Скачать 386.8 Kb.
|
Вопрос к обсуждению. По Камю, смысла в жизни нет. Ей нечего предложить человеку. Хочешь, как-то выкручивайся и что-то придумывай для себя сам. Если ничто не сдерживает и ничто не привязывает к жизни, легко пойти на бессмысленное преступление просто ради развлечения или взять и покончить с собой. Но есть стратегии, которые все-таки помогают выживать даже в условиях всеобщего абсурда жизни. Какую стратегию предлагает Камю? Альбер Камю(Camus)[1913-1960]МИФ О СИЗИФЕ. ЭССЕ ОБ АБСУРДЕ[1942]Из книги: Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. 415 с. (Мыслители XX века). Общая редакция, составление и предисловие А М Руткевича. Редактор Д. М. Носов. Текст взят по ссылке: http://www.lib.ru/INPROZ/KAMU/chelowek_buntuyushij.txt (Фрагменты) Общее оглавление книги МИФ О СИЗИФЕ. ЭССЕ ОБ АБСУРДЕ АБСУРДНОЕ РАССУЖДЕНИЕ 22 Абсурд и самоубийство 22 Абсурдные стены 26 Философское самоубийство 36 Абсурдная свобода 49 АБСУРДНЫЙ ЧЕЛОВЕК 58 Донжуанство 60 Театр 64 Завоевание 68 АБСУРДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 73 Философия и роман 73 Кириллов 79 Творчество без расчета на будущее 84 МИФ О СИЗИФЕ 88 АБСУРДНОЕ РАССУЖДЕНИЕ[. . .] Абсурд и самоубийствоЕсть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства… Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить,- значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего нужно дать ответ. И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа - за ним последуют определенные действия. Эту очевидность чует сердце, но в нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума. Как определить большую неотложность одного вопроса в сравнении с другим? Судить должно по действиям, которые следуют за решением. Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь умирал за онтологический -24 аргумент. Галилей отдавал должное научной истине, но с необычайной легкостью от нее отрекся, как только она стала опасной для его жизни. В каком-то смысле он был прав. Такая истина не стоила костра. Земля ли вертится вокруг Солнца, Солнце ли вокруг Земли - не все ли равно? Словом, вопрос это пустой. И в то же время я вижу, как умирает множество людей, ибо, по их мнению, жизнь не стоит того, чтобы ее прожить. Мне известны и те, кто, как ни странно, готовы покончить с собой ради идей или иллюзий, служащих основанием их жизни (то, что называется причиной жизни, оказывается одновременно и превосходной причиной смерти). Поэтому вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов. Как на него ответить? По-видимому, имеются всего два метода осмысления всех существенных проблем - а таковыми я считаю лишь те, которые грозят смертью или удесятеряют страстное желание жить,- это методы Ла Палисса и Дон Кихота. Только в том случае, когда очевидность и восторг уравновешивают друг друга, мы получаем доступ и к эмоциям, и к ясности. При рассмотрении столь скромного и в то же время столь заряженного патетикой предмета классическая диалектическая ученость должна уступить место более непритязательной установке ума, опирающейся как на здравый смысл, так и на симпатию. [. . .] -25 |