Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 477.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации07.01.2014
Размер477.06 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный Университет»
Кафедра культурологи и зарубежной литературы


Коткова Александра Валентиновна


Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

"эСТЕтика"

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЯ (бакалавриат)

форма обучения ОЧНАЯ

Руководство по изучению дисциплины

cогласовано с рабочей программой

_______________________________


Магнитогорск 2012
Содержание

  1. Основные сведения об авторах………………………………………………………...2

  2. Цели и задачи дисциплины……………………………………………………........................2

  3. Перечень основных тем и подтем……………………………………………………………2

    1. Тема 1«Специфика эстетики как философской дисциплины»………………………2-3

    2. Тема 2 Этапы развития эстетики и ее основные концепции. Эстетика античности………………………………………………………………………………….3

    3. Тема3. Эстетика средневековья………………………………………………………..3

    4. Тема4. Эстетические учения эпохи Возрождения………………………………….4

    5. Тема5.Эстетическая проблематика в контексте немецкой классической философии…………………………………………………………………………………….5

    6. Тема6. Неклассические философско-эстетические концепции ХIХ- ХХ вв…….5

    7. Тема7. Эстетическое сознание………………………………………………….5-6

    8. Тема8. Эстетика как аксиология общечеловеческих ценностей………………….6

    9. Тема9. Искусство как модель эстетического отражения и освоения реальности…………………………………………………………………………………….7

    10. Тема10. Эстетика как онтология искусства……………………………………...7

    11. Тема11. Эстетика как гносеология искусства……………………………………8

    12. Тема12. Эстетика как морфология искусства……………………………………9

Глоссарий……………………………………………………………………………………12-15

Список литературы…………………………………………………………………………………16-18


  1. Основные сведения об авторе.

Коткова Александра Валентиновна, доцент кафедры культурологи и зарубежной литературы, кандидат философских наук.


  1. Цели и задачи дисциплины

Основная цель курса – раскрыть место и роль эстетики в современном гуманитарном познании как аксиологии общечеловеческих духовных ценностей, онтологии, гносеологии, социологии и морфологии искусства. Сопутствующими целями является формирование мировоззрения и художественного вкуса студентов, их умения видеть, понимать и ценить эстетические явления в окружающем мире.

Задачи курса:

  • познакомить с основными эстетическими концепциями, выявившими специфику духовных потребностей и возможностей человечества;

  • раскрыть богатство и разнообразие эстетического отношения к действительности, ее образного освоения и отражения в искусстве;

  • выявить основные принципы и критерии творческой деятельности, язык и выразительные возможности искусства.




  1. Для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями по дисциплинам:философия, история, искусствознание;

  2. При изучении каждой темы студент должен придерживаться следующего порядка: изучить указанную учебную литературу, первоисточники, затем ответить на вопросы по теме;

  3. Переход к изучению новой темы возможен только в случае выполнения всех заданий предыдущих разделов.




  1. Перечень основных тем и подтем

3.1 Тема 1 «Специфика эстетики как философской дисциплины»

Цель изучения: выяснить предмет, объект и задачи эстетики как философской науки .

Изучив данную тему студент должен:

- знать: формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкус, оценка, идеал);

- уметь ориентироваться в основных закономерностях возникновения, развития и места в жизни общества искусства - как высшей формы проявления эстетического;

- обладать: целостным и системным подходами как основными атрибутами научного познания.

При изучении темы 1 необходимо:

  1. Изучить учебный материал: [ 14, С.9-39], [ 15, С.6-20], [ 17, С.10-24]

  2. Самостоятельно, более подробно рассмотреть работу [11 ]

При изучении темы «Специфика эстетики как философской дисциплины» особое внимание обратить на следующие вопросы:

Выявить специфику эстетики как науки, а также значение эстетики и ее функции в

жизнедеятельности человека и общества, установить связи со всем комплексом социогуманитарных дисциплин, определить какое место занимает эстетика в вашей специализации.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Что обозначает термин «эстетика»?

  2. Кто и когда ввел эстетику в научный и философский мир?

  3. Какие проблемные поля определяет предмет эстетики?




    1. Тема2. Этапы развития эстетики и ее основные концепции.

Эстетика античности.
Цель изучения: познакомиться с историей развития античной эстетики

Изучив данную тему студент должен

- знать основные этапы развития античной эстетики

- уметь ориентироваться в основных эстетических концепциях (пифагорейцев, Платона, Аристотеля; стоиков, скептиков, Плотина);

При изучении темы 2 необходимо:

  1. Изучить учебный материал: [ 14, С.21-38], [ 15, С.50-59]

  2. Самостоятельно, более подробно рассмотреть работы [9], [11;]

Особое внимание обратить на мифологическое сознание античности, которое является синтетической формой рефлексий, позволяющее получать целостную картины мира, на учение Пифагора о гармонии числа, на учения Сократа об относительности в понимание красоты, учение Платона об «идеях-эйдосах», которые лежали в основе упорядочения и постижения Космоса и первую теорию художественного творчества Аристотеля.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Когда появились первые эстетические суждения? В чьих концепциях они были выражены наиболее явно и определенно?

  2. Какой смысл вкладывали античные философы в понятия «гармония», «мимезис», «катарсис»?

  3. Кто из античных мыслителей рассматривал проблемы, связанные с художественным творчеством и эстетическим воспитанием человека? В чем общность и различие их взглядов?




    1. Тема3. Эстетика средневековья


Цель изучения: познакомиться с историей развития Средневековой эстетики

Изучив данную тему студент должен

- знать сновные принципы средневековой эстетики.;

- уметь ориентироваться в основных эстетических концепциях (теория неоплатонизма, Иоанна Дамаскина, Августина Блаженного);
При изучении темы 3 необходимо:

  1. Изучить учебный материал: [14, С.38-48], [15, С.60-70]

  2. Самостоятельно, более подробно рассмотреть работы [3], [12;], [18];

Особое внимание обратить на: Символический характер средневековой культуры и

отражение принципов средневековой эстетики в искусстве.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:


  1. Как система христианских религиозных принципов изменила

эстетическую проблематику?

  1. За счет чего идея Творения и Творца приобретают эстетический

смысл в период ранней патристики?

  1. Почему красота в раннем христианстве была связана со

стремлением к простоте и естественности?

  1. В чем специфика системы условностей в христианском искусстве и

как это повлияло на развитие эстетической теории?

  1. Как связана идея порядка и идея прекрасного у Августина?




    1. Тема4. Эстетические учения эпохи Возрождения


Цель изучения: познакомиться с основными этапами эстетики Возрождения;

Изучив данную тему студент должен

- знать    основные принципы ренессансной эстетики;

- уметь ориентироваться в основных эстетических концепциях (Марсилио Фичино, Л.Б. Альберти, Леонардо да Винчи и Микеланджело);
При изучении темы 4 необходимо:

  1. Изучить учебный материал: [ 14, С.49-67], [ 15, С.72-75], [ 17, С.36-38]

  2. Самостоятельно, более подробно рассмотреть работы [33];

Особое внимание обратить на: Гуманистический характер ренессансной эстетики, живописный характер эстетического сознания Ренессанса.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Каким образом связаны благо, истина и красота у Кузанского?

  2. Каковы аспекты сущности и бытия красоты у Кузанского?

  3. Каким образом различает красоту и гармонию Л.Б. Альберти?

  4. Почему Леонардо говорит о живописи как о «божественной

  5. науке»?

  6. Чем обусловлен универсализм художника в эстетике Леонардо?


3.5 Тема5.Эстетическая проблематика в контексте немецкой классической философии
Цель изучения: познакомиться с основными эстетическими положениями в немецкой классической философии;

Изучив данную тему студент должен

- знать место эстетики в философских системах И. Канта Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шлегеля и Шеллинга ;   

- уметь ориентироваться в основных эстетических концепциях (И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и Шеллинга, философов Йенской школы);
При изучении темы 5 необходимо:

Изучить учебный материал: [ 14, С.109-130], [ 15, С.83-89], [ 17, С.48-51]

Самостоятельно, более подробно рассмотреть работы [9], [ 10], [ 32], [34];

Особое внимание обратить на: принципы классификации искусств по Канту, учение о видах искусства и принципах их классификации Гегеля и   философии искусства Шеллинга.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Каким образом соотносится природа и искусство у Канта? Как

различается красота в природе и красота в искусстве?

  1. Почему у Канта «красота – символ нравственности»?

  2. Каково воздействие красоты как эстетической формы на

формирование человека у Шиллера?

  1. Как соотносится у Шиллера эстетика и культура?

  2. Почему понятие «сентиментальное» является главным

отличительным признаком романтизма у Шлегеля?

  1. Каковы по мнению Шлегеля основные принципы движения

эстетической культуры?

  1. С помощью каких средств Шеллинг конструирует общую идею

искусства? Как связан анализ искусства с основными

принципами его философской системы?

  1. Как Гегель предлагает изучать искусство?

Какое место по Гегелю занимает искусство в природной и духовной жизни? Как соотносятся религия, искусство и философия?


    1. Тема6. Неклассические философско-эстетические концепции ХIХ- ХХ вв.


Цель изучения: познакомиться с основными неклассическими философско-эстетическими концепциями ХIХ- ХХ вв.;

Изучив данную тему студент должен

- знать   специфику и сущностные черты неклассических философско-эстетических концепций ХIХ- ХХ вв.;  

- уметь ориентироваться в основных неклассических эстетических концепциях (С.Кьеркегора, Ф.Ницше, М.Хайдеггера, экзистенциализме и герменевтике,  неофрейдистских, структуралистских и постструктуралистских подходах);
При изучении темы 6 необходимо:

Изучить учебный материал: [ 14, С.141-209], [ 17, С.51-73]

Самостоятельно, более подробно рассмотреть работы [6]; [8], [11], [ 12], [ 13], [20];

Особое внимание обратить на: проблематизацию бессознательного в эстетической теории С. Кьеркегора, на поворот к неклассической эстетике и новое понимание красоты у Ф.Ницше, культ творчества и эстетику абсурда.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. В чьих трудах получила осмысление беспредметность современного творческого процесса?

  2. Раскройте суть учения Кьеркегора о трех стадия человеческого существования.

  3. Кто из мыслителей рассматривал дионисийское и аполлоновское начала как основы древнегреческого искусства и жизни ?

  4. Что лежит в основе эстетики экзистенциализма?




    1. Тема7. Эстетическое сознание.


Цель изучения: познакомиться со структурой эстетического сознания

Изучив данную тему студент должен

- знать   особенности эстетических потребностей, эстетических способностей, эстетического вкуса и эстетического идеала;

- обладать навыками эстетического отношения к действительности.
При изучении темы 7 необходимо:

Изучить учебный материал: [ 17, С.123-138]

Самостоятельно, более подробно рассмотреть работы [11], [ 14], [ 17];

Особое внимание обратить на: условно-аналитическое разделение сферы эстетического на эстетическое сознание и эстетическую деятельность.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:


    1. Что включает в себя понятие эстетическая деятельность?

    2. Для чего необходима человеку и обществу эстетическая деятельность?

    3. Как вы понимаете содержание термина «эстетический идеал»?

    4. Какие эстетические идеалы в области культуры и искусства нужны обществу?




    1. Тема8. Эстетика как аксиология общечеловеческих ценностей


Цель изучения: познакомиться с эстетическим как основной категорией науки о чувственном познании действительности..

Изучив данную тему студент должен

- знать   Сущность, основные формы, теоретические модели эстетического. Системообразующее значение эстетического;

- обладать навыками определения важнейших эстетических категорий: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.
При изучении темы 8 необходимо:

  1. Изучить учебный материал: [ 14, С.211-256], [ 15, С.93-160], [ 17, С.109-122]

  2. Самостоятельно, более подробно рассмотреть работы: [8] и [2], [ 19];

Особое внимание обратить на то, что эстетическое – это многомерная и полимодальная ценность в духовном пространстве культуры, рассмотреть диалектическую целостность и единство положительных и отрицательных эстетических ценностей и свойств в искусстве.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:


  1. Каков смысловой диапазон категории «эстетическое»?

  2. Как раскрывался смысл прекрасного в истории эстетической мысли?

  3. Каковы градации прекрасного и в чем они выражаются?

  4. Каковы наиболее значимые признаки возвышенного?

  5. В чем отличие возвышенного от прекрасного?

  6. Какие смысловые аспекты сообщают трагическому философское содержание?

  7. В чем противоречие между восприятием трагического события и его эмоциональным переживанием?

  8. Каковы возможности комического? Что сообщает ему статус положительной ценности?

  9. Какое отношение автора к действительности выражается через юмор, сатиру, гротеск?

  10. Какие отрицательные свойства действительности вам известны? Почему они включены в предмет эстетики?




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск