Скачать 254.09 Kb.
|
Министерство образования Чувашской Республики Муниципальное образовательное учреждение «Батыревская общеобразовательная средняя школа №2» Описание системы работы. Модульное обучение на уроках чтения. Работа учителя начальных классов Михайловой Алевтины Валерьевны с. Батырево 2005г. Еще несколько лет назад я задумалась над тем, как повысить эффективность уроков чтения, сделать их интересными? Как вовлечь всех учащихся в активную учебную деятельность на протяжении всего урока с учетом их возможностей и способностей? Как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя? Как обучение чтению превратить в сбособ развития у детей мышления? На эти вопросы я нашла ответ, изучив литературу об инновационных технологиях обучения. В отличие от традиционной системы обучения в основе построения урока по новым технологиям лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями, формирования учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов. Урок чтения ориентирован на решение таких задач, как формирование (совершенствование) навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения, как речевое, эмоционально – нравственное и творческое развитие. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность: - самоанализ, самоцелеполагание; - самопланирование, самоорганизацию;
На основе изученного материала, исходя из наработанного опыта решила разработать алгоритм проведения уроков чтения, который включает в себя новые технологии обучения: модульное, КСО (по Ривину), разноуровневое и технологию обучения навыкам оптимального чтения, основанную на теории профессора И.Т.Федоренко. Приоритетной задачей начальной ступени является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эту задачу решаю посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, потому что они, во-первых, основаны на учебном сотрудничестве младших школьников, а во-вторых, по тому что учащиеся тогда работают без пошагового учительского руководства и контроля. К тому же, обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Использование данной формы организации обучения в 5-6 классах позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения. Исходя из вышесказанного, по разработанному мною алгоритму работа ведется как индивидуально: одни ученики могут продвинуться значительно вперед, другие, наоборот, могут остановиться на одном из этапов урока, так и в группах с опорой на зону ближайшего развития по трем уровням: низкий, средний, высокий. Зона ближайшего развития определяется после каждого модуля. Группы в течение урока могут меняться по составу. Алгоритм урока чтения имеется у каждого ученика. Умение пользоваться алгоритмическими предписаниями развиваю постепенно, останавливаясь на каждом модуле (этапе урока) основательно. После того, как дети приобретут некоторое умение пользоваться алгоритмическими предписаниями, перехожу к самостоятельной работе на одном уровне. Когда эти навыки будут устойчивыми, можно перехожу и на организацию самостоятельной деятельности на разных уровнях. Имея данный алгоритм, необходимо проявлять творческий подход: что-то брать на спланированный урок, что-то отбрасывать, подбирать необходимый материал для модуля 1, проблемные вопросы к каждому модулю для групп с высоким и средним уровнем обучаемости, оформление доски и др. С тех пор, как уроки чтения стала проводить по данному алгоритму, у моих учащихся повысился интерес к предмету и чтению вообще, значительно улучшились результаты. Ученики читают тексты осмысленно без труда находят в тексте главную мысль; умеют пересказывать, могут искать информацию в учебной литературе, в словарях, в справочниках; выполнять работу по алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по его решению; доводить начатое дело да конца. Модульные уроки чтения с использованием технологий развивающего обучения, способствуют формированию умений описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их специфические и общие свойства, высказывать суждения по результатам сравнения; видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом, самоанализировать, и главное – формируют склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде. Важно и то, что на уроках, построенных по данному алгоритму, учащиеся приобрели такие навыки и способы деятельности, как: вступление в учебное общение участие в дискуссии, организации своей работы в малых группах, владение приемами учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и прийти к общему результату). Чтение (модульное обучение)
Приложение
Самолёты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьётся в стекло: з-з-з-з. Или: Летела муха около уха: ж-ж-ж. Летела оса около носа: с-с-с. Летел комар и звенел: з-з-з. Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали (кулачок прижимается к уху), з-з-з - пусть летит! 2. Работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда: БКЗСТРМНВЗРШЛНХ ЖЛПФХЧШБРПТСТКЛ МНДГМКТФТРМГНЖЗВДФХФГМНБСКТФМН ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ ДГРШКТБСТЦТРСЧШ ТРГХЛДКВЧТБЛМНЗ МФТЧСБНПЖЛЧШГХР БСЛНРГЛЦМБДФЖЦЖ НБСМНПРЛКФХЦЧШП Ф Щ М Ж Д Ш X ЧЪ1 К Б П Р В С Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд читает с гласным [а], второй ряд — с гласным [о], третий ряд — с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
Решетки представляют собой комплект четырехугольников, вырезанных из плотной бумаги, размером 10-26 см. В каждом четырехугольнике вырезаны окошки 1-6 см. Решетки различаются шириной перегородок, которые могут быть от 4-6 мм. Тренировка начинается с решетки перегородки которой составляют 4 мм. При чтении решетки накладываем горизонтально на читаемую часть страницы. Учащиеся, воспринимая видимые в окошках элементы текстов мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки, восстанавливая смысл. Когда появится ощущение легкого чтения, решетку необходимо заменить на следующую. План – конспект урока чтения в третьем классе Тема. «Сказки о животных. В.Г. Сутеев "Дядя Миша"». Цель: Учить составлять схематичный план и пересказывать по плану. Задачи. Познакомить учащихся со сказкой В.Г. Сутеева "Дядя Миша"; формировать понятие "сказка", умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), тему и жанр, понятие о дружбе, уме, глупости; воспитывать доброе отношение к сказкам, к сказочным героям; учить объяснять поступки героев и свое отношение к ним; работать с текстом произведения. Оборудование. Книга В.Г. Сутеева "Дядя Миша"; листочки; цветные карандаши; ручка. Ход урока I. Организационный момент II. Постановка темы урока Учитель. Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением Владимира Григорьевича Сутеева "Дядя Миша". III. Первичное восприятие произведения У. Послушайте текст. Дядя МишаЗашел как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает: - Как дела. Косой? - Да вот, морковку дергаю, дядя Миша. - А хороша морковка-то? - Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко. - Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, - задумчиво сказал Медведь, - в запас на зиму... - На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь! Поплевал Медведь себе на лапы и пошел морковь дергать, да так, что она во все тороны полетела... Как раз мимо Ежик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла. - Безобразие какое! - зашипел Ежик. - Что это тут делается? - Морковку дергаем! - рявкнул Медведь. - А ты куда собрался, колючая голова? - В лес иду. - За груздями, за белыми грибами! Вот грибы - это дело! - обрадовался Медведь. Мне запас на зиму нужен. Идем за груздями, за белыми грибами! - Дядя Миша, - пискнул Заяц, -. а как же морковка? - Морковка, морковка... - рассердился Медведь. Сам ее кушай, а я грибы больше люблю! И пошел за Ежиком в лес. Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет. Белка ему с дерева кричит: - Что это ты, дядя Миша, все кланяешься? - Да вот, грибы собираю - себе запас на зиму делаю, - отвечает Медведь. - Ну что твои грибы, - пищит Белка, - ты лучше орешков попробуй! Попробовал Медведь орехов, и они ему очень понравились. - Вот это дело! Я их сразу, одним махом соберу. Вот так! Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спи ну и потащил. Увидел это Ежик только лапками развел. Туг навстречу Медведю Кот с удочками. - Куда собрался, усатый? - остановил его Медведь. - На рыбалку, дядя Миша. Хочу котятам рыбки наловить. - Рыбки? Я люблю рыбку, - облизнулся Медведь. - Мне очень нужно назиму рыбкой запастись. - Что ж, пошли! У меня как раз лишняя удочка есть, - сказал Кот. Пошли на рыбалку. Вдруг Кот спрашивает: - Постой! А как же твои орехи, дядя Миша? - Да что орехи... Мелочь. Идем скорее рыбу ловить, мне ее много на зиму нужно. Пришли на речку. Только закинули удочки - Лиса тут как тут! Подсела к Медведю и хихикает: - Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься. - Как это - пустяками? - обиделся Медведь. Мне рыба в запас на зиму нужна. - Да много ли ты ее наловишь? И какая радость целую зиму рыбу жевать? - говорит Лиса. - Я лучше тебе другое дело предложу. Всю зиму меня благодарить будешь. - Что за дело? - спросил Медведь. - Пойдем-ка в деревню кур, уток таскать. - Кур? Уток? Идем скорее! - обрадовался Медведь и удочку бросил. - Дядя Миша, у тебя рыбка клюет! - кричит Кот. - Пускай клюет. Рыба не курица, - проворчал Медведь и пошел за Лисой. Когда стемнело, Медведь и Лиса по задам деревни подкрались к колхозному птичнику. Лиса доску в заборе отодвинула и шепчет: - Ты, дядя Миша, посторожи здесь, а я тебе курочек и уточек вынесу, сколько твоей душеньке захочется. -Ладно, - говорит Медведь, -только поскорее приходи, побольше приноси. Мне запас на зиму нужен. Ходит Медведь вдоль забора туда-сюда, смотрит по сторонам, прислушивается... Но недолго ему пришлось сторожить: собак со всей деревни набежало видимо-невидимо! И все рычат, лают, заливаются, того и гляди разорвут! Забыл Медведь про кур, про уток, про Лису-плутовку и со всех ног бросился бежать... Собаки целой сворой - за ним! Так и гнали бедного Мишку до самого леса. Тем временем Лиса со своей добычей незаметно выбралась из птичника и побежала. Только ее и видели! А утром лежит Медведь в лесу под деревом, стонет, охает... Мимо Мышонок пробегал, увидел Медведя, остановился. - Что с вами, дядя Миша? - Да вот, собаки... Вчера всю шкуру с меня чуть не содрали. - Собаки? Это нехорошо, - пискнул Мышонок. - Я хотел, понимаешь, себе на зиму запас сделать... - Запас - это хорошо, - пискнул Мышонок. - Я и морковку дергал, и грибы собирал, и орехи рвал, и рыбу удил, и кур таскал... - Кур таскал? Это нехорошо, - пискнул Мышонок. - Все делал — и вот с пустыми лапами остался... - Что же теперь делать будете, дядя Миша? -спросил Мышонок. - Делать нечего, - сказал Медведь. - Зима на носу. Залягу в берлогу, буду до весны лапу сосать... - Эх, дядя Миша! - пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь? Дети слушают произведение, книги закрыты. Учитель. Понравилось ли вам произведение? Дети. Да. У. Что вам понравилось? Д. Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова -"на здоровье", "спасибо" и другие. У, Что вам не понравилось? Д. Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца. - Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков. - Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток. У. Когда вам было весело? Д, Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу. У. Когда вам было грустно? Д. Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали. IV. Упражнения в моделировании У. Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала? Д. Сказку. У. Почему вы так решили? Докажите. Д. Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает. У. Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку. У всех ребят на партах лежат листочки (модели), на которых они рисуют круг простым карандашом. У. Почему вы нарисовали круг? Д. Мы нарисовали круг, потому что первая сказка, с которой мы познакомились, была сказка "Колобок", а он очень похож па круг, поэтому мы и решили так обозначать сказки. У. Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали? Д. О животных. У. Правильно. Покажите это на своих моделях. Дети закрашивают круг коричневым карандашом. — А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто се написал? Д. Владимир Григорьевич Сутеев. У. Какая это сказка: народная или авторская? Д. Эту сказку написал Сутеев, значит, сказка авторская или литературная. У. Покажите на модели фамилию автора. Дети чертят прямоугольник в верхней части модели и закрашивают красным карандашом, питом пишут фамилию автора. - Сравните с моей моделью. Учитель показывает заранее заготовленную модель. - Ребята, что вы знаете об этом человеке, писателе, авторе? Д. Сутеев рисовал картинки к детским книжкам. - Рисовал мультфильмы. - Писал сценарии к мультфильмам. - Еще у Сутеева был один секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой. - Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. У. С какими произведениями этого автора вы уже встречались? Д. Мы читали сказки "Яблоко", "Мешок яблок", "Палочка-выручалочка", "Елка", "Под грибом", "Кто лучше?". У. Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку? Д. "Дядя Миша". У. А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями? Д. "Медведь". - "Лиса и Медведь". - "Обманутый Медведь". - "Зимние запасы". - "Звери готовятся к зиме". - "Лес готовится к встрече зимы", У. Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково? Д. Да. Нам очень понравилось. У. Смоделируйте название сказки. Дети чертят прямоугольник внизу модели и закрашивают синим карандашом, пишут название произведения. - Сравните с моей моделью. Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке. Д. Сутеев, "Дядя Миша", сказка о животных. V. Работа с текстом У. Кто главный герой в сказке? Д. Дядя Миша. У. Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это. Учитель проделывает то же самое на доске. - С чего начинается сказка? Прочитайте. Дети читают начало сказки, где Медведь встречается с Зайцем. - Покажите на модели. Дети показывают. - Почему использовали двустороннюю стрелку? Д. Потому что Медведь разговаривает с Зайцем, Заяц разговаривает с Медведем. У. Как это явление называется в литературе, в русском языке? Д. Диалог. У. Что такое диалог? Д. Это разговор двух или нескольких лиц. У. Что делал Заяц? Д. Морковку дергал. У. Покажите на модели. Дети рисуют морковку. - О чем попросил Зайца Медведь? Прочитайте. Д. "Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, - задумчиво сказал Медведь, — в запас на зиму... - На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь!" У. Как Медведь дергал морковь? Прочитайте. Д. "Поплевал Медведь себе на лапы и пошел морковь дергать, да так, что она во все стороны полетела..." У. Что было дальше? Д. Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами. У. Покажите на модели. На доске висят условные обозначения. У. Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов? Д. Нет. У. Как он относился к делу? Прочитайте. Д. "Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет". У. Кто потом позвал Медведя? Д. Белочка. У. Покажите на модели. - Как Медведь собирал орехи? Прочитайте. Д. "Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых, орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил". У. С кем произошла встреча дальше? Д. С Котом. У. Куда Кот позвал медведя? Д. На рыбалку. У. Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка? Д. Нет. У. Покажите на модели. Дети показывают. - Кто встретился потом? Д. Лиса. У. Что предложила Лиса Медведю? Прочитайте. Д. Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать. У. Как они охотились? Прочитайте. Дети читают. - Покажите на своих моделях. Дети рисуют яйцо, так как им еще трудно нарисовать курочку или утку. - О каком еще герое говорится в сказке? Д. О Мышонке, У. Покажите на модели. - Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте. Д. "Эх, дядя Миша! - пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?" У. А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка? Д. Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца. У.Ребята, на ваших глазах рождается еще одна книжечка, где каждая страничка - это ваша работа. Учитель собирает модели и стиплером сшивает их, обложка для книжки подготовлена заранее. - Дети! "Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам - урок". Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нес? Что хотел нам сказать автор? Д. Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем. - Друзья всегда помогут тебе н трудную минуту. - Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь", что и произошло с нашим Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в берлогу и до весны сосать лапу. VI. Физкультминутка Ребята превращаются в героев сказки. Учитель задает вопросы, а ребята показывают, как скачет, прыгает Зайчик, как ходит Медведь, как Медведь дергал морковку, как прыгает Белочка; показывают хитрые глазки лисы и т.д. VII. Работа с текстом (продолжение) У. Я предлагаю вам игру "Молчанка". Учитель показывает ребятам полоску с вопросом, дети читают молча, поднимают руку и отвечают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал? У. Морковку дергал? Д. С Зайцем. У. Кур таскал? Д. С Лисой. У. Грибы собирал? Д. С Ежиком. У. Рыбу удил? Д. С Котом. У. Орехи рвал? Д.С Белочкой. VIII. Выявление читательского опыта У. Как называется сказка, с которой мы сегодня работали? Д. "Дядя Миша". У. Чему учит эта сказка? Д. Сказка учит трудиться, помогать своим друзьям и тем, кто нуждается в твоей помощи. Учит доводить дело до конца и только потом браться за другое дело. Учит добру. У. На какую сказку очень похожа наша сказка? Д. На сказку Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". У. Почему вы так считаете? Д. Старуха тоже очень много хотела, а осталась у разбитого корыта, как и наш дядя Миша, который всю зиму будет сосать лапу, так как ничего не смог собрать, приготовить себе на зиму, хотя брался за все. У. Какие вы можете вспомнить пословицы, которые точно отражают основную мысль нашей сказки? Д. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Делу - время, а потехе - час. Кончил дело - гуляй смело. Какова работа, такова и награда. IX. Рекомендации по работе с книгой У. Ребята, расскажите эту сказку дома своим родным от имени дяди Миши. А.В. Михайлова, учитель начальных классов Батыревской СОШ№2 Батыревского района Чувашской республики |