Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.59 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.01.2014
Размер78.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок

Урок русского языка в 3-м классе (УМК «Школа 2100»).

«Имена существительные в речи».


Захарова Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов

МБОУ ООШ №2, ЗАТО Александровск, город Полярный Мурманской области.



Эпиграф: «Существительное – хлеб языка». (Л.Успенский)

Вид урока: комбинированный.

Технология развивающего обучения.

Оборудование: запись на доске, снеговик, рисунок дома с грамматическими признаками существительных, фотографии, тексты.

Цели:

      • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и умения наблюдать над языковыми явлениями, развитие умения использовать существительные в речи;

      • освоение первоначальных знаний об имени существительном как части речи, их роли в предложении, тексте и речи, формирование грамматического понятия «Имя существительное», обогащение запаса слов;

      • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, строить рассуждения на лингвистическую тему, отрабатывать умения находить существительные в тексте, знакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных, показать возможности имени существительного как средства выразительности;

      • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.

Знать: грамматические признаки имён существительных, о роли имён существительные в речи;

Уметь: строить диалогические и монологические высказывания, работать со словарями, находить существительные, правильно их писать, использовать в речи, конструировать предложения; использовать средства выразительности, приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Ход урока

I. Организационный момент.

- Эпиграфом нашего урока являются слова Льва Успенского «Имя существительное – хлеб языка». Как вы понимаете их смысл?

-Так о чём же мы будем говорить на уроке?

- Тема (хором): «Имена существительные в речи».

- Сегодня на уроке мы начнём работу над формированием грамматического понятия «Имя существительное», будем наблюдать за ролью имён существительных в речи, и учиться правильно их использовать.

- А как мы будем работать? Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтоб пятёрки и четвёрки.
Маме с папой принести.


2 Число и классная работа вы уже записали. Проверим. Назовите орфограммы.

-Февраль. А знаете ли вы, что за щедрость на сугробы, за вихри ветров этот месяц коренные народы Севера называют снежень?

- Как вы думаете, почему? Много снега.

У февраля два друга – метель да вьюга.
- А ещё его зовут лютень. Догадайтесь, почему?

-Февраль-месяц лютый, спрашивает, как обуты.

-Как люди понимают, что месяц февраль сердит на них и лесных жителей?

-Стоят сильные морозы. Береги нос в большой мороз.

3. Минутка чистописания.

- На минутке чистописания повторим написание буквы Мм, сочетаний букв и слогов ммм, Мо, мо, оро, оз.

- Какое словарное слово можно составить? Мороз.

3. Словарная работа.

- Назовите однокоренные слова к слову мороз. Некоторые из них, запишем с комментированием: Морозный, заморозки, приморозил, Морозко, морозильник,

- А у нас сегодня гость. Кто это, ребята? Снеговик просит нас выяснить, можно ли назвать слова изморозь, изморось однокоренными? Докажите.

-.Вам понятен смысл этих слов? Нет? Как нужно поступать в таком случае?

- Прочитайте значение этих слов в толковом словаре на 168-й странице.

- Откройте учебник на 13 - ой странице, найдите упр.223-е. Прочитайте и выполните задание.

- Одинаковые или разные явления природы названы этими словами?

- Являются ли однокоренными слова изморозь, изморось? Докажите.

- Запишите то слово, которое может дополнить группу словарных слов.

- Среди однокоренных слов найдите и подчеркните одной чертой имена существительные. Докажите, что это существительные.

- Отвечают на вопросы кто? что, и обозначают предмет.

4. Физминутка про существительные.

Всему название дано, - и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.


5. Актуализация знаний.

- Вы уже знаете, что части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ. У каждой части речи свой дом. Сегодня на уроке, мы будем строить дом имени существительному.

- Каждый дом имеет фундамент.

а) Что вы уже знаете об этой части речи?

- Расскажите правило, что такое имя существительное.

- А почему слова отвечают на разные вопросы? Обозначают одушевлённые и неодушевлённые предметы.

- Это первый этаж нашего дома.

- Давайте проверим, сможете ли вы отличить одушевлённые предметы от неодушевлённых предметов.. Поиграем в игру на внимание «Хлопок – молчок».

 Физминутка.

- Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые:

Море, олень, елка, рыба, север, снег, оленевод, вьюга, ягель, капитан, чайка, сияние, залив, валенки.

б) Классификация существительных.

- Так что же обозначают имена существительные? Предметы.

- А только ли предметы? Поиграем в группы слов, назовём предметов группы:

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

- Подбери ещё названья:

фрукты -…

ткани - …

города -…




мебель - …

реки - …

профессии - …













-Итак, что же могут обозначать имена существительные?

- Это еще один этаж нашего дома.

6. Лингвистический эксперимент с целью определения роли существительных в речи и предложении.

- Давайте, ещё раз убедимся в том, насколько важна эта часть речи – имя существительное. Можно ли в речи обойтись без неё? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём лингвистический эксперимент:

- Прочитайте текст на доске:

Долго-долго тянется полярная … На белых просторах тундры трещат крепкие … В тёмной высоте сверкают яркие … А иногда всё небо затопят сполохи – красные, голубые, зелёные.

- Всё ли понятно в тексте? Почему? Не понятен смысл предложения.

- Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком или о чем говорится?

- Спишите 1,2 и 3 предложения, вставляя, подходящие по смыслу слова.

- У кого это задание вызвало затруднение?

- Проверка: Ночь, морозы, звёзды.

- Найдите основу каждого предложения, подчеркните.

- На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащим.

- Какой вывод можно сделать?

- Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.

- Есть ли ещё существительные в данных предложениях? Докажите.

- На какой вопрос они отвечают?

- Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения?

- Какой вывод можно сделать?

- Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.

- Третий этаж нашего дома: Какова роль имени существительного в предложении?



7. Обобщение – по этажам «дома».

- Так что же такое имя существительное?



- Впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на следующих уроках.

8. Мозговой штурм.

- Так для чего нам нужны имена существительные?

- Называть предметы.

- А в предложении какую роль играют существительные? Главную.

- А почему главную?

- Потому что главный смысл предложения – в подлежащем. Нет подлежащего – нет смысла.

- Так для чего же нам нужно изучать имена существительные? Чтобы правильно их использовать в речи.

9. Лексико-стилистическая работа.

- Вы убедились, что в речи без имени существительного невозможно обойтись. Слова этой части речи используют поэты в своих стихах.

- У вас на столах лежат записи стихотворений наших северных поэтов. Ваша задача: сделать презентацию этих стихов, т. е. выразительно прочитать и подобрать фотографии картин художников, которые соответствуют данному отрывку.

- Выразительное чтение и анализ каждого стихотворения по вопросам:

- Перечислите имена существительные, которые помогают поэту нарисовать картину?

- Смысл каких слов непонятен? Объясните толкование этих слов. (Работа с толковым словарём может быть организована в классе по группам, или дома – по вариантам, заранее).
- Какую картину вы представляете, читая эти строки?
- Какая же фотография соответствует данному стихотворению? Докажи.

(Фотографии смотреть в приложении к конспекту урока).
За сопкой дремлют ветерки,

К зениту тянутся дымки.

Деревья под фатою снежною

Такие лёгкие и нежные,

Такие чистые и скромные,

Как одуванчики огромные.

(А.Соколовский)

В Заполярье в феврале

Снег и стужа на дворе.

В Мурманске и Ваенге

Дети носят валенки.

В валенках Алёша

Ходит по пороше.

(Л.Клюшева)

Как посмотришь – загляденье!

В санки впряжены олени.

Горделива их осанка,

Поступь каждого легка,

И сидят ребята в санках –

По четыре седока…

(Ю.Никонова)

День без солнца хмурится.

Всё темней на улице.

Лезет в окошко чёрная кошка,

Нет, не кошка и не кот =

Ночь полярная идёт.

(О.Бундур)

- В нашем классе есть начинающие поэты. Кто хочет прочитать свои авторские стихи?

11. Итоги урока. Объявление оценок обучающимся.

Сегодня на уроке я… - узнал новое…

- научился …

- было трудно …

- всё понял, могу помочь другим …

- Так почему Успенский назвал имя существительное хлебом языка?

12. Домашнее задание по выбору:

- Написать сочинение-миниатюру или стихотворение на тему по выбору:

  • «Имя существительное – хлеб языка»

  • «Зима в Заполярье»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск