Скачать 176.52 Kb.
|
ТЕМА ОПЫТА «Развитие коммуникативной компетенции учащихся через обучение чтению на уроках английского языка» Автор опыта: Мишенина Е. В., учитель иностранного языка МОУ СОШ №2 г. Строитель Белгородской области
Наблюдения за современными учениками позволяют сделать неутешительный вывод о том, что многие учащиеся не любят читать даже на родном языке. Их речь обеднена. А ведь умение вдумчиво читать и понимать содержание предложенных текстов способствует всестороннему целостному развитию личности, становлению духовного мира человека, созданию условий для формирования у него внутренней потребности в непрерывном совершенствовании. Кроме того, обучая школьников иностранному языку, мы должны помнить о том, что согласно нормативно-правовым документам после окончания основной школы наиболее развитым видом речевой деятельности является чтение. Учащиеся должны овладеть умениями чтения, на таком уровне, что оно может считаться основой для совершенствования других видов речевой деятельности, в том числе и говорения. И в практике работы перед нами встает злободневный вопрос, какими методами и приемами без принуждения приобщить учеников к чтению на иностранном языке, как сделать уроки чтения занимательными и интересными.
Переход к коммуникативно-ориентированному обучению означает, что изменились составляющие элементы обучения иностранному языку. Главное изменение заключается в том, что предметом обучения стал не только язык и его экспрессивные возможности, но и поведение говорящего в условиях речевого общения, его коммуникативная компетенция. А в современном мире требуется значительно более высокая компетентность, чем способность «расспросить зарубежного друга о его семье» или рассказать иностранцам «о традиционных праздниках родной страны». Именно правильно подобранные тексты дают возможность учащимся расширить свой лексический запас, познакомиться с особенностями разговорного языка стран изучаемого языка, расширить свои познания о типичных чертах характера жителей этих стран, об их традициях и обычаях. Поэтому необходим поиск путей эффективного использования таких приемов и методов работы, которые позволяют развивать у школьников компетенции, необходимые для успешного достижения целей в реальных жизненных условиях. Цель данного опыта состоит в том, чтобы создать систему работы, основанной на использовании эффективных методов и приемов организации обучения чтению и отбора текстов.
В основе опыта лежат идеи И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской (личностно-ориентированный подход), Э. Арсон, Р. Славин (обучение в сотрудничестве), идеи компетентного подхода. Способом реализации данных подходов при обучении иностранному языку является учебная деятельность с опорой на субъектный опыт ученика, осознанное принятие целей урока, организация субъект-субъектного взаимодействие на уроке, создание условий для раскрытия личностного потенциала ученика. Эти подходы влияют на выбор приемов обучения, используемых в описываемом опыте. Основными постулатами компетентного подхода являются: - усиление личностной направленности образования, т.е. опора на интересы о потребности учащихся и активизация их в процессе обучения; - обучение решению социально значимых и жизненно важных задач путем освоения новых видов и способов деятельности; - ориентация на саморазвитие личности. Противоречия состоят в том, что чтению требует широкого спектра текстов, а учебники не располагают таким материалом. Другим противоречием является с одной стороны нежелание учащихся читать, а с другой стороны понимание того, что именно чтение обогащает лексический запас и культурологический аспект знаний учащихся.
Описанная система работы позволяет:
В процессе обучения чтению уделяется особое внимание технологии отбора текстов. В условиях классно-урочной системы, при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, представить необходимый фактический и языковой материал для оформления высказывания и служить образцом для него. Исходя из этих функций текста, важно чтобы содержание текстов соответствовало интересам, возрастным и индивидуально-личностным особенностям ребят, уровню подготовки. При отборе текстов для чтения на иностранном языке учитывается их методическая и воспитательная ценность, доступность содержания и формы, цель работы над текстом. Несомненно, что главным критерием отбора текстов является их аутентичность. Определенную роль играют и индивидуальные особенности личности учителя. Все вышеизложенное можно выразить одной схемой: ТЕКСТЫ: - воспитательная ценность - доступность содержания и формы - аутентичность - цель работы над текстом (какие умения развиваются в рамках изучаемой темы) УЧЕНИКИ - интересы - возрастные и индивидуально-личностные особенности - уровень подготовки Факторы отбора текстов при обучении чтению ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - опыт - профессиональный стиль - темперамент - мобильность При рассмотрении такого фактора, как цель работы над текстом, необходимо четко предусмотреть, над развитием какого вида чтения будет осуществлена работа. Различают следующие виды чтения: поисковые (scanning), ознакомительное (skimming) и чтение с полным пониманием содержания (intensive reading). Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, ищем товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п. Для того чтобы определить основную идею нормативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера, таких как: в газете, доклад на научной конференции читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения. Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владение умением читать с полным пониманием содержания. Обычно таким образом мы читаем художественную литературу, инструкции, рецепты, письма и т.д. Данный вид предполагает, что ученик может остановиться на заинтересовавших его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать выводы. Для развития различных умений чтения существуют отдельные приемы работы. Некоторые из существующих приемов работы при обучении различным видам чтению приведены в следующей таблице.
В приложениях № 1-7 разработаны задания к текстам, раскрывающие суть некоторых приемов для развития различных видов чтения. Глубина понимания текста зависит от степени развитости таких механизмов чтения как механизм структурной и содержательной антиципации. Содержательный уровень предполагает умение предугадать, превосходить описываемые по названию текста, по первым его предположениям догадаться о дальнейшем их развитии. Структурный уровень механизма антиципации является чрезвычайно важным для чтения. Его неразвитость, особенно на уровне фраз, является причиной медленного чтения и непонимания смысла фразы, даже если слова читателю знакомы. Учащиеся должны уметь по начальным буквам угадывать слово, а по первым словам – синтаксическое построение предложений, по первому предложению – дальнейшее построение абзаца. Для развития этих механизмов я применяю специальные упражнения. I. Содержательная идентификация Упражнения данной группы направлены на то, чтобы ученик идентифицировал одни высказывания с другими на основе текста, т.е. установил их схожесть или различие в содержательном плане. При этом возможны следующие варианты этого вида упражнений: 1. найти в прочитанном рассказе предложения, схожие по содержанию с данными; 2. определить, соответствуют ли данные предложения содержанию текста; 3. выбрать предложения (из данных), которые соответствуют содержанию текста; 4. определить, из какого из прочитанных высказываний взяты данные предложения; Найти в тексте предложения, которые расширяют и уточняют данные ниже высказывания. II. Содержательный поиск Основная задача этих упражнений заключается в том, чтобы развивать механизм логического понимания. Действия, которые совершает ученик при выполнении этих упражнений, мы назовем поиском, поскольку ученик действительно ищет в прочитанном то, что требуется, и ищет это на основе того, насколько он понял прочитанное. Если он не понял основных мыслей текста, поиск не состоится. Варианты упражнений могут быть следующими: 1. найти предложения, подтверждающие … 2. найти то, что характеризует… 3. найти причины того, что … 4. найти проблемы, которые волнуют…. 5. найти ответы в тексте; 6. определить, насколько полно данный план передает содержание. III. Смысловой выбор Основная задача этих упражнений – развитие механизма логического понимания. Но попутно они развивают смысловую догадку, совершенствуют технику чтения и механизм внутреннего речевого слуха. Желательно, чтобы учитель не удовлетворялся правильным выбором из готовых ответов, ибо этот выбор может быть случайным, а попросил объяснить выбор, подтвердить его чем-либо. Сюда отнесены упражнения следующих вариантов: 1. выбрать подходящее заглавие из данных; 2. выбрать правильный по смыслу ответ из предложенных; 3. выбрать из абзацев рассказа по одной фразе, передающей их смысл; 4. выделить смысловые куски текста и озаглавить их; 5. охарактеризовать обстоятельства, при которых происходят действия героя рассказа; 6. Написать аннотацию к тексту. 7. раскрасить разными цветами неодинаковые по смысловой значимости части текста; 8. сократить число предложений в тексте за счет удаления мало информационных части текста, только те предложения, , которые передают основной смысл текста; 9. передать своими словами основной смысл текста. Так в чем же заключаются достоинства вышеописанных упражнений? 1. Эти упражнения предлагают многократное, коммуникативное оправданное обращение к тесту, что само по себе уже ценно, так как трех- и четырехкратное просматривание текста в рамках 2. Последовательное выполнение трех групп упражнений позволяет ученикам не только, «переварить» и усвоить содержание текста, но и дойти до его понимания на уровне смысла. 3. И, наконец, едва ли не самая заслуга этих упражнений заключается в том, что отпадает необходимость в открытом контроле. С одной стороны – нельзя выполнить эти упражнения, если ученик не понимает прочитанного, а с другой стороны – нельзя выполнить эти упражнения, если ученик не понимает прочитанное, а с другой стороны – в процессе последовательного выполнения упражнений понимание обязательно «дозревает», поднимаясь на качественно более высокий уровень. Образцы текста с заданиями см. Приложение №9. Для того, чтобы ученики стали лучше думать, умели сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, различные способы решения задач существует еще одна технология обучению чтению – технология критического мышления. Авторы этой технологии пересмотрели способы мотивации школьников к получению знаний, побуждению интереса к учебе. Выделяются три стадии обучения критическому мышлению:
Задачи стадии вызова.
Задачи фазы реализации смысла.
Задачи фазы рефлексии.
Помочь самостоятельно определять направления в дальнейшем изучении материала. В приложении №8 дается текст с разработанными заданиями по технологии критического мышления. Еще одной технологией, которая дает положительные результаты, является обучение в сотрудничестве. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но и значительно эффективнее. Причем, важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учащихся, но и повышает нравственный уровень. Помочь друг другу вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике использует варианты, применительно к своим ученикам, но при одном непременном условии: при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:
Один из подходов в организации обучения в сотрудничестве был разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского – ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические смысловые блоки (количество учащихся в группе должно быть равно количеству текстов, смысловых блоков). Например, тема «Биография выдающегося писателя» может быть разбита на несколько тем: ранние годы жизни, первые достижения, вклад в мировую литературу и т.д. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоявшие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется всей речей эксперты. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Так как единственный путь освоить материал всех текстов – общение со своими членами группы, то важной задачей является культура общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижения какой-то познавательной цели, а с другой стороны – социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то и другое одинаково значимо. Также обязательно прослеживается не только успешность выполнения учебного аспекта группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по технологии обучения в сотрудничестве становится исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной работы. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат, а с другой стороны, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива, но уже на следующем витке, при общении результатов их обсуждении. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобрести знание. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Результативность опыта В результате применения вышеописанных технологий и приемов при обучении чтению у школьников повысилась познавательная активность и мотивация, стимулирующая проявление творческих способностей, укрепились межличностные отношения. Используемая система работы позволяет обеспечивать комфортные условия для учащихся, формировать личностно-смысловое отношение учащихся к изучаемому предмету. В таблицах (диаграммах) приведены данные результатов итоговых контрольных работ по чтению на «4» и «5» имеет тенденцию роста.
На протяжении многих лет учащиеся имеют 100% успеваемость при качестве знаний от 65% в 2003-2004 учебном году до 67% в 2005-2006 учебном году. Анализ контрольных работ по различным видам речевой деятельности говорит о положительной динамике говорит о положительной динамике роста качества знаний учащихся.
Мои учащиеся занимают призовые места в районных олимпиадах:
Некоторые учащиеся выбирают английский язык в качестве своей будущей профессии:
Кроме того, ученики успешно сдают экзамен по английскому языку в качестве вступительного: Размоскина Анна, БелГУ, факультет журналистики; Купина Юлия, СГА, Денисюк Анастасия, г. Белгород, лицей №25. |