную мысль? (нет) Прочитайте вторую строчку. Что записано? (Словосочетания) - Эта группа слов выражает законченную мысль?(да) Это предложение? (нет) Почему? (не выражает законченную мыль) Прочитайте третью строчку. Что записано? (предложение) Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мыль. О чем говорится в предложении? (о листьях) Что говорится о листьях? (листья укрыли) Сколько слов в предложении?(6) Назовите первое слово. (Опавшие) Почему оно написано с заглавной буквы? Какой знак препинания обозначает конец предложения? 7. Запишите предложение в тетрадь. Выделите главные члены предложения. Чем отличается словосочетание от предложения? Словосочетание называет предмет, а предложение содержит сообщение ,о том что происходит, характеризуется смысловой и интонационной законченностью. 8. Игра «Узнай , что я сказала» Хлопните в ладоши , если услышите словосочетание. Топните ногой, если услышите предложение. Наступила осень. Желтые листья. Пожелтела трава. Темная туча. Осенний лес. Идет дождь. Серые тучи. Завяли цветы. 9. Графический диктант. Теперь нарисуйте оленя зеркально. 10. Итог занятия Из чего состоит речь? Что выражает предложение? Из чего состоят предложения? Как связаны слова в предложении? Чем отличается словосочетание от предложения? В работе над конспектом использовалась следующая литература:
|