Скачать 82.88 Kb.
|
Урок русского языка в 8 классе «Предложения с однородными членами» Тип урока: обобщение и систематизация знаний. ИДЦ: В процессе работы над учебными элементами уч-ся должнызнать:
уметь:
предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах;
предложения и обобщающих словах. Ход урока Психологический настрой. Придумано кем-то Просто и мудро При встречи здороваться Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам! Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для учащихся, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового. Мне очень приятно приветствовать каждого из вас на уроке. Мотивация:
Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят Их запятой раздели непременно, Если это …(однородные члены)
Известный лингвист А. М. Пешковский говорил, что в предложении с однородными членами «…столько главных ударений, сколько в нем однородных членов». Вопросы: а) Вспомним, что мы называем логическим ударением? (Выделение голосом тех слов, которые обозначают смысловой центр - самое важное в сообщении). б) Как вы понимаете, высказывание А. М. Пешковского? (отличие от традиционного; по-своему поясняет). в) Сколько в данном предложении ударений и однородных членов по Пешковскому? В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 5. Для чего нужны однородные члены? для достижения большей выразительности речи используются парное соединение однородных членов, которые по отношению друг к другу являются антонимами УЭ-1. Цель: диагностировать уровень подготовленности уч-ся на начальном этапе урока. Блиц- опрос: Задания:
а) Однородные члены - это члены предложения, которые отвечают на вопрос одной и той же части речи (хотя могут быть разными частями речи). б) Синтаксически однородные члены являются одним членом предложения. в) Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения. г) Однородные члены предложения образуют сочинительные словосочетания. д) В предложении однородных членов может быть сколько угодно. е) В однородный ряд могут входить и одиночные слова, и словосочетания, и фразеологизмы. ж) Однородные члены предложения соединяются интонацией и сочинительными союзами. 2.Составь алгоритм. 3.Сделай выводы. УЭ – 2 Цель: уметь писать под диктовку, вставлять и объяснять орфограммы, уметь видеть однородные члены. Поступок важен в жизни каждого человека, в общении между людьми. По поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности и ответственности. УЭ-3. Цель: вспомнить сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные), знаки препинания при союзах и однородных членах. Задания: 1. Вспомни сочинительные союзы (памятка № 3)
3. Сделай вывод. УЭ-4. Цель: развивать понятие о союзном соединении однородных членов, закрепить пунктуационный навык. Задания: 1. Расставь и объясни знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. 2. Сделай вывод о постановке запятой. а) Не род, а ум поставлю в воеводы. (А. С. Пушкин). б) Мал золотник, да дорог. (пословица). в) Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль. (Д. Фурманов). г) Не только мальчиком, но и взрослым из всех зрелищ я больше всего любил цирк. (Ю. Олеша). УЭ – 5. Цель: закрепить пунктуационный навык, когда запятая не ставится между однородными членами. Задания: 1.Объясни знаки препинания при однородных членах. 2.Сделай вывод. а) Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень (перед союзом, который объединяет Не столь различны меж собой. однородные члены в пары) б) В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень. в) Ни свет ни заря прибыли претенденты на руку царевны.. УЭ-6. Цель: развивать представление об обобщающих словах, выработать навык узнавания их в тексте, формировать пунктуационный навык. Что такое «обобщать» - придать общее значение. Обобщающее слово - слово, которое содержит в себе все значения однородных последующих членов предложения, а однородные члены его поясняют, конкретизируют, уточняют. Задания: 1. Подбери обобщающие слова к однородным членам и наоборот (устно). а) Русский язык, литература, история - (школьные предметы). б) Члены предложения: (главные и второстепенные). в) Разделы языка: (фонетика, грамматика). г) Существительное, прилагательное, числительное, глагол: (части речи). 2. Найди обобщающее слово, расставь знаки препинания. 3. Составь схемы предложений. а) Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. (В. Гюго). б) Все жители поселка: мужчины и женщины, старики и дети – вышли встречать пароход. в) Пушкин, Лермонтов, Некрасов - мои любимые поэты. г) Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник. (К. Паустовский). УЭ-7. Цель: закрепить фонетический разбор слова. Задания: 1. Найди однородные члены. 2. Сделай фонетический разбор (в й у г и).
Вьюги зимние, вьюги шумные Напевали нам песни чудные, Наводили сны волшебные, Уносили в край заколдованный. УЭ-8. Цель: закрепить порядок морфологического разбора существительного. Задание:. Произведи морфологический разбор.
непост: И. п., мн. ч.
УЭ-9. Цель: учить выполнять упражнения комплексного характера. Задания: 1. Выразительное чтение. 2. Вставь пропущенные буквы. Что такое такт, тактичность? Такту по учебнику не научишься. Такт - сложное чувство. Это сочетание душевной чуткости, тонкой наблюдательности, гибкого ума, умение понять другого человека. Обратите внимание: у грубого, невнимательного, бестактного человека не бывает друзей. Чувство такта может развить в себе только тот, кто вкладывает в отношения с другими людьми особую чуткость, внимание, уважение. Вопросы:
Текст - это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Текст- это единое целое, он имеет начало и конец. Это может быть одно предложение. 2. Определи тему текста. Тема текста - это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Тема - это то, о чем говорится в тексте. 3. Какова основная мысль текста? Основная мысль текста - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать. Основная мысль - то, для чего создан текст.
Публицистический стиль воздействует на читателя и слушателя, т.е. в чем-то их убеждает, к чему-то призывает. Характерны такие средства языка, которые позволяют усилить ее воздействие на читателей и слушателей: вопросительные и побудительные предложения, наличие однородных членов. (тип – рассуждение).
2 и 3 предл. – повтор, указательное местоимение.
УЭ- 10. Цель: учить языковому анализу отдельных элементов текста. Задания: 1. Найди однородные члены. 2. Докажи однородность определений. 3. Найди в тексте предложения, соответствующие схемам. а) [сущ.- сущ.] б)[ ═ ]: [0, 0, 0 ═ ].
УЭ-11. Цель: выходной контроль. Задания: Работу сдай учителю. Ключ к УЭ-11. I вариант. II вариант. 1 – в 1 – в 2 – в, г 2 – в, е 3 – а, г, д 3 – г, д, е 4 – б 4 – а, г 5 – б 5 – в 6 – г 6 – б, в 7 – в, г 7 – а, в 8 – в 8 – в 9 – в 9 – г
УЭ-12. Цель: осмыслить выполненное на уроке, применять полученные знания. Задания: 1. Ответь на вопросы: а) Какое правило повторяли на уроке? б) Достиг ли ты целей урока? УЭ-13. Цель: дать д/з творческого и конструктивного уровней. Д/з выбери сам.
Я желаю вам успеха, Я желаю вам доброты. Я хочу, чтобы каждый день в школе Был интересен и приносил вам и мне радость! |