КОНСПЕКТ
урока по литературному чтению
«Звук [Щ]. Буквы Щ, щ»
Подготовил
учитель начальных классов
Заяц Лариса Анатольевна
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Тема: Звук [Щ]. Буквы Щ, щ.
Цель: Знакомство со звуком [Щ] и буквами Щ, щ.
Тип урока:
Овладение новыми знаниями. Накопление фактического материала и его осмысление.
Форма урока:
Проблемно – диалогическая игра.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с новой буквой и звуком.
2. Познакомить с правилом написания ча-ща.
3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с изученной буквой и сочетаниями ча-ща.
4. Формировать умение высказывать своё мнение на основе изучаемого материала.
Воспитательные:
1. Формировать потребность и способность к сотрудничеству.
2. Воспитывать взаимоуважение.
3. Воспитывать коммуникативные качества обучающихся.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, память.
2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности.
Оборудование и наглядность:
Компьютер, мультимедийный проектор, доска, магнитные цветные квадраты, презентация к уроку, наборы из трёх цветных домиков у каждой пары и на доске, снежинки с буквами, картинки разных рыб с буквами и сочетаниями ча-ща, чу-щу., наборы цветных рыбок у каждого ученика, картинки двух вёдер.
Ход урока
Этап
урока
| Краткое содержание этапа
| Деятельность педагога
| Деятельность учащихся
| Формы организации деятельности, методы и приёмы работы.
| Время,
мин
| Примечания
| Орг.момент
| Под звуки спокойной мелодии дети настраиваются на работу.
| Показывает движения.
| Повторяют движения со словами.
-Снег порхает и сияет
Взолотом сияньи дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок.
Начинается урок.
| Коллективная форма.
Игра
| 2
| На экране картинка «Снегопад»
| Актуализация знаний.
| Вспоминают отличие гласных
от согласных, твёрдых согласных от мягких.
| Обращает внимание на доску.
-Посмотрите, сколько снежинок собралось в хороводе. Метель закружила и запутала их. Подумайте, снежинки с какими буквами упадут на красную крышу, на синюю, на зелёную?
-Проверим. Поднимите руки те, у кого так же как на доске. Молодцы.
-Кто хочет оценить работу в паре? Задаёт вопрос.
-Чем отличаются согласные от гласных?
| 3ученика выполняют задание у доски, остальные в парах на местах.
Проверяют свою работу.
Поднимают руки. 2человека оценивают работу в паре.
Отвечают на вопрос.
| Индивидуальная и парная формы. Классификация.
Анализ
Самооценка
| 3
|
| Целеполагание
| Выявление темы и целей урока через проблему.
| Говорит.
- Ой! Кажется, одна снежинка осталась пустая.
Что на не должно быть?
Что делать? На крышу какого домика её поместить?
- Предлагаю пока поместить её в наш «уголок вопросов».
-Кто догадался, какова тема нашего урока? Тогда попробуйте продолжить мои предложения:
-Мы сегодня познакомимся…
-Будем учиться отличать…
-Научимся читать…
| Слушают.
Высказывают предположения.
Предполагают, что тема: Изучение новой буквы.
Читают на слайде предложения, пытаются продолжить их.
| Фронтальная форма Диалог
Прогнозирование.
| 3
|
Незаконченные предложения на экране.
| Открытие новых знаний. А) Знакомство с новым звуком.
Физ минутка
Б)
Фонетический разбор слова
в)
Знакомство с новой буквой.
| На основе игры знакомятся с новым звуком и новыми буквами.
| Подходит к доске, делает вид, что прислушивается и шёпотом говорит:
-Ребята, снежинка шепнула мне, что узнать эти секреты можно на зимней рыбалке.
-Кто был на зимней рыбалке?
Какое самое главное правило надо соблюдать?
-Встаньте.
Изображает то, что говорит.
-Оденемся потеплее, комбинезон, куртку, шапку, сапоги и рукавицы.
- Сверлим лунку.
-Закидываем удочку.
-Садимся и ждём.
-Кажется, клюёт.
Что бы узнать, какая рыба клюнула, отгадайте загадку.
-Что знаете об этой рыбе?
-Это хищник. Может вырасти в длину до 6 метров. Питается рыбой, головастиками, лягушками, а иногда нападает даже на гусей и уток.
-Какой первый звук слышится в слове ЩУКА?
- Повернитесь друг к другу в парах и, сидя у лунки, ещё раз произнесите звук [щ']. Понаблюдайте, что происходит с речевым аппаратом?
Ведёт беседу.
- Что заметили?
-Значит, какой это звук?
-Попробуйте произнести без перерыва сразу несколько этих звуков.
-На что похоже?
-Значит, это шипящий звук.
-Он звонкий или глухой? Докажите.
-Он твёрдый или мягкий? Докажите.
-Назовите слова, в которых есть этот согласный, шипящий, глухой, мягкий звук.
- Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо?
-Таких слов нет.
-Расскажите всё, что узнали про новый звук. Говорит:
-Мы у лунки сидеть замёрзли. Встаньте, погреемся.
-Я буду говорить, а вы должны узнать в каком слове есть наш новый звук и где, в начале, в середине или в конце. Одновременно повторяйте за мной движения.
-Мы поймали во-от такую щуку! (Разводит широко руки).
-Сняли непромокаемый плащ (Имитирует снятие плаща).
- Сели на ящик (Садится на стул).
- Снова закинули удочку.
-Попалась нам на удочку ещё одна рыба, у которой есть звук [щ'].
_Посмотрите на слайд. Что за рыба?
- Где можно подробнее о ней узнать?
-Чтобы вытащить леща, составьте схему слова ЛЕЩ.
-Как узнать, правильно ли?
-В учебнике на стр.97 найдите образец и проверьте свою работу.
-Поднимите руку те, у кого верно.
-Варя оцени свою работу у доски.
-Которым по счёту в схеме стоит новый звук?
Звук [щ'] обозначается буквами Щщ.
-Зачем 2 буквы?
-На что похожа буква?
| Прислушиваются.
Поднимают руки. Отвечают:
-Не шуметь, не мешать, а помогать. Изображают то, что показывает учитель.
Один ученик читает загадку:
- Опасней всех она в реке, хитра, прожорлива, сильна. Притом - такая злюка! Конечно, это…(щука)
Остальные дети слушают и отгадывают.
Высказываются. Слушают.
Произносят звук [щ']. Произносят звук в парах друг другу, наблюдают и выясняют его характеристики.
Ведут беседу.
Думают
1 ученик говорит, остальные слушают,
-Этот звук согласный, шипящий, глухой, мягкий.
Слушают. Встают.
Повторяют движения.
Слушают.
Смотрят на слайд. Отвечают: В энциклопедии, в интернете.
Составляют на местах, 1 ученик у доски, схему слова.
Предполагают. Открывают учебники.
Проверяют.
Поднимают руки.
Ведут диалог.
| Фронтальная форма.
Беседа
Коллективная форма.
Повторение.
Индивидуальная форма. Коллективная форма. Слушание, говорение.
Анализ
Работа в парах. Наблюдение, анализ, синтез.
Говорение
Индивидуальная форма. Синтез, обобщение.
Коллективная форма.
Аналогия
Слушание, говорение. Самостоятельная деятельность. Форма индивидуальная. Самостоятельная деятельность, анализ.Форма индивидуальная.
Фронтальная форма.
Аналогия.
| 6
2
5
2
|
На экране изображение леща.
На экран проецируются буквы Щщ.
| Физ минутка
|
| - Отправляемся на рыбалку по классу.
-Надо поймать рыбок со слогами, в которых есть буква Щ, и прикрепить их на доску.
| Ходят по классу. Выбирают среди развешенных рыбок только тех, на которых слоги с буквой Щ. Прикрепляют на доску.
| Индивидуальная форма.
Анализ, сопоставление.
| 2
|
| Открытие нового правила
| Закрепляют полученные знания о новом звуке и новых буквах через сказку.
| Говорит:
- Прочитайте хором слоги на пойманных рыбках.
-Эти маленькие рыбки хотят к своим мамам – словам.
-В учебнике прочитаем слова с этими слогами. -Какие из наших слогов нашли в этих словах?
- Положим их в 1 ведёрко.(Прикрепляет рыбок на 1 ведёрко на доске).
-Остальные – в другое (Прикрепляет).
-У нас много рыбы. Поделимся с гостями. (Отдаёт 2 ведёрко гостям. Они в замен дарят нам 2 рыбки со слогами ЧА, ЧУ.)
-Запустим их в ведёрко. (Прикрепляет).
-Прочитайте хором слоги в ведёрке.
- Рыбы рассказали мне про них сказку.
Рассказывает сказку.
- Жили были шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я.Жили они дружно. Однажды решили поиграть в прятки. Водить выпало шипящим.
- Как узнали? - Прочитайте в Букваре парами считалку по 1 строчке каждый. Договоритесь, кто начнёт.
- Кто хочет оценить работу своей пары?
Говорит:
-Слушаем сказку дальше.
-Гласные побежали прятаться. Сидят в укромных местах и ждут. Шипящие ищут, во все щели заглядывают, шипят. Уже нашли У, А. Вот только Ю, Я никак не могут найти. До вечера искали. Обиженные, голодные и уставшие шипящие пошли домой. Проходя мимо соседнего дома, увидели они, что Я и Ю сидят за столом, чай пьют, телевизор смотрят и смеются. Обиделись на них шипящие. С тех пор у них и дружба врозь. Не дружат больше Ч и Щ с Ю и Я. А дружат только с гласными У и А
- С тех пор ЧА – ЩА пишется с буквой А. ЧУ _ ЩУ пишется с буквой У.
- Так об этом в сказке говорится. Но мы то не рыбы, мы люди умные.
-Как можете объяснить эти написания?
- Посмотрите на слайд и продолжите предложения.
-ЧА –ЩА пиши с буквой…
- ЧУ – ЩУ пиши с буквой …
| Слушают.
Читают хором слоги. 1 столбик читает 1 ряд.
2 столбик читает 2 ряд.
3 столбик читает 3 ряд.
4 столбик читают хором.
Отвечают:
ЧА- ЩА
Слушают.
Отвечают.
-По считалке.
Читают. Оценивают работу пары.
Слушают
Объясняют:
- Ч и Щ всегда мягкие.
Глядя на слайд, продолжают предложения.
| Коллективная форма. Групповая форма. Слушание, наблюдение.
Коллективная форма.
Слушание.
Работа в парах.
Самооценка, самоанализ. Слушание
Фронтальная форма.
Коллективная форма.
| 7
|
На экране сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
| Работа с текстом.
| Работа ведётся через игру.
| Говорит:
-Вот сколько нового и интересного узнали мы на зимней рыбалке. Но есть ещё много удивительных мест и стран, где мы не бывали.
- Об одной такой чудной стране судачили рыбы на глубине.
_ Даша и Варя прочитают в учебнике на той же странице, а вы следите.
- Кто успел проследить?
- Что в этой стране делает ботинок?
- У кого есть сейчас на ноге ботинок с язычком?
- А разве у картошки есть глазки?
- Что такое глазки?
- Как узнать?
-Чем поёт бутылка?
- Почему эта её часть так называется?
- Что там делает стул?
- Почему он может танцевать?
- Найдите и назовите слова из текста, в которых есть сочетания ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.
| Слушают.
Две хорошо читающие девочки по очереди читают текст из учебника. Остальные следят.
Поднимают руки.
Ведут диалог с учителем.
-Лакает язычком.
Поднимают руки.
- Да.
- Углубления на поверхности.
- Горлышком.
- Она похожа на горло. - Танцует. - У него есть ножки.
Находят и называют.
| Слушание.
Индивидуальная форма.
Фронтальная форма. Беседа.
Сравнение, проведение аналогий.
Частично-поисковый метод.
| 7
|
| Работа с пословицей.
| Выясняется смысл пословицы.
| Говорит:
- Да. Есть где-то такая страна, а нам с рыбалки домой возвращаться пора.
- Встаньте.
- Повторяйте мои движения.
- Замёрзли (Трёт щёки).
- Снимаем шапку и шубу. ( Изображает).
- Моем руки. (Изображает).
- Скорей садимся за стол щи хлебать (Садится).
-Что такое ши?
Соберите в паре на столах пословицу из слов- карточек.
- Объясните её смысл.
| Слушают.
Встают и повторяют движения за учителем.
Отвечают: -Суп.
В парах собирают пословицу.
-Щей поел – словно шубу надел.
Объясняют смысл.
| Слушание.
Коллективная форма.
Аналогия.
Работа в парах.
Анализ.
| 3
|
| Итог и рефлексия.
| Подводятся итоги работы на уроке. С помощью цветовых сигналов проводится рефлексия.
| Ведёт беседу.
- Что мы поместим на пустую снежинку в «уголке вопросов»?
- Какую букву?
- Какой звук она обозначает?
- Значит, на какую по цвету крышу ляжет эта снежинка? Докажите.
-Какая рыба нам сегодня попалась?
-О каком правиле поведали нам рыбы?
- Поднимите руку те, кто считает, что рыбалка была удачной. Почему?
- Идите все ко мне. Если вам всё было понятно на уроке и вы со всеми заданиями справились, то возьмите себе на память из моего ведёрка ЗЕЛЁНУЮ рыбку.
- Если вы всё поняли, но ошибались, то возьмите СИНЮЮ рыбку.
-Если совсем ничего не поняли, то КРАСНУЮ.
- А я хочу похвалить… за…
| Ведут беседу с учителем.
- Букву.
- Щ
- [щ'] - На зелёную.
Мягкие звуки обозначаем на схеме зелёным цветом.
- Щука, лещ. - ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Поднимают руки.
Доказывают.
Анализируют свою деятельность на уроке и выбирают нужную рыбку.
| Фронтальная форма.
Беседа
Индивидуальная форма. Самоанализ и самооценка.
Анализ и оценка учителя.
| 3
|
На экране рыбки трёх цветов и объяснения к ним.
| |