Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 376.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации19.12.2013
Размер376.34 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ОБЩЕЙ РЕАНИМАТОЛОГИИ ИМЕНИ В.А.НЕГОВСКОГО»

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор УРАМН «НИИОР» РАМН

член-корреспондент РАМН, профессор

В.В. Мороз


ПРОГРАММА

послевузовского профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу: История и философия науки

Данная рабочая программа для подготовки и сдачи кандидатского экзамена «История и философия науки» составлена на основании: 1. Приказа Министерства образования Российской Федерации №696 от 17.02.2004г. о введении с 1 июля 2005г. для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук нового экзамена «История и философия науки». 2. Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом ВАК Минобразования России и утвержденной приказом Минобразования России от 17.02.2004 г. №697.

Программа ориентирована на выпускников медицинских высших учебных заведений по всем специальностям.

Программа обсуждена на Заседании ученого совета Учреждения Российской академии медицинских наук «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А.Неговского» РАМН «05» июня 2012г., протокол № 10
Заместитель председателя

ученого совета ФГБУ «НИИОР» РАМН,

профессор Голубев А.М.

Ученый секретарь

ФГБУ «НИИОР» РАМН,

профессор Решетняк В.И.
2012 год

1. Цели и задачи курса.

1.1. Курс «История и философия науки» представляет собой систему знаний, обеспечивающих формирование мировоззренческих и методологических, логических и гносеологических, аксиологических и эвристических оснований в рамках профессиональной исследовательской деятельности по подготовке диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Программа рассматривает философию, выделяя лишь одну грань ее взаимодействия с миром, а именно взаимоотношения философии и науки. Предполагается, что аспирант, прослушавший в студенческие годы учебный курс по философии и сдавший вступительный экзамен в аспирантуру по данной дисциплине в рамках учебной программы, в достаточной степени овладел теоретическими основами философской рефлексии, чтобы применить последние в своей профессиональной научной деятельности.

В программе курса по учебному стандарту могут быть выделены следующие три взаимосвязанные раздела.

Первый раздел - это «Общие проблемы философии науки». Его содержанием является рассмотрение общих философских вoпpoсoв науки: понятий науки, критериев научности, структуры научного знания, его уровней, типов и видов; а также общей методологии научного познания, теории развития научного знания, функционирования науки как особого социального института, ценностных и правовых механизмов регуляции научной деятельности, взаимодействия науки и общества и др.

Второй раздел - это «Философские проблемы медицины». Медицина тут рассматривается как наука о человеке, его здоровье и болезни. Философия как теоретическая рефлексия культуры составляет мировоззренческую и методологическую основу любой науки, в том числе и медицины.

Третий раздел представленной программы - это собственно история науки в целом, а также история медицины или история конкретных наук, по которым специализируются аспиранты.

Целью преподавания является: анализ науки в широком социокультурном контексте и ее историческом развитии, получение представления о тенденциях развития современного медицинского знания. Кроме того, освоение курса должно способствовать совершенствованию научного мышления, формированию оснований для развития творческого и теоретического мышления врача независимо от профиля его деятельности, т.к. теоретический уровень мышления, как известно, не является прирождённым свойством психики человека.

1.2. Из поставленных целей вытекают конкретные задачи :

- раскрыть сущность основных аспектов бытия науки;

- дать представление об основных проблемах кризиса современной техногенной цивилизации и тенденциях смены научной картины мира, типов научной рациональности;

- проанализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы, возникающие в науке на современном этапе ее развития, в медицине в том числе;

- активизировать целеполагание, раскрывая исследованные в развитии философской мысли возможности и варианты ценностного выбора, демонстрируя те сложности и противоречия, с которыми сталкивалась и сталкивается этическая мысль медиков;

- развить категориальное мышление, которое является важнейшей предпосылкой профессионального творчества и научности в подходе к медицинским ситуациям;

- показать единство медицинского знания и философской методологии познания, выявляя и демонстрируя их исходные предпосылки, что весьма важно для развития у медиков методологического мышления;

- осветить отдельные этапы развития науки в различные периоды истории;

- обозначить экономические, культурные, политические, идеологические и другие факторы, повлиявшие на развитие медицины в различные исторические эпохи;

- охарактеризовать основные открытия, оказавшие влияние на развитие медицинской науки, познакомиться с биографиями выдающихся исследователей прошлого;

- уделить особое внимание истории становления забайкальского научного сообщества, истории научных исследований и открытий в Забайкалье в XVIII-XXI веках.

В результате освоения дисциплины слушатели должны иметь представление:

- о предмете и основных концепциях современной философии науки;

- о взаимосвязи философского и научного знания;

- о генезисе научного знания, логике историко-научного процесса и основных научных традициях;

- о специфике современной научной картины мира;

- о структуре и методологии научного познания;

- о динамике науки как процессе порождения нового знания;

- об особенностях современного этапа развития науки;

- о взаимосвязи философских, общенаучных категорий и понятий медицины;

- об истории развития медицинской науки;

- об истории разрабатываемого аспирантом или соискателем в диссертации вопроса и о месте собственных исследований в науке.

Должен знать:

- основные подходы к исследованию науки;

- специфику и структуру научного познания;

- функции науки;

- суть основных философских проблем медицины и способы их решения;

- специфику медицины как науки, базирующейся на естественнонаучных и социально-гуманитарных знаниях;

- основные философские методы и их реализацию в медицинской деятельности (формально-логический, диалектический, герменевтический, критический);

- основные философские принципы построения современной научной картины мира;

- философско-методологические основания современной медицинской деятельности.

Должен уметь:

- использовать философский категориальный аппарат;

- ясно и чётко формулировать свои суждения и рассуждения;

- логически корректно ставить и решать научные и практические проблемы;

- владеть гносеологическими процедурами анализа, синтеза, сравнения, аналогии, конкретизации и абстрагирования;

- реализовывать полученное знание при освещении медицинских проблем;

- соотносить практическую деятельность субъекта (человек, группа, общество) с его мировоззренческими основаниями.

1.3. Взаимосвязь с другими дисциплинами.

Освоению данной программы предшествуют учебные курсы по истории философии, истории медицины, общему курсу философии и биоэтики, всеобщей истории и истории России.

2. Содержание курса «История и философия науки»

2.1. Учебный план

Зачетные единицы 3 (1/36)

Всего часов 108

Всего часов аудиторных 98

Экзамен 10

Лекции

Семинары

2.2. Тематические планы лекций, с указанием объема часов



Название тем практических занятий

Кол-во часов

Раздел 1. Общие проблемы философии науки

64

1

Предмет и основные концепции современной философии науки

4

2

Наука в культуре современной цивилизации

2

3

Многообразие форм знания. Научное и ненаучное знание

2

4

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

8

5

История научных исследований

2

6

Структура научного познания

6

7

Структура и функции научной теории

4

8

Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования

2

9

Научная картина мира, ее исторические формы и функции

2

10

Динамика науки как процесс порождения нового знания

4

11

Общие закономерности развития науки

2

12

Методология научного исследования. Функции философии в научном познании

8

13

Характеристика общенаучных методов и приемов исследования

2

14

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

4

15

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

4

16

Этические проблемы науки ХХI века

4

17

Наука как социальный институт

4

Раздел 2. Философские проблемы медицины

26

18

Философия медицины и медицина как наука

4

19

Особенности развития медицины в ХХ веке

2

20

Философские категории и понятия медицины

4

21

Сознание и познание

4

22

Социально-биологическая и психосоматическая проблемы

4

23

Проблема нормы, здоровья и болезни

4

24

Биоэтика – наука о самоценности жизни

2

25

Рационализм и научность медицинского знания

2

Раздел 3. История медицины

8

26

История медицины и ее роль в изучении философии науки. Медицина в период первобытнообщинного строя и в период рабовладельческого общества

2

27

Медицина Западной Европы в период феодального общества. Понятие схоластики, основные принципы и методы подготовки врачей в системе университетского образования. История медицины в России

2

28

Медицина Нового времени. Дифференциация клинических дисциплин. Исторические предпосылки развития хирургии как науки

2

29

Философские и естественнонаучные основы развития медицины в XIX веке. Отечественные терапевтические школы. Методологические подходы к оценке здоровья. Отечественная физиология XIX века

2

2.3. Темы семинарских занятий с указанием объема часов



Название тем практических занятий

Кол-во часов

1

Наука как часть культуры. Детерминанты эволюции науки

2

2

Структурные уровни и методы научного познания

2

3

Диалектика как метод познания. Законы и категории диалектики в медицине

2

4

Феномен биосоциальности человека и проблема его сущности

2

5

Врачебная этика и биоэтика

2

Всего

10

2.4. Темы рефератов (для самостоятельной работы)

Научный руководитель и аспирант могут содержательно скорректировать предложенные темы или сформулировать новые, не вошедшие в данный перечень.

Темы рефератов для аспирантов всех профилей медицинской деятельности

1. Медицина и науки о живой и неживой природе: сходство и различие оснований.

2. Понятия: «объект» и «предмет» теории. (Что сегодня реально является объектом и предметом медицинской теории?)

3. Дифференциация медицинских наук и основания их единства.

4. Основания общей теории патологии.

5. Соотношение теоретического и эмпирического уровней знания в медицинской теории.

6. Современная наука и проблема этиологии болезней.

7. Проблемы детерминизма в науке XX века и их проявление в этиологических концепциях современной медицины.

8. Методологический смысл этиологических концепций монокаузализма, кондиционализма, конституционализма. Их сходство и различие.

9. И.В.Давыдовский о теоретических проблемах этиологии.

10. «Клинический опыт» как логика диагноза, прогноза и терапии. Его достоинства и ограниченность.

11. Проблема редукционизма в современной медицине.

12. Диалектика и системный подход в медицине.

13. Соотношение философского, общенаучного и конкретно-научного методов в медицине.

14. Здоровье населения как показатель его социального и экономического благополучия.

15. Здоровый образ жизни: сущность и методологические подходы к его изучению.

16. Социальная медицина: проблемы и перспективы.

17. Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины.

18. Онтологические, гносеологические и ценностно-нормативные основания медицины.

19. Сциентизм и антисциентизм: их исторические корни и проявления в XX веке.

20. Этические принципы медицинской профессии.

21. Эмбрион? Плод? Человек? (Этические проблемы начала человеческой жизни).

22. «Физика» и «метафизика» смерти.

23. Соотношение «биологического» и «социального» в смерти человека.

24. Может ли душа быть генетически обусловлена?

25. Этические проблемы новых «технологий зачатия» (оплодотворение in vitro, клонирование).

26. История и логика евгеники.

27. Смерть как «стадия жизни».

28. Эвтаназия: история проблемы.

29. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.

30. СПИД: морально-этические проблемы.

31. Патернализм и современные модели взаимоотношения врача и пациента.

32. Медицинская сексология и нравственная антропология.

33. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.

34. Понятие жизни в современной науке и философии.

Темы рефератов по истории медицины

1. Эволюция философских и медико-теоретических представлений о человеке, о его здоровье и болезни в истории культуры.

2. Традиционные системы врачевания Древнего Востока (Медицина древних государств Месопотамии, Древнего Египта, Индии, Китая). Их влияние на последующее развитие медицины.

3. Традиции «пульсовой диагностики» в Китае.

4. Платон и Гиппократ. «Врач-философ подобен богу...»: в чем сокровенный смысл этой античной идеи?

5. «Гиппократов сборник» - энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания.

6. Смерть как проблема человеческой жизни. Марк Аврелий «Наедине с собой».

7. Философия как врачевание души. Сенека «Письма к Луциллию».

8. Авиценна. Взгляд на теоретическую и практическую медицину. Учение о строении человеческого тела.

9. Теология и наука. Средневековые университеты и медицина.

10. Христианство и нравственные основы медицины.

11. Средневековая медицина: теоретическая рефлексия как основа понятия патологии. Начала психотерапии.

12. Аскетизм - нравственный и медико-психологический смысл.

13. Философский пантеизм Возрождения и магическая медицина. Парацельс и Агрикола.

14. Успехи естествознания XVI века и их влияние на медицину. Леонардо да Винчи, А.Везалий, У.Гарвей.

15. Ятрофизическое и ятрохимическое направления в медицине. Парацельс, Санторио и др.

16. Эмпиризм Ф.Бэкона, его индуктивная логика и клиническое мышление современного врача.

17. Европейский рационализм Нового времени и соматическая медицина (А.Галлер, Дж.Б.Морганьи, Левенгук, Цельсий).

18. И. Кант о структуре креативного мышления (чувственность, рассудок, разум) и логика современного медицинского исследования.

19. Т.Кун о понятиях: «нормальная наука», «парадигма», «революция в истории науки» (на примере истории медицины).

20. Парадоксы науки XX века: дегуманизированная медицина. Истоки этого феномена и пути преодоления.

21. Проблемы гуманизации медицины и гуманитаризации медицинского образования.

Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в различных областях терапии (эндокринологии, внутренних болезней, офтальмологии)

1. Человек как предмет современной медицины (поиски определения). Лечить «болезнь» или «больного».

2. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие.

3. «Норма» и «сущность» здоровья и болезни. Их связь и различие.

4. Философский аспект психосоматического направления в современной медицине.

5. Проблема целостности в теории патологии.

6. Проблема причинности в медицине.

7. Методологический смысл этиологических концепций Г.Селье и И.В.Давыдовского.

8. Теоретический и эмпирический уровни медицинского исследования. Связь и различие. Эвристические возможности и сущность методов моделирования, эксперимента, системного подхода в медицине.

9. Методологические проблемы измерений в медицине. Возрастание роли прибора в процессе клинического анализа.

10. Социальные детерминанты жизни человека и его психического здоровья.

11. Социальная этиология здоровья и болезни. Болезни цивилизации.

12. Биоэтика - наука о самоценности жизни, основа для выработки новой морально-этической системы человеческих отношений.

13. Особенности биоэтических проблем в онкологии (хирургии, акушерстве и гинекологии и др.).

14. Становление эндокринологии как науки. Ее предмет и методы исследования.

15. Формирование эндокринологии в России. Ее профилактическая направленность.

16. Становление детской эндокринологической службы в России.

17. Проблемы и методы современной эндокринологии.

18. Эмпирическая офтальмология (Гиппократ, Гален, Авиценна).

19. Проблемы и методы современной офтальмологии.

20. Профилактика глазных болезней и отечественная медицина.

21. Развитие учения об инфекционных болезнях в истории медицины.

22. История изучения инфекционных заболеваний (холеры, чумы, натуральной оспы, СПИДа, лихорадки Эбола и др.)

23. Система профилактики инфекционных болезней в России. Пути ее совершенствования.

24. Научно-технический прогресс и рентгено-радиология во второй половине XX века.

25. Методологические проблемы современной лучевой диагностики.

26. Научные открытия и прогресс медицины (на примере открытия рентгеновских лучей и явления искусственной радиоактивности).

27. Современные направления токсикологии. Проблемы и методы изучения.

28. Токсикология: история и современность.

29. Медицина катастроф. Социальные и этические аспекты.

30. Современная дерматовенерология в системе наук. Предмет и методы исследования.

31. История дерматовенерологии в античности и в средневековье.

32. Развитие дерматовенерологии в Новое время.

33. Традиции отечественной дерматологической школы. Достижения и проблемы.

34. История акушерства и гинекологии в древности и в Новое время.

35. Становление гинекологии как науки.

36. Вклад отечественных медиков в развитие акушерства и гинекологии.

37. Эволюция методов акушерства и гинекологии.

38. Поддержка материнства и детства в социальной политике государства.

39. История акушерства в России.

40. Этические и мировоззренческие аспекты абортивной практики.

41. Современные репродуктивные технологии. Перспективы. Этические и социальные аспекты.

42. Клонирование: «за» и «против». Медицинские, этические, социальные, философские аспекты.

43. Становление анестезиологии как науки.

44. Развитие методов обезболивания. Перспективы и проблемы.

45. Современные проблемы и методы реанимации и интенсивной терапии.

46. Мировоззренческие, этические, правовые аспекты эвтаназии.

47. Формирование педиатрии как самостоятельной научной дисциплины. 48. Специфика предмета и методов исследования.

49. Вопросы оказания медицинской помощи детям в трудах великих врачей древности.

50. Современные проблемы в области педиатрии и охраны детского здоровья

51. Становление российской педиатрической школы. Достижения и проблемы.

Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области патологической анатомии, хирургии и травматологии

1. Исторические этапы развития хирургии. Взаимосвязь теории и практики.

2. Теория и практика хирургии. История и современность.

3. Состояние хирургической науки и организация хирургической помощи в России на современном этапе.

4. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция». Их методологический смысл в медицинской теории и практике.

5. Проблема общего и местного в патологии.

6. Проблема «уровня» патологии в познании нормы и болезни.

7. Этические и правовые аспекты трансплантологии.

8. Проблемы и методы современной травматологии и ортопедии.

9. Эвтаназия: «за» и «против». Мировоззренческие, этические, социальные, правовые аспекты проблемы эвтаназии.

10. Традиции отечественных школ травматологии. Их научные достижения и приоритеты.

11. История развития асептики и антисептики.

12. Формирование русской хирургической школы. Достижения и проблемы.

13. Традиции и перспективы развития хирургии.

14. Основные исторические этапы формирования «патологии», «патологической анатомии».

15. Теории воспаления: историко-логическая ретроспектива.

16. Нозология. «Болезнь - это форма приспособления организма к условиям существования» (акад. И.В. Давыдовский).

17. Исторические периоды развития учения об этиологии болезней.

18. Биологические основы регенерации: проблема качества в патологии.

19. Научные принципы формулирования диагноза.
Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области неврологии и психиатрии

1. История становления неврологии как науки.

2. «Русский век» в неврологии (XX век). Вклад отечественных ученых в развитие неврологии.

3. Представление о нервных болезнях в медицине Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции и Рима.

4. «Канон медицины» Авиценны о нервных заболеваниях.

5. История становления нейроморфологии в XIX веке.

6. История становления детской неврологии.

7. Метафизическое понимание психических расстройств в античной медицине.

8. История представлений о природе психических заболеваний в обществе.

9. Психофизическая проблема: от Декарта к современной медицине.

10. Проблема определения критериев нормы и патологии психической деятельности.

11. Соотношение физиологического и психического в медицине.

12. Зарождение и развитие психоанализа (Фрейд, Юнг, Адлер, Лакан и др.)

13. Становление клинической и неклинической психотерапии.

14. Психоаналитическая антропология (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм). Проблема бессознательного.

15. Э. Фромм. Дилемма: иметь или быть? Спасет ли психология больное общество?

16. Проблема построения психосоматической теории медицины.

17. К.Ясперс как психоаналитик и философ.

18. Теория и практика психиатрии рубежа XX-XXI вв.

19. Экзистенциально-психологический подход в современной психиатрии.
Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области биологии и медико-биологических наук

1. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии

2. Человек - социальное или биологическое существо? Философский смысл этой альтернативы.

3. Эволюция в понимании предмета биологической науки.

4. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни.

5. Исторические подходы к определению феномена жизни

6. Философско-методологические проблемы современной биологии.

7. Основные этапы становления идеи развития в биологии.

8. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.

9. Организованность и целостность живых систем (по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л. фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева).

10. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования, технологии стволовых клеток. Перспективы и опасности.

11. Философские проблемы теории адаптации.

12. Этапы развития анатомии в древности и в Новое время. Влияние на развитие анатомии фундаментальных принципов культуры.

13. Становление экспериментальных методов в анатомии в эпоху Возрождения.

14. Анатомия в России. Достижения и проблемы.

15. Биомедицинская и клиническая антропология.

16. Эксперимент и вероятностно-статистическая методология в современных биологических науках.

17. Физикализация, математизация и компьютеризация биологических исследований

18. Значение молекулярной биологии для преобразования классических научных дисциплин.

19. Становление и развитие генетики.

20. Системно-структурные и функциональные методы исследования в современных биологических науках

21. Современные аспекты биохимической инженерии и биотехнологии.

22. Расшифровка генома человека и ее значение для будущего человечества.

23. Генная инженерия и ее перспективы.

24. Изучение наследственных заболеваний в истории медицины.

25. Синтетическая теория эволюции и креационизм.

26. Традиции и современные проблемы отечественной генетики.

27. Роль современных молекулярно-биологических методов в генетических исследованиях.

28. Новые направления в общей и медицинской генетике человека.

29. От экспериментальной эмбриологии к генетике эмбриогенеза.

30. Сущность технологии стволовых клеток и ее значение для медицины.

31. Современная антропология и эволюция человека.

32. Евгеника и генетика.

33. Евгеника: история и современность.

34. Проблема эволюции современного человека.

35. Этапы развития, предмет и методы микробиологии.

36. Медицинская микробиология в первой половине XX века. Открытия и проблемы.

37. Становление вирусологии как самостоятельной науки.

38. Современный молекулярно-генетический период в развитии медицинской микробиологии (вторая половина XX века).

39. Научно-технический прогресс и микробиология.

40. Становление иммунологии как самостоятельной науки.

41. Создание клеточной теории иммунитета (И.И.Мечников) и ее значение для развития медицины.

42. Учение об иммунной системе организма. Перспективы его развития.

43. Современные концепции иммунитета.

44. Исторические этапы становления аллергологии.

45. Современные методы в микробиологии (методы генной и белковой инженерии и др.)

46. Развитие микробиологической промышленности.

47. История становления методов исследования в гистологии, цитологии и эмбриологии.

48. История становления гистологии, цитологии как науки.

49. Вклад отечественных ученых в становление эмбриологии как науки.

50. Отечественные гистологические школы. Перспективы развития.

51. Гистология и эмбриология как базовые дисциплины в системе медицинского образования.

52. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки.

53. Организм как саморегулирующаяся система.
Темы рефератов для аспирантов, специализирующихся в области общественного здоровья и организации здравоохранения.

1. Современное состояние отечественного здравоохранения и пути его реформирования.

2. Социальные аспекты медицинской деятельности: профилактики, лечения, диагностики, реабилитации.

3. Общественное здоровье как научная дисциплина и как национальная ценность.

4. Вклад в развитие социальной медицины отечественных медиков XVIII-XX вв.

5. Здравоохранение как социальная функция медицины.

6. Значение медико-биологических, клинических, гигиенических и общественных наук в социальной медицине и управлении здравоохранением.

7. Основные исторические этапы развития национального здравоохранения.

8. Система здравоохранения в России. Пути ее совершенствования.

9. Типы и профили патологии. Эволюция типов патологии в России и других странах.

10. История организации скорой и неотложной медицинской помощи.

11. Система охраны материнства и детства в России вчера, сегодня, завтра.

12. История становления санаторно-курортной помощи населению.

13. История и современное представление о реабилитации в медицине.

14. Медицина катастроф.

15. Семья и болезни.

16. Современная демографическая ситуация в России и пути ее улучшения. Задачи медицины в этом процессе.

17. Медицинское страхование в России. История и современность.

18. Проблемы и методы вычислительной диагностики.

Темы рефератов по теории истории науки

1. Методология историко-научных исследований.

2. Логическое и историческое в развитии науки.

3. Интерпретация как историко-научная проблема.

4. О соотношении истории науки и философии науки: постановка проблемы и различные подходы к её решению.

5. Единство истории, философии и методологии науки.

6. Кумулятивистская модель истории науки: от О.Конта к П. Дюгему.

7. Традиции и революции в истории науки.

8. Научные революции как модель развития истории науки.

9. Методологические тупики и парадоксы современной науки и медицины.

10. Медицина без человека, или Технологизм научной медицины.

11. Философское обоснование биоэтики как науки.

12. Единство и многообразие научных и ненаучных форм медицинского знания.
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

3.1. Перечень литературы.

Основная литература по 1 разделу:

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление, - М., 1978.

2. Ильин В.В. Философия науки. Учебное пособие. М., 2003.

3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Учебное пособие. – М., 2004.

4. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов-на-Дону, 2004.

5. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М., 2004.

6. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие для вузов. – М., 2006.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

8. Лось В.А. История и философия науки: Основы курса: Учебное пособие. – М., 2005.

9. Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие. – М., 2005.

10. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

11. Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1994.

12. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

13. Томпсон М. Философия науки. – М., 2003.

14. Философия и методология науки. Учебник для ВУЗов. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.

15. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов/ В.П.Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2008.

16. Франк Ф. Философия науки. – М., 1960.

Дополнительная литература по 1 разделу:

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

2. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

3. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

4. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2003.

6. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.

7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

8. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

9. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

10. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М., 1985.

11. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

12. Поппер К. Логика научного исследования. – М., 2004.

13. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001.

14. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

15. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996.

16. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

17. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

Основная литература по 2 разделу:

1. Анохин А.М. Проблемы знания в медицине: методологические аспекты. М., 1995.

2. Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. М., 1998.

3.Жирнов В.Д. Проблема предмета медицины. – М., 1978.

4. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки. М., Медицина, 1990.

5. Кугай А.И. Философия и медицина: Учебное пособие. – СПб., 2003.

6. Лисицын Ю.П. Теории медицины на стыке веков – ХХ и ХХ1. М., 1998.

7. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. Доктрина адаптивного реагирования. Спб., 1992.

8. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. 2-е изд. М., 1998.

9. Степин В.С. Философская антропология и философия науки, М., 1992.

10. Философия здоровья. М., 2001.

11. Царегородцев Г.И. Методологические проблемы медицины. //Философские проблемы естествознания. М., 1985.

Дополнительная литература по 2 разделу:

1. Блок А. М. Философские проблемы медицины. //Лекции по философии и культурологии. М., 2004.

2. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине (этиология). М., 1964.

3. Комаров Ф.И. Петленко В.П. Шамов И.А. Философия и нравственная культура врачевания. – Киев, 1988.

4. Леонтьев А. М. Проблемы развития психики. М., 1981.

5. Лисицын Ю.П. Изуткин А.М. Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. – М., 1984.

6. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. М., "Мысль", 1988.

7. Михайлова Е.П., Михайлова О. Н. Человек как объект познания в философии и медицине. М., 1991.

8. Михайлов Ф. Т. О медицине. //Лекции по философии и культурологии. М., 2004.

9. Петленко В.П., Корольков А.А. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М., Медицина, 1977.

10. Петленко В.П., Сержантов В.Ф. Проблемы человека в теории медицины. Киев, 1984.

11. Петленко В.П. Царегородцев Г.И. Философия медицины. – Киев, 1979.

12. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. М., 1994.

13. Шевченко Ю.Л. Философия медицины. М., Изд.дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

14. Энциклопедия клинического обследования больного / пер. с англ. М.,1997.

Основная литература по 3 разделу:

1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т.С. Сорокина. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 560 с.

2. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник / Ю.П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР- МЕД, 2004. – 400с.

3. Заблудовский П.Е. История медицины: учебник / П.Е. Заблудовский, Г. Р. Крючок, М. К. Кузьмин, М.М. Левит. – М.: Медицина, 1981 г.

Дополнительная литература по 3 разделу:

1. Атлас по истории медицины. Под ред. Сорокиной М.С. М., 1987.

2. Лекции по истории мировой медицины. Под ред. В.И. Сабанова, Л.Н. Грибина. – Волгоград, 1996.

3. История медицины: конспект лекций. - Эксмо, Москва, 2007 г.

4. Медицина в зеркале истории. С.М. Марчукова. – С-Пб. 2000 г.

3.2 Методические рекомендации по подготовке реферата

по курсу «История и философия науки»

Первым этапом экзамена по курсу «История и философия науки» является реферат, оцениваемый по системе «зачтено» - «не зачтено». Положительная оценка реферата – необходимый допуск к сдаче экзамена.

Реферат является самостоятельной письменной историко-научной и философско-методологической работой. Работа над рефератом имеет целью углубленное изучение избранной проблемы, творческое освоение современной историко-научной и философской литературы, а также овладение навыками логически связного письменного изложения научно-философских проблем.

Тема реферата избирается аспирантом или соискателем по согласованию со своим научным руководителем и преподавателем курса «История и философия науки». Тема должна соответствовать исторической или философской проблематике медицины и быть близкой к научным интересам аспиранта, освещать важнейшие проблемы, связанные с научной специальностью или темой диссертации. В работе над темой реферата аспирант использует свои профессиональные знания, а также понятия и методологические принципы, усвоенные им в процессе лекционного и семинарского курсов «Истории и философии науки».

По распоряжению министерства, тему реферата необходимо утверждать локальным актом организации, где выполняется диссертационное исследование. Научный руководитель в дальнейшем проводит первичную экспертизу реферата и удостоверяет это своей визой. Только после этого реферат сдается на кафедру гуманитарных наук, где преподаватель, прошедший повышение квалификации и получивший сертификат по дисциплине «История и философия науки», предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку.

Аспиранты и соискатели сдают реферат на кафедру в установленные сроки, но не позднее, чем за месяц до начала экзамена.

Объем реферата составляет 1,5-2 печатных листа (14 кегль WORD, полуторный интервал). ^ Структура реферата должна включать оглавление, введение, не менее двух глав основной части, заключение, список использованной литературы. При отсутствии какого-либо из перечисленных разделов работа к оценке не принимается.

В оглавлении обозначаются все вышеуказанные структурные элементы реферата, с указанием страниц, на которых они находятся. Заголовки плана дублируются в тексте реферата.

Введение – важнейший смысловой элемент реферата. Форма его произвольна, но в нем обязательно должно быть отражено обоснование выбора темы. Необходимо оценить ее с точки зрения актуальности, указать на степень и характер разработанности. Обязательным является формулирование объекта, предмета, цели и задач исследования, указание на связь избранной темы с научной специальностью автора.

Основная часть – это самостоятельно выполненное исследование по проблеме, заявленной в названии реферата, либо обобщение имеющейся историко-научной, научно-философской литературы по теме, либо методологическая разработка историко-научной или научно-философской проблемы с указанием на ее применение в сфере научных интересов автора. Основное содержание реферата делится на главы.

Заключение представляет собой краткое резюме изложенного в основной части реферата, выводы, сделанные из этого изложения. Можно указать на методологическое или мировоззренческое значение содержания реферата как в целом, так и для своей научной деятельности.

Рекомендуемое количество источников, используемых при написании реферата – не менее двадцати. Это должны быть фундаментальные работы по теме и обязательно публикации по ней за последние 2-3 года. Использованная литература должна найти отражение в реферате, но не обязательно путем прямого цитирования. Прямое заимствование, пересказ и изложение материалов учебной и методической литературы без указания источников литературных текстов недопустимо.

На титульном листе необходимо указать: наименование министерства, к которому относится ВУЗ, где сдается кандидатский минимум; название кафедры, на которой проводятся курсы; тему реферата; фамилию, имя, отчество аспиранта или соискателя, его должность и специализацию, место работы или учебы; фамилию, имя, отчество, должность, ученую степень научного руководителя; место и год написания реферата.
Реферат должен отвечать требованиям научной публикации, быть выправленным, аккуратно оформленным, с применением необходимого научного аппарата. Идеи, мысли других авторов, пересказанные своими словами, и цитаты должны иметь указания на источник. Реферат должен быть сброшюрован.

Реферат и рецензия на него рассматриваются экзаменационной комиссией. Качество реферата учитывается при оценке ответа. Возможна беседа с автором на тему реферата.
3.3. Примерные вопросы к сдаче кандидатского минимума по "Истории и философии науки"
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск