Конспект урока русского языка в 6 классе
«Имя прилагательное как часть речи»
Предмет: русский язык
Программа М.М. Разумовской
Языковая компетенция – понимать, что такое имя прилагательное, роль этой морфологической категории в языке и речи (осмысление способности прилагательного выделять нужный предмет из ряда одинаковых, выразительные возможности прилагательных);
Лингвистическая компетенция – формирование умения использовать в речи имена прилагательные, аргументировано доказывать принадлежность слова к имени прилагательному; различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных; характеризовать предмет с помощью прилагательных.
Формирование эстетического чувства – показать «рисующую» функцию прилагательных в художественных описаниях.
Оборудование: компьютерный класс, компьютеры с выходом в интернет.
Ход урока. I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
С сегодняшнего дня мы переселяемся в город Имя Прилагательное, будем долго путешествовать по его улицам, переулкам и площадям, открывать для себя новые грани этой замечательной части речи, с которой мы знакомы
с 5 класса.
В самом названии этой части речи уже содержится намек.
- На что? /да, оно должно к чему-то прилагаться, присоединяться./
Посмотрите вокруг себя: нас окружает мир предметов. И к каждому слову, называющему предмет, можно присоединить одно, пять, десяток прилагательных, определив их признаки.
Нас повсюду сопровождают вопросы какой? какая? какое?
Иначе мы бы ничего не знали о предметах, кроме их названия.
- Вы не задумывались, почему программой вам предлагается изучение частей речи в таком порядке: имя существительное, глагол, имя прилагательное. (размышления детей)
II. Актуализация знаний. Наблюдения, исследования, выводы.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Работа с интернет - ресурсом в мини-группах.
Задание: Найти статистические данные по употреблению в речи имен прилагательных.
(составить сравнительную таблицу в программе Word в % для имени существительного и глагола).
На E-MAIL учителя прислать научную справку.
Научная справка. (формирование информационной компетенции)
По количеству употребляемых слов прилагательные занимают в речи третье место.
Самые распространенные (на доске):
белый великий красный маленький
большой высокий молодой старый
важный главный новый хороший
(из 9 тысяч самых частых слов на долю прилагательных приходится около полутора тысяч, что составляет 16,6%)
Учитель знакомит детей с книгой
Т.Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное»
- Почему автор учебника представила И.П. в образе Художницы?
Она берет кисть и палитру и принимается за работу. Все, к чему прикасается ее волшебная кисточка, удивительным образом преображается. Каждый предмет становится каким-нибудь особенным.
1.Упр. 257 Выразительное чтение
2. О чем говорится? /о реке/
3. Предметы: река, мир, тень, кусты, воды, журчание, камушки, цветы – называют мир реки.
4. Но охарактеризовать эти предметы помогают прилагательные.
- Каким может быть мир? /волшебный, необыкновенный, начальный, мрачный./
писатель называет его особенным
- ? журчание – знакомое, мелодичное
писатель называет его веселым
- ? цветы – лесные, яркие, садовые /луговые/
Вывод: выбор автором именно этих прилагательных создает его, авторскую, своеобразную картину, его видение мира реки, прекрасного до сладкого замирания в груди. (обратить внимание на причастия).
Творческая работа.
Восстановите текст А.Н.Толстого, вставив на место пропусков имена прилагательные из данных ниже. Сопоставьте оба варианта.
К вечеру ветер стих, и…солнце залило…светом…тучи и,…протянув…крылья в глубь…степи, закатилось.
Для справок: низкое, багровым; лиловые ( у земли); бледные, словно прощальные; желтой и мокрой. III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое прилагательное.
Упр. 258 Прилагательное играет огромную роль во всех видах
природы – пейзаж
Описания внешности человека – портрет (вместе с детьми составляется
помещения – интерьер опорный конспект)
А еще описания местности, города и деревни, предмета, животного.
Описание того, что видел или видишь, и того, что представляешь.
Описание по личным впечатлениям и описание по представлению.
(дети делают выводы сами)
Игра-Аукцион.
Давайте попробуем подобрать как можно больше прилагательных – определений к слову море, охарактеризовав его по следующим признакам:
Цвет: багровое, белогривое, голубое, жемчужное
Величина: стр. 105 (словарь эпитетов)
глубина
состояние поверхности
настроение
Знакомство со словарем эпитетов.
В нем отражены эпитеты т прилагательные – определения 600 писателей и поэтов. Море – 138 прилагательных; музыка – 280. но чемпионами являются лицо – 591, глаза – 480. Прилагательные широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
1).Портрет Феди из рассказа «Бежин луг» И.С.Тургенева:
«Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой». /22 слова в отрывке, включая союзы и предлоги, и среди них 10, т.е. половина прилагательных/
Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Наша дальнейшая задача – научиться видеть меткие, озаряющие слова в произведениях русских писателей и поэтов и использовать их в своих работах и речи.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1. Прочитайте текст. Какова его основная мысль?
Ищу слова.
Ищу слова певучие,
Народные, исконные.
Кипучие, горючие.
Бездонные, стозвонные.
Да чтобы в душу падали
Как в полюшко бы зернышко,
Чтоб добрые и ладные,
Светили, словно солнышко,
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.
Итак, прилагательное «прилагается» к существительному и живут они друг с другом очень дружно. Имя Прилагательное во всем подчиняется Существительному и с удовольствием с ним согласуется.
(На доске) Допишите окончания.
горяч… молоко тонк… волос
горяч… сердце тонк… голос
железн… воля легк… рюкзак
железн… дверь легк… характер
Вывод:
- В чем же заключается согласование прилагательного с существительным. (в роде, числе, падеже)
- О чем еще говорят нам данные словосочетания?
(Прилагательные так же, как и существительные имеют прямое и переносное значение)
Устно: определить прямое и переносное значение.
Туманное утро – туманный намек
Деревянная ложка – деревянные глаза
Каменный дом – каменное сердце
Лисья нора – лисья хитрость
Железный забор – железная воля
Упр. 267 Прилагательное очень гибкое слово: оно может приспособиться к любому существительному.
- Как называются слова: пальто, пианино, фойе, такси, кафе?
Прилагательное, присоединяясь к данным словам, помогает нам понять, о скольких предметах идет речь.
Учитель: Вернемся к упражнению (допишите окончания, определите прямое и переносное значение слов).
Мы начали разговор о лексическом богатстве имени прилагательного. Признаки предметов могут быть различными.
Упр. 261
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Домашнее задание: упр. 262 |