ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ОБЩЕЙ РЕАНИМАТОЛОГИИ ИМЕНИ В.А.НЕГОВСКОГО»
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор УРАМН «НИИОР» РАМН
член-корреспондент РАМН, профессор
В.В. Мороз
| ПРОГРАММА
послевузовского профессионального образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу: История и философия науки
Данная рабочая программа для подготовки и сдачи кандидатского экзамена «История и философия науки» составлена на основании: 1. Приказа Министерства образования Российской Федерации №696 от 17.02.2004г. о введении с 1 июля 2005г. для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук нового экзамена «История и философия науки». 2. Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом ВАК Минобразования России и утвержденной приказом Минобразования России от 17.02.2004 г. №697.
Программа ориентирована на выпускников медицинских высших учебных заведений по всем специальностям.
Программа обсуждена на Заседании ученого совета Учреждения Российской академии медицинских наук «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А.Неговского» РАМН «05» июня 2012г., протокол № 10 Заместитель председателя
ученого совета ФГБУ «НИИОР» РАМН,
профессор Голубев А.М.
Ученый секретарь
ФГБУ «НИИОР» РАМН,
профессор Решетняк В.И. 2012 год
1. Цели и задачи курса.
1.1. Курс «История и философия науки» представляет собой систему знаний, обеспечивающих формирование мировоззренческих и методологических, логических и гносеологических, аксиологических и эвристических оснований в рамках профессиональной исследовательской деятельности по подготовке диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Программа рассматривает философию, выделяя лишь одну грань ее взаимодействия с миром, а именно взаимоотношения философии и науки. Предполагается, что аспирант, прослушавший в студенческие годы учебный курс по философии и сдавший вступительный экзамен в аспирантуру по данной дисциплине в рамках учебной программы, в достаточной степени овладел теоретическими основами философской рефлексии, чтобы применить последние в своей профессиональной научной деятельности.
В программе курса по учебному стандарту могут быть выделены следующие три взаимосвязанные раздела.
Первый раздел - это «Общие проблемы философии науки». Его содержанием является рассмотрение общих философских вoпpoсoв науки: понятий науки, критериев научности, структуры научного знания, его уровней, типов и видов; а также общей методологии научного познания, теории развития научного знания, функционирования науки как особого социального института, ценностных и правовых механизмов регуляции научной деятельности, взаимодействия науки и общества и др.
Второй раздел - это «Философские проблемы медицины». Медицина тут рассматривается как наука о человеке, его здоровье и болезни. Философия как теоретическая рефлексия культуры составляет мировоззренческую и методологическую основу любой науки, в том числе и медицины.
Третий раздел представленной программы - это собственно история науки в целом, а также история медицины или история конкретных наук, по которым специализируются аспиранты.
Целью преподавания является: анализ науки в широком социокультурном контексте и ее историческом развитии, получение представления о тенденциях развития современного медицинского знания. Кроме того, освоение курса должно способствовать совершенствованию научного мышления, формированию оснований для развития творческого и теоретического мышления врача независимо от профиля его деятельности, т.к. теоретический уровень мышления, как известно, не является прирождённым свойством психики человека.
1.2. Из поставленных целей вытекают конкретные задачи :
- раскрыть сущность основных аспектов бытия науки;
- дать представление об основных проблемах кризиса современной техногенной цивилизации и тенденциях смены научной картины мира, типов научной рациональности;
- проанализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы, возникающие в науке на современном этапе ее развития, в медицине в том числе;
- активизировать целеполагание, раскрывая исследованные в развитии философской мысли возможности и варианты ценностного выбора, демонстрируя те сложности и противоречия, с которыми сталкивалась и сталкивается этическая мысль медиков;
- развить категориальное мышление, которое является важнейшей предпосылкой профессионального творчества и научности в подходе к медицинским ситуациям;
- показать единство медицинского знания и философской методологии познания, выявляя и демонстрируя их исходные предпосылки, что весьма важно для развития у медиков методологического мышления;
- осветить отдельные этапы развития науки в различные периоды истории;
- обозначить экономические, культурные, политические, идеологические и другие факторы, повлиявшие на развитие медицины в различные исторические эпохи;
- охарактеризовать основные открытия, оказавшие влияние на развитие медицинской науки, познакомиться с биографиями выдающихся исследователей прошлого;
- уделить особое внимание истории становления забайкальского научного сообщества, истории научных исследований и открытий в Забайкалье в XVIII-XXI веках.
В результате освоения дисциплины слушатели должны иметь представление:
- о предмете и основных концепциях современной философии науки;
- о взаимосвязи философского и научного знания;
- о генезисе научного знания, логике историко-научного процесса и основных научных традициях;
- о специфике современной научной картины мира;
- о структуре и методологии научного познания;
- о динамике науки как процессе порождения нового знания;
- об особенностях современного этапа развития науки;
- о взаимосвязи философских, общенаучных категорий и понятий медицины;
- об истории развития медицинской науки;
- об истории разрабатываемого аспирантом или соискателем в диссертации вопроса и о месте собственных исследований в науке.
Должен знать:
- основные подходы к исследованию науки;
- специфику и структуру научного познания;
- функции науки;
- суть основных философских проблем медицины и способы их решения;
- специфику медицины как науки, базирующейся на естественнонаучных и социально-гуманитарных знаниях;
- основные философские методы и их реализацию в медицинской деятельности (формально-логический, диалектический, герменевтический, критический);
- основные философские принципы построения современной научной картины мира;
- философско-методологические основания современной медицинской деятельности.
Должен уметь:
- использовать философский категориальный аппарат;
- ясно и чётко формулировать свои суждения и рассуждения;
- логически корректно ставить и решать научные и практические проблемы;
- владеть гносеологическими процедурами анализа, синтеза, сравнения, аналогии, конкретизации и абстрагирования;
- реализовывать полученное знание при освещении медицинских проблем;
- соотносить практическую деятельность субъекта (человек, группа, общество) с его мировоззренческими основаниями.
1.3. Взаимосвязь с другими дисциплинами.
Освоению данной программы предшествуют учебные курсы по истории философии, истории медицины, общему курсу философии и биоэтики, всеобщей истории и истории России.
2. Содержание курса «История и философия науки»
2.1. Учебный план
Зачетные единицы 3 (1/36)
Всего часов 108
Всего часов аудиторных 98
Экзамен 10
Лекции
Семинары
2.2. Тематические планы лекций, с указанием объема часов
№
| Название тем практических занятий
| Кол-во часов
| Раздел 1. Общие проблемы философии науки
| 64
| 1
| Предмет и основные концепции современной философии науки
| 4
| 2
| Наука в культуре современной цивилизации
| 2
| 3
| Многообразие форм знания. Научное и ненаучное знание
| 2
| 4
| Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
| 8
| 5
| История научных исследований
| 2
| 6
| Структура научного познания
| 6
| 7
| Структура и функции научной теории
| 4
| 8
| Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования
| 2
| 9
| Научная картина мира, ее исторические формы и функции
| 2
| 10
| Динамика науки как процесс порождения нового знания
| 4
| 11
| Общие закономерности развития науки
| 2
| 12
| Методология научного исследования. Функции философии в научном познании
| 8
| 13
| Характеристика общенаучных методов и приемов исследования
| 2
| 14
| Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
| 4
| 15
| Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
| 4
| 16
| Этические проблемы науки ХХI века
| 4
| 17
| Наука как социальный институт
| 4
| Раздел 2. Философские проблемы медицины
| 26
| 18
| Философия медицины и медицина как наука
| 4
| 19
| Особенности развития медицины в ХХ веке
| 2
| 20
| Философские категории и понятия медицины
| 4
| 21
| Сознание и познание
| 4
| 22
| Социально-биологическая и психосоматическая проблемы
| 4
| 23
| Проблема нормы, здоровья и болезни
| 4
| 24
| Биоэтика – наука о самоценности жизни
| 2
| 25
| Рационализм и научность медицинского знания
| 2
| Раздел 3. История медицины
| 8
| 26
| История медицины и ее роль в изучении философии науки. Медицина в период первобытнообщинного строя и в период рабовладельческого общества
| 2
| 27
| Медицина Западной Европы в период феодального общества. Понятие схоластики, основные принципы и методы подготовки врачей в системе университетского образования. История медицины в России
| 2
| 28
| Медицина Нового времени. Дифференциация клинических дисциплин. Исторические предпосылки развития хирургии как науки
| 2
| 29
| Философские и естественнонаучные основы развития медицины в XIX веке. Отечественные терапевтические школы. Методологические подходы к оценке здоровья. Отечественная физиология XIX века
| 2
| 2.3. Темы семинарских занятий с указанием объема часов
№
| Название тем практических занятий
| Кол-во часов
| 1
| Наука как часть культуры. Детерминанты эволюции науки
| 2
| 2
| Структурные уровни и методы научного познания
| 2
| 3
| Диалектика как метод познания. Законы и категории диалектики в медицине
| 2
| 4
| Феномен биосоциальности человека и проблема его сущности
| 2
| 5
| Врачебная этика и биоэтика
| 2
| Всего
| 10
| 2.4. Темы рефератов (для самостоятельной работы)
Научный руководитель и аспирант могут содержательно скорректировать предложенные темы или сформулировать новые, не вошедшие в данный перечень.
Темы рефератов для аспирантов всех профилей медицинской деятельности
1. Медицина и науки о живой и неживой природе: сходство и различие оснований.
2. Понятия: «объект» и «предмет» теории. (Что сегодня реально является объектом и предметом медицинской теории?)
3. Дифференциация медицинских наук и основания их единства.
4. Основания общей теории патологии.
5. Соотношение теоретического и эмпирического уровней знания в медицинской теории.
6. Современная наука и проблема этиологии болезней.
7. Проблемы детерминизма в науке XX века и их проявление в этиологических концепциях современной медицины.
8. Методологический смысл этиологических концепций монокаузализма, кондиционализма, конституционализма. Их сходство и различие.
9. И.В.Давыдовский о теоретических проблемах этиологии.
10. «Клинический опыт» как логика диагноза, прогноза и терапии. Его достоинства и ограниченность.
11. Проблема редукционизма в современной медицине.
12. Диалектика и системный подход в медицине.
13. Соотношение философского, общенаучного и конкретно-научного методов в медицине.
14. Здоровье населения как показатель его социального и экономического благополучия.
15. Здоровый образ жизни: сущность и методологические подходы к его изучению.
16. Социальная медицина: проблемы и перспективы.
17. Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины.
18. Онтологические, гносеологические и ценностно-нормативные основания медицины.
19. Сциентизм и антисциентизм: их исторические корни и проявления в XX веке.
20. Этические принципы медицинской профессии.
21. Эмбрион? Плод? Человек? (Этические проблемы начала человеческой жизни).
22. «Физика» и «метафизика» смерти.
23. Соотношение «биологического» и «социального» в смерти человека.
24. Может ли душа быть генетически обусловлена?
25. Этические проблемы новых «технологий зачатия» (оплодотворение in vitro, клонирование).
26. История и логика евгеники.
27. Смерть как «стадия жизни».
28. Эвтаназия: история проблемы.
29. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.
30. СПИД: морально-этические проблемы.
31. Патернализм и современные модели взаимоотношения врача и пациента.
32. Медицинская сексология и нравственная антропология.
33. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.
34. Понятие жизни в современной науке и философии.
Темы рефератов по истории медицины
1. Эволюция философских и медико-теоретических представлений о человеке, о его здоровье и болезни в истории культуры.
2. Традиционные системы врачевания Древнего Востока (Медицина древних государств Месопотамии, Древнего Египта, Индии, Китая). Их влияние на последующее развитие медицины.
3. Традиции «пульсовой диагностики» в Китае.
4. Платон и Гиппократ. «Врач-философ подобен богу...»: в чем сокровенный смысл этой античной идеи?
5. «Гиппократов сборник» - энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания.
6. Смерть как проблема человеческой жизни. Марк Аврелий «Наедине с собой».
7. Философия как врачевание души. Сенека «Письма к Луциллию».
8. Авиценна. Взгляд на теоретическую и практическую медицину. Учение о строении человеческого тела.
9. Теология и наука. Средневековые университеты и медицина.
10. Христианство и нравственные основы медицины.
11. Средневековая медицина: теоретическая рефлексия как основа понятия патологии. Начала психотерапии.
12. Аскетизм - нравственный и медико-психологический смысл.
13. Философский пантеизм Возрождения и магическая медицина. Парацельс и Агрикола.
14. Успехи естествознания XVI века и их влияние на медицину. Леонардо да Винчи, А.Везалий, У.Гарвей.
15. Ятрофизическое и ятрохимическое направления в медицине. Парацельс, Санторио и др.
16. Эмпиризм Ф.Бэкона, его индуктивная логика и клиническое мышление современного врача.
17. Европейский рационализм Нового времени и соматическая медицина (А.Галлер, Дж.Б.Морганьи, Левенгук, Цельсий).
18. И. Кант о структуре креативного мышления (чувственность, рассудок, разум) и логика современного медицинского исследования.
19. Т.Кун о понятиях: «нормальная наука», «парадигма», «революция в истории науки» (на примере истории медицины).
20. Парадоксы науки XX века: дегуманизированная медицина. Истоки этого феномена и пути преодоления.
21. Проблемы гуманизации медицины и гуманитаризации медицинского образования.
Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в различных областях терапии (эндокринологии, внутренних болезней, офтальмологии)
1. Человек как предмет современной медицины (поиски определения). Лечить «болезнь» или «больного».
2. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие.
3. «Норма» и «сущность» здоровья и болезни. Их связь и различие.
4. Философский аспект психосоматического направления в современной медицине.
5. Проблема целостности в теории патологии.
6. Проблема причинности в медицине.
7. Методологический смысл этиологических концепций Г.Селье и И.В.Давыдовского.
8. Теоретический и эмпирический уровни медицинского исследования. Связь и различие. Эвристические возможности и сущность методов моделирования, эксперимента, системного подхода в медицине.
9. Методологические проблемы измерений в медицине. Возрастание роли прибора в процессе клинического анализа.
10. Социальные детерминанты жизни человека и его психического здоровья.
11. Социальная этиология здоровья и болезни. Болезни цивилизации.
12. Биоэтика - наука о самоценности жизни, основа для выработки новой морально-этической системы человеческих отношений.
13. Особенности биоэтических проблем в онкологии (хирургии, акушерстве и гинекологии и др.).
14. Становление эндокринологии как науки. Ее предмет и методы исследования.
15. Формирование эндокринологии в России. Ее профилактическая направленность.
16. Становление детской эндокринологической службы в России.
17. Проблемы и методы современной эндокринологии.
18. Эмпирическая офтальмология (Гиппократ, Гален, Авиценна).
19. Проблемы и методы современной офтальмологии.
20. Профилактика глазных болезней и отечественная медицина.
21. Развитие учения об инфекционных болезнях в истории медицины.
22. История изучения инфекционных заболеваний (холеры, чумы, натуральной оспы, СПИДа, лихорадки Эбола и др.)
23. Система профилактики инфекционных болезней в России. Пути ее совершенствования.
24. Научно-технический прогресс и рентгено-радиология во второй половине XX века.
25. Методологические проблемы современной лучевой диагностики.
26. Научные открытия и прогресс медицины (на примере открытия рентгеновских лучей и явления искусственной радиоактивности).
27. Современные направления токсикологии. Проблемы и методы изучения.
28. Токсикология: история и современность.
29. Медицина катастроф. Социальные и этические аспекты.
30. Современная дерматовенерология в системе наук. Предмет и методы исследования.
31. История дерматовенерологии в античности и в средневековье.
32. Развитие дерматовенерологии в Новое время.
33. Традиции отечественной дерматологической школы. Достижения и проблемы.
34. История акушерства и гинекологии в древности и в Новое время.
35. Становление гинекологии как науки.
36. Вклад отечественных медиков в развитие акушерства и гинекологии.
37. Эволюция методов акушерства и гинекологии.
38. Поддержка материнства и детства в социальной политике государства.
39. История акушерства в России.
40. Этические и мировоззренческие аспекты абортивной практики.
41. Современные репродуктивные технологии. Перспективы. Этические и социальные аспекты.
42. Клонирование: «за» и «против». Медицинские, этические, социальные, философские аспекты.
43. Становление анестезиологии как науки.
44. Развитие методов обезболивания. Перспективы и проблемы.
45. Современные проблемы и методы реанимации и интенсивной терапии.
46. Мировоззренческие, этические, правовые аспекты эвтаназии.
47. Формирование педиатрии как самостоятельной научной дисциплины. 48. Специфика предмета и методов исследования.
49. Вопросы оказания медицинской помощи детям в трудах великих врачей древности.
50. Современные проблемы в области педиатрии и охраны детского здоровья
51. Становление российской педиатрической школы. Достижения и проблемы.
Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области патологической анатомии, хирургии и травматологии
1. Исторические этапы развития хирургии. Взаимосвязь теории и практики.
2. Теория и практика хирургии. История и современность.
3. Состояние хирургической науки и организация хирургической помощи в России на современном этапе.
4. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция». Их методологический смысл в медицинской теории и практике.
5. Проблема общего и местного в патологии.
6. Проблема «уровня» патологии в познании нормы и болезни.
7. Этические и правовые аспекты трансплантологии.
8. Проблемы и методы современной травматологии и ортопедии.
9. Эвтаназия: «за» и «против». Мировоззренческие, этические, социальные, правовые аспекты проблемы эвтаназии.
10. Традиции отечественных школ травматологии. Их научные достижения и приоритеты.
11. История развития асептики и антисептики.
12. Формирование русской хирургической школы. Достижения и проблемы.
13. Традиции и перспективы развития хирургии.
14. Основные исторические этапы формирования «патологии», «патологической анатомии».
15. Теории воспаления: историко-логическая ретроспектива.
16. Нозология. «Болезнь - это форма приспособления организма к условиям существования» (акад. И.В. Давыдовский).
17. Исторические периоды развития учения об этиологии болезней.
18. Биологические основы регенерации: проблема качества в патологии.
19. Научные принципы формулирования диагноза. Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области неврологии и психиатрии
1. История становления неврологии как науки.
2. «Русский век» в неврологии (XX век). Вклад отечественных ученых в развитие неврологии.
3. Представление о нервных болезнях в медицине Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции и Рима.
4. «Канон медицины» Авиценны о нервных заболеваниях.
5. История становления нейроморфологии в XIX веке.
6. История становления детской неврологии.
7. Метафизическое понимание психических расстройств в античной медицине.
8. История представлений о природе психических заболеваний в обществе.
9. Психофизическая проблема: от Декарта к современной медицине.
10. Проблема определения критериев нормы и патологии психической деятельности.
11. Соотношение физиологического и психического в медицине.
12. Зарождение и развитие психоанализа (Фрейд, Юнг, Адлер, Лакан и др.)
13. Становление клинической и неклинической психотерапии.
14. Психоаналитическая антропология (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм). Проблема бессознательного.
15. Э. Фромм. Дилемма: иметь или быть? Спасет ли психология больное общество?
16. Проблема построения психосоматической теории медицины.
17. К.Ясперс как психоаналитик и философ.
18. Теория и практика психиатрии рубежа XX-XXI вв.
19. Экзистенциально-психологический подход в современной психиатрии. Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области биологии и медико-биологических наук
1. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии
2. Человек - социальное или биологическое существо? Философский смысл этой альтернативы.
3. Эволюция в понимании предмета биологической науки.
4. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни.
5. Исторические подходы к определению феномена жизни
6. Философско-методологические проблемы современной биологии.
7. Основные этапы становления идеи развития в биологии.
8. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.
9. Организованность и целостность живых систем (по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л. фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева).
10. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования, технологии стволовых клеток. Перспективы и опасности.
11. Философские проблемы теории адаптации.
12. Этапы развития анатомии в древности и в Новое время. Влияние на развитие анатомии фундаментальных принципов культуры.
13. Становление экспериментальных методов в анатомии в эпоху Возрождения.
14. Анатомия в России. Достижения и проблемы.
15. Биомедицинская и клиническая антропология.
16. Эксперимент и вероятностно-статистическая методология в современных биологических науках.
17. Физикализация, математизация и компьютеризация биологических исследований
18. Значение молекулярной биологии для преобразования классических научных дисциплин.
19. Становление и развитие генетики.
20. Системно-структурные и функциональные методы исследования в современных биологических науках
21. Современные аспекты биохимической инженерии и биотехнологии.
22. Расшифровка генома человека и ее значение для будущего человечества.
23. Генная инженерия и ее перспективы.
24. Изучение наследственных заболеваний в истории медицины.
25. Синтетическая теория эволюции и креационизм.
26. Традиции и современные проблемы отечественной генетики.
27. Роль современных молекулярно-биологических методов в генетических исследованиях.
28. Новые направления в общей и медицинской генетике человека.
29. От экспериментальной эмбриологии к генетике эмбриогенеза.
30. Сущность технологии стволовых клеток и ее значение для медицины.
31. Современная антропология и эволюция человека.
32. Евгеника и генетика.
33. Евгеника: история и современность.
34. Проблема эволюции современного человека.
35. Этапы развития, предмет и методы микробиологии.
36. Медицинская микробиология в первой половине XX века. Открытия и проблемы.
37. Становление вирусологии как самостоятельной науки.
38. Современный молекулярно-генетический период в развитии медицинской микробиологии (вторая половина XX века).
39. Научно-технический прогресс и микробиология.
40. Становление иммунологии как самостоятельной науки.
41. Создание клеточной теории иммунитета (И.И.Мечников) и ее значение для развития медицины.
42. Учение об иммунной системе организма. Перспективы его развития.
43. Современные концепции иммунитета.
44. Исторические этапы становления аллергологии.
45. Современные методы в микробиологии (методы генной и белковой инженерии и др.)
46. Развитие микробиологической промышленности.
47. История становления методов исследования в гистологии, цитологии и эмбриологии.
48. История становления гистологии, цитологии как науки.
49. Вклад отечественных ученых в становление эмбриологии как науки.
50. Отечественные гистологические школы. Перспективы развития.
51. Гистология и эмбриология как базовые дисциплины в системе медицинского образования.
52. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки.
53. Организм как саморегулирующаяся система. Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области общественного здоровья и организации здравоохранения.
1. Современное состояние отечественного здравоохранения и пути его реформирования.
2. Социальные аспекты медицинской деятельности: профилактики, лечения, диагностики, реабилитации.
3. Общественное здоровье как научная дисциплина и как национальная ценность.
4. Вклад в развитие социальной медицины отечественных медиков XVIII-XX вв.
5. Здравоохранение как социальная функция медицины.
6. Значение медико-биологических, клинических, гигиенических и общественных наук в социальной медицине и управлении здравоохранением.
7. Основные исторические этапы развития национального здравоохранения.
8. Система здравоохранения в России. Пути ее совершенствования.
9. Типы и профили патологии. Эволюция типов патологии в России и других странах.
10. История организации скорой и неотложной медицинской помощи.
11. Система охраны материнства и детства в России вчера, сегодня, завтра.
12. История становления санаторно-курортной помощи населению.
13. История и современное представление о реабилитации в медицине.
14. Медицина катастроф.
15. Семья и болезни.
16. Современная демографическая ситуация в России и пути ее улучшения. Задачи медицины в этом процессе.
17. Медицинское страхование в России. История и современность.
18. Проблемы и методы вычислительной диагностики.
Темы рефератов по теории истории науки
1. Методология историко-научных исследований.
2. Логическое и историческое в развитии науки.
3. Интерпретация как историко-научная проблема.
4. О соотношении истории науки и философии науки: постановка проблемы и различные подходы к её решению.
5. Единство истории, философии и методологии науки.
6. Кумулятивистская модель истории науки: от О.Конта к П. Дюгему.
7. Традиции и революции в истории науки.
8. Научные революции как модель развития истории науки.
9. Методологические тупики и парадоксы современной науки и медицины.
10. Медицина без человека, или Технологизм научной медицины.
11. Философское обоснование биоэтики как науки.
12. Единство и многообразие научных и ненаучных форм медицинского знания. 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
3.1. Перечень литературы.
Основная литература по 1 разделу:
1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление, - М., 1978.
2. Ильин В.В. Философия науки. Учебное пособие. М., 2003.
3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Учебное пособие. – М., 2004.
4. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов-на-Дону, 2004.
5. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М., 2004.
6. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие для вузов. – М., 2006.
7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.
8. Лось В.А. История и философия науки: Основы курса: Учебное пособие. – М., 2005.
9. Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие. – М., 2005.
10. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.
11. Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1994.
12. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.
13. Томпсон М. Философия науки. – М., 2003.
14. Философия и методология науки. Учебник для ВУЗов. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
15. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов/ В.П.Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2008.
16. Франк Ф. Философия науки. – М., 1960.
Дополнительная литература по 1 разделу:
1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.
2. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.
3. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.
4. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.
5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2003.
6. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.
7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.
8. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
9. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
10. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М., 1985.
11. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
12. Поппер К. Логика научного исследования. – М., 2004.
13. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001.
14. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.
15. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996.
16. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
17. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.
Основная литература по 2 разделу:
1. Анохин А.М. Проблемы знания в медицине: методологические аспекты. М., 1995.
2. Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. М., 1998.
3.Жирнов В.Д. Проблема предмета медицины. – М., 1978.
4. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки. М., Медицина, 1990.
5. Кугай А.И. Философия и медицина: Учебное пособие. – СПб., 2003.
6. Лисицын Ю.П. Теории медицины на стыке веков – ХХ и ХХ1. М., 1998.
7. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. Доктрина адаптивного реагирования. Спб., 1992.
8. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. 2-е изд. М., 1998.
9. Степин В.С. Философская антропология и философия науки, М., 1992.
10. Философия здоровья. М., 2001.
11. Царегородцев Г.И. Методологические проблемы медицины. //Философские проблемы естествознания. М., 1985.
Дополнительная литература по 2 разделу:
1. Блок А. М. Философские проблемы медицины. //Лекции по философии и культурологии. М., 2004.
2. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине (этиология). М., 1964.
3. Комаров Ф.И. Петленко В.П. Шамов И.А. Философия и нравственная культура врачевания. – Киев, 1988.
4. Леонтьев А. М. Проблемы развития психики. М., 1981.
5. Лисицын Ю.П. Изуткин А.М. Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. – М., 1984.
6. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. М., "Мысль", 1988.
7. Михайлова Е.П., Михайлова О. Н. Человек как объект познания в философии и медицине. М., 1991.
8. Михайлов Ф. Т. О медицине. //Лекции по философии и культурологии. М., 2004.
9. Петленко В.П., Корольков А.А. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М., Медицина, 1977.
10. Петленко В.П., Сержантов В.Ф. Проблемы человека в теории медицины. Киев, 1984.
11. Петленко В.П. Царегородцев Г.И. Философия медицины. – Киев, 1979.
12. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. М., 1994.
13. Шевченко Ю.Л. Философия медицины. М., Изд.дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.
14. Энциклопедия клинического обследования больного / пер. с англ. М.,1997.
Основная литература по 3 разделу:
1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т.С. Сорокина. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 560 с.
2. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник / Ю.П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР- МЕД, 2004. – 400с.
3. Заблудовский П.Е. История медицины: учебник / П.Е. Заблудовский, Г. Р. Крючок, М. К. Кузьмин, М.М. Левит. – М.: Медицина, 1981 г.
Дополнительная литература по 3 разделу:
1. Атлас по истории медицины. Под ред. Сорокиной М.С. М., 1987.
2. Лекции по истории мировой медицины. Под ред. В.И. Сабанова, Л.Н. Грибина. – Волгоград, 1996.
3. История медицины: конспект лекций. - Эксмо, Москва, 2007 г.
4. Медицина в зеркале истории. С.М. Марчукова. – С-Пб. 2000 г.
3.2 Методические рекомендации по подготовке реферата
по курсу «История и философия науки»
Первым этапом экзамена по курсу «История и философия науки» является реферат, оцениваемый по системе «зачтено» - «не зачтено». Положительная оценка реферата – необходимый допуск к сдаче экзамена.
Реферат является самостоятельной письменной историко-научной и философско-методологической работой. Работа над рефератом имеет целью углубленное изучение избранной проблемы, творческое освоение современной историко-научной и философской литературы, а также овладение навыками логически связного письменного изложения научно-философских проблем.
Тема реферата избирается аспирантом или соискателем по согласованию со своим научным руководителем и преподавателем курса «История и философия науки». Тема должна соответствовать исторической или философской проблематике медицины и быть близкой к научным интересам аспиранта, освещать важнейшие проблемы, связанные с научной специальностью или темой диссертации. В работе над темой реферата аспирант использует свои профессиональные знания, а также понятия и методологические принципы, усвоенные им в процессе лекционного и семинарского курсов «Истории и философии науки».
По распоряжению министерства, тему реферата необходимо утверждать локальным актом организации, где выполняется диссертационное исследование. Научный руководитель в дальнейшем проводит первичную экспертизу реферата и удостоверяет это своей визой. Только после этого реферат сдается на кафедру гуманитарных наук, где преподаватель, прошедший повышение квалификации и получивший сертификат по дисциплине «История и философия науки», предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку.
Аспиранты и соискатели сдают реферат на кафедру в установленные сроки, но не позднее, чем за месяц до начала экзамена.
Объем реферата составляет 1,5-2 печатных листа (14 кегль WORD, полуторный интервал). ^ Структура реферата должна включать оглавление, введение, не менее двух глав основной части, заключение, список использованной литературы. При отсутствии какого-либо из перечисленных разделов работа к оценке не принимается.
В оглавлении обозначаются все вышеуказанные структурные элементы реферата, с указанием страниц, на которых они находятся. Заголовки плана дублируются в тексте реферата.
Введение – важнейший смысловой элемент реферата. Форма его произвольна, но в нем обязательно должно быть отражено обоснование выбора темы. Необходимо оценить ее с точки зрения актуальности, указать на степень и характер разработанности. Обязательным является формулирование объекта, предмета, цели и задач исследования, указание на связь избранной темы с научной специальностью автора.
Основная часть – это самостоятельно выполненное исследование по проблеме, заявленной в названии реферата, либо обобщение имеющейся историко-научной, научно-философской литературы по теме, либо методологическая разработка историко-научной или научно-философской проблемы с указанием на ее применение в сфере научных интересов автора. Основное содержание реферата делится на главы.
Заключение представляет собой краткое резюме изложенного в основной части реферата, выводы, сделанные из этого изложения. Можно указать на методологическое или мировоззренческое значение содержания реферата как в целом, так и для своей научной деятельности.
Рекомендуемое количество источников, используемых при написании реферата – не менее двадцати. Это должны быть фундаментальные работы по теме и обязательно публикации по ней за последние 2-3 года. Использованная литература должна найти отражение в реферате, но не обязательно путем прямого цитирования. Прямое заимствование, пересказ и изложение материалов учебной и методической литературы без указания источников литературных текстов недопустимо.
На титульном листе необходимо указать: наименование министерства, к которому относится ВУЗ, где сдается кандидатский минимум; название кафедры, на которой проводятся курсы; тему реферата; фамилию, имя, отчество аспиранта или соискателя, его должность и специализацию, место работы или учебы; фамилию, имя, отчество, должность, ученую степень научного руководителя; место и год написания реферата. Реферат должен отвечать требованиям научной публикации, быть выправленным, аккуратно оформленным, с применением необходимого научного аппарата. Идеи, мысли других авторов, пересказанные своими словами, и цитаты должны иметь указания на источник. Реферат должен быть сброшюрован.
Реферат и рецензия на него рассматриваются экзаменационной комиссией. Качество реферата учитывается при оценке ответа. Возможна беседа с автором на тему реферата. 3.3. Примерные вопросы к сдаче кандидатского минимума по "Истории и философии науки"
|