Скачать 477.06 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный Университет» Кафедра культурологи и зарубежной литературы Коткова Александра Валентиновна Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины "эСТЕтика" СПЕЦИАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЯ (бакалавриат) форма обучения ОЧНАЯ Руководство по изучению дисциплины cогласовано с рабочей программой _______________________________ Магнитогорск 2012 Содержание
Глоссарий……………………………………………………………………………………12-15 Список литературы…………………………………………………………………………………16-18
Коткова Александра Валентиновна, доцент кафедры культурологи и зарубежной литературы, кандидат философских наук.
Основная цель курса – раскрыть место и роль эстетики в современном гуманитарном познании как аксиологии общечеловеческих духовных ценностей, онтологии, гносеологии, социологии и морфологии искусства. Сопутствующими целями является формирование мировоззрения и художественного вкуса студентов, их умения видеть, понимать и ценить эстетические явления в окружающем мире. Задачи курса:
3.1 Тема 1 «Специфика эстетики как философской дисциплины» Цель изучения: выяснить предмет, объект и задачи эстетики как философской науки . Изучив данную тему студент должен: - знать: формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкус, оценка, идеал); - уметь ориентироваться в основных закономерностях возникновения, развития и места в жизни общества искусства - как высшей формы проявления эстетического; - обладать: целостным и системным подходами как основными атрибутами научного познания. При изучении темы 1 необходимо:
При изучении темы «Специфика эстетики как философской дисциплины» особое внимание обратить на следующие вопросы: Выявить специфику эстетики как науки, а также значение эстетики и ее функции в жизнедеятельности человека и общества, установить связи со всем комплексом социогуманитарных дисциплин, определить какое место занимает эстетика в вашей специализации. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
Эстетика античности. Цель изучения: познакомиться с историей развития античной эстетики Изучив данную тему студент должен - знать основные этапы развития античной эстетики - уметь ориентироваться в основных эстетических концепциях (пифагорейцев, Платона, Аристотеля; стоиков, скептиков, Плотина); При изучении темы 2 необходимо:
Особое внимание обратить на мифологическое сознание античности, которое является синтетической формой рефлексий, позволяющее получать целостную картины мира, на учение Пифагора о гармонии числа, на учения Сократа об относительности в понимание красоты, учение Платона об «идеях-эйдосах», которые лежали в основе упорядочения и постижения Космоса и первую теорию художественного творчества Аристотеля. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
Цель изучения: познакомиться с историей развития Средневековой эстетики Изучив данную тему студент должен - знать сновные принципы средневековой эстетики.; - уметь ориентироваться в основных эстетических концепциях (теория неоплатонизма, Иоанна Дамаскина, Августина Блаженного); При изучении темы 3 необходимо:
Особое внимание обратить на: Символический характер средневековой культуры и отражение принципов средневековой эстетики в искусстве. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
эстетическую проблематику?
смысл в период ранней патристики?
стремлением к простоте и естественности?
как это повлияло на развитие эстетической теории?
Цель изучения: познакомиться с основными этапами эстетики Возрождения; Изучив данную тему студент должен - знать основные принципы ренессансной эстетики; - уметь ориентироваться в основных эстетических концепциях (Марсилио Фичино, Л.Б. Альберти, Леонардо да Винчи и Микеланджело); При изучении темы 4 необходимо:
Особое внимание обратить на: Гуманистический характер ренессансной эстетики, живописный характер эстетического сознания Ренессанса. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
3.5 Тема5.Эстетическая проблематика в контексте немецкой классической философии Цель изучения: познакомиться с основными эстетическими положениями в немецкой классической философии; Изучив данную тему студент должен - знать место эстетики в философских системах И. Канта Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шлегеля и Шеллинга ; - уметь ориентироваться в основных эстетических концепциях (И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и Шеллинга, философов Йенской школы); При изучении темы 5 необходимо: Изучить учебный материал: [ 14, С.109-130], [ 15, С.83-89], [ 17, С.48-51] Самостоятельно, более подробно рассмотреть работы [9], [ 10], [ 32], [34]; Особое внимание обратить на: принципы классификации искусств по Канту, учение о видах искусства и принципах их классификации Гегеля и философии искусства Шеллинга. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
различается красота в природе и красота в искусстве?
формирование человека у Шиллера?
отличительным признаком романтизма у Шлегеля?
эстетической культуры?
искусства? Как связан анализ искусства с основными принципами его философской системы?
Какое место по Гегелю занимает искусство в природной и духовной жизни? Как соотносятся религия, искусство и философия?
Цель изучения: познакомиться с основными неклассическими философско-эстетическими концепциями ХIХ- ХХ вв.; Изучив данную тему студент должен - знать специфику и сущностные черты неклассических философско-эстетических концепций ХIХ- ХХ вв.; - уметь ориентироваться в основных неклассических эстетических концепциях (С.Кьеркегора, Ф.Ницше, М.Хайдеггера, экзистенциализме и герменевтике, неофрейдистских, структуралистских и постструктуралистских подходах); При изучении темы 6 необходимо: Изучить учебный материал: [ 14, С.141-209], [ 17, С.51-73] Самостоятельно, более подробно рассмотреть работы [6]; [8], [11], [ 12], [ 13], [20]; Особое внимание обратить на: проблематизацию бессознательного в эстетической теории С. Кьеркегора, на поворот к неклассической эстетике и новое понимание красоты у Ф.Ницше, культ творчества и эстетику абсурда. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
Цель изучения: познакомиться со структурой эстетического сознания Изучив данную тему студент должен - знать особенности эстетических потребностей, эстетических способностей, эстетического вкуса и эстетического идеала; - обладать навыками эстетического отношения к действительности. При изучении темы 7 необходимо: Изучить учебный материал: [ 17, С.123-138] Самостоятельно, более подробно рассмотреть работы [11], [ 14], [ 17]; Особое внимание обратить на: условно-аналитическое разделение сферы эстетического на эстетическое сознание и эстетическую деятельность. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
Цель изучения: познакомиться с эстетическим как основной категорией науки о чувственном познании действительности.. Изучив данную тему студент должен - знать Сущность, основные формы, теоретические модели эстетического. Системообразующее значение эстетического; - обладать навыками определения важнейших эстетических категорий: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. При изучении темы 8 необходимо:
Особое внимание обратить на то, что эстетическое – это многомерная и полимодальная ценность в духовном пространстве культуры, рассмотреть диалектическую целостность и единство положительных и отрицательных эстетических ценностей и свойств в искусстве. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
|