Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 108.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.03.2014
Размер108.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЧЕРЕЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ

ВЫБОР В СИТУАЦИИ КАТАСТРОФЫ

Е. Л. Поднебесных

Балтийский федеральный университет им. И. Канта,

г. Калининград, Россия

Summary. The article discusses the pedagogical approaches and practical experience of dealing with the ethical issues through an existential choice in disaster

situations (on the materials of the history of the Holocaust).

Key words: existential choice; spiritual and moral values.

зм (фр. existentialisme от

лат. existentia – существование), также философия существования,

трактуется как направление в философии XX века, акцентирующее

своѐ внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее

его иррациональным [10]. Экзистенциалисты считают, что Холокост

и другие катастрофические события новейшей европейской истории

обнажили неустойчивость, хрупкость, неустранимую конечность вся-

кого человеческого существования; не только индивидуального, но и

родового, общеисторического [7], поэтому подход к осмыслению эти-

ческих проблем через изучение экзистенциального выбора в ситуа-

ции катастрофы представляется нам методически правильным.

Экзистенциальный выбор – это выбор особого, высшего по-

рядка, он требует от субъекта актуализации глубинных ценностно-

смысловых образований его личности [9]. Признаки экзистенци-

ального выбора описаны у классиков-экзистенциалистов (Л. Бинс-

вангер, В. Франкл, Р. Мей, И. Ялом, С. Мадди, А. Ленгле), отече-

ственных исследователей, разделяющих экзистенциальные тради-

ции (С. Л. Рубинштейн, Д. А. Леонтьев, Ф. Е. Василюк,

С. Л. Братченко). Л. Бинсвангер и другие экзистенциалисты говорят

о «Dasein выбирающем» то или это, что означает «человек, который

ответственен за выбор своего существования...» [3].

К образовательным подходам Международной школы препо-

давания и изучения Катастрофы (Шоа, Холокоста) при мемориале

Яд-Вашем можно отнести следующее: образование, связанное с Хо-

локостом, следует рассматривать в контексте мировой истории, ев-

ропейской истории в целом с учетом национального фактора в

освещении изучаемого фрагмента истории. Т. Тюляевой сформули-

рован ряд принципов, декларируемых Международной школой

преподавания истории Катастрофы (Шоа, Холокоста) при мемориа-

ле Яд-Вашем: преподавание должно опираться на изучение под-

линных источников и документов; человеческий аспект катастрофы

как противовес нацистской политике систематической дегуманиза-

ции; осмысление этических проблем через дилеммы и проблемы 51

человеческого выбора в ситуации катастрофы; междисциплинар-

ный подход – использование интерактивных методик в качестве

учебного материала, а также произведений литературы, искусства и

т. д.; преподавание темы шоа должно включать три стороны тре-

угольника: жертва – убийца – стоящий в стороне; предыстория ка-

тастрофы и ее последствия как обязательные составляющие препо-

давания темы; преподавание темы с учетом возрастных особенно-

стей учащихся [8].

Применение данных подходов рассмотрим на примере урока

по дисциплине «социальная психология» «Психологический фено-

мен равнодушия (на материалах Холокоста)», разработанного авто-

ром. Проектируя урок, мы ставим задачу обобщения и систематиза-

ции полученных знаний о мотивах альтруизма, конформности и

равнодушия с точки зрения социальной психологии и выявления

уровня усвоения данной темы на материалах истории Холокоста.

Кроме того, мы считаем, что урок будет способствовать воспитанию

у студентов интереса к истории Холокоста, толерантности и ответ-

ственности за принятие индивидуального решения.

В качестве методов мы используем: метод мозгового штурма,

работу в группах, метод модерации, работу с кейсами, исторически-

ми документами. Занятие оснащено материалами учебного пособия

«Стоящие в стороне или стоящие рядом» И. Абрамски, кейсами с

историческими материалами, литературными источниками по ва-

риантам, предварительно подготовлены видеосюжеты из фильмов

«Дети из бездны» (свидетельство «А что я могла сделать», «Свиде-

тели на процессе Эйхмана» (свидетельство К. Цетника), из фильма

«Список Шиндлера» сюжет «Простите, что я так мало сделал».

Преподаватель задает проблемный вопрос: Почему? Каковы

личностные и внеличностные мотивы, которые побуждают нас быть

равнодушными / неравнодушными? Для ответа на вопрос преподава-

тель предлагает поработать с документами и литературными источ-

никами. Студенты разбиваются на 4 группы по 6 человек, получают

кейсы с заданиями). Время 10 минут на подготовку выступления.

1. Кейс из пособия И. Абрамски «Грабежи. Воспоминания Ма-

ни Файнгольд».

2. Там же Цалек Переходник.

3. Там же из дневника доктора Елены Буйвидане-Куторгене.

4. Из романа «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Письмо матери».

Мы используем один из методических приемов технологии

развития критического мышления «вызов», или, как его называют в

Международной школе преподавания истории Катастрофы (Шоа,

Холокоста) при мемориале Яд-Вашем, метод «провокации» – пред-

лагаем студентам видеосюжеты из кинофильмов «Дети из бездны»

(отрывок «А что я могла сделать?), «Список Шиндлера» (отрывок

«Я мог бы спасти больше»).52

На занятии выбор «жизнь – смерть» рассматривается нами в

контексте экзистенциальной традиции, в рамках которой человек

представляется как «индивидуально-неповторимый рисунок воз-

можностей» (Р. Мей) и «находится в противостояние между созна-

нием неизбежности смерти и желанием продолжать жить; между

стремлением к свободе и ужасом перед отсутствием внешней струк-

туры; между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в

контакте, в защите, в принадлежности к большему целому; между

неструктурированным бессмысленным миром и потребностью в

смысле жизни» (И. Ялом) [9].

Мы придерживаемся образовательного подхода к преподава-

нию уроков Холокоста, в котором приоритетом служат позитивные

примеры воспитания личности и общечеловеческих ценностей. На

наш взгляд, для изучения темы экзистенционального выбора нет

более благодатного материала, чем материал о Праведниках наро-

дов мира. Не случайно этот культурно-исторический феномен вы-

зывает непреходящий интерес среди психологов, кинематографи-

стов, историков. Страх, экзистенциальная тревога, инстинкт самосо-

хранения побеждает сила человеческого духа. Как отмечает А. А. Ба-

канова, «столкновение со смертью как критическая ситуация явля-

ется по своей сути амбивалентной: с одной стороны, она может ока-

зать разрушительное действие на личность (выразиться в усилив-

шемся страхе смерти), а с другой – придать жизни смысл, сделать ее

более полной и содержательной» [1] .

По мнению А. П. Попогребского, «в результате конфронтации

со смертью смысл жизни подвергается определенному пересмотру и

переоценке. В этой ситуации можно ожидать актуализации ценно-

стей, являющихся ключевыми при поисках смысла жизни: самот-

рансценденции, самоактуализации и творчества (и отчасти гедо-

низма, связанного с ―процессуальным‖ смыслом жизни)» [6].

Акцентируя внимание студентов на том, что уроки Холокоста –

это гимн человеческому духу, гимн Личности, мы продолжаем заня-

тие с помощью метода групповых дискуссий, обсуждая проблему

«Всегда ли у человека есть выбор?» (на примерах современной ис-

тории или истории Холокоста). Каждый студент высказывается по

данному вопросу, используя примеры кейсов, материалы по исто-

рии Холокоста.

Следует отметить, что мы применяем технологию опережаю-

щих заданий и кейсов, принятую в Международной школе препода-

вания истории Катастрофы при Яд Вашем и в мемориале Шоа во

Франции, что представляется нам методически эффективным.

К основным выводам, к которым приходят студенты на уроке

«Психологический феномен равнодушия» и других занятиях, где

мы работаем с материалами истории Холокоста, можно отнести тезис

о том, что принятие общечеловеческих ценностей позволяет челове-53

ку в критических условиях нравственного выбора почувствовать себя

значимым, усилить весомость и значительность своей жизни, при-

дать ей новый смысл. Это созвучно некоторым теориям управления

страхом смерти [10], согласно которым подчинение культурным

стандартам и ценностям помогает преодолеть экзистенциональную

тревогу и страх смерти. Человек существует, как сказал Ницше, и за

«последней туманной чертой испаряющейся реальности».

Мы не рассматриваем нравственные дилеммы исключительно

в плоскости жизни и смерти, скорее, в контексте высказывания

А. Г. Асмолова «жизненный путь личности – это путь отклоненных

альтернатив». Нам близка позиция А. П. Мерсияновой в том, что

драматический аспект экзистенциального выбора заключается в

страхе психологической смерти, по определению С. Мадди – «малой

смерти». В ситуации выбора, таким образом, актуализируется страх

«малой смерти», так как одна из возможностей станет невозмож-

ной, «умрет» одна из потенциальных личностей [4].

Холокост позволяет по-новому взглянуть на экзистенциональ-

ную концепцию личной свободы, экзистенциональную изоляцию,

на принцип, сформулированный С. Кьеркегором и содержащийся во

всех вариантах экзистенциалистской философии, – «выбор себя са-

мого» и др.

Таким образом, студенты приходят к выводу, что мы изучаем

историю Холокоста не как историю индустрии смерти, не как исто-

рию уничтожения еврейского народа, а как культурно-

антропологический феномен нашей цивилизации.

В течение семи лет (с 2007 по 2012 учебный год) в

Калининградском градостроительном колледже БФУ им. И. Канта

проходил уникальный педагогический эксперимент по апробации

программы «Духовно-нравственное воспитание», частью которой

был спецкурс «Толерантность как часть профессиональной

культуры». В рамках данного спецкурса студенты изучали модуль

«Уроки Холокоста – путь к толерантности», разработанный

автором. Эпиграфом программы был лейтмотив культового фильма

конца прошлого века «Покаяние»: «А зачем нужна дорога, если она

не ведет к храму?». Нами были экспериментально установлены

возможности инновационной среды образовательного учреждения в

формировании («управлении развитием», по выражению

О. С. Гребенюка) духовно-нравственных ценностей студентов [5] в

ситуации сочетания системного подхода, оптимальных

организационно-педагогических условий, креативности и

энтузиазма педагогов.

В настоящее время мы продолжаем исследование, основной

целью которого в эмпирическом плане является нахождение связи

между мировоззренческими установками и личностными свойства-

ми студентов и спецификой понимания ими ситуаций нравственной 54

дилеммы. В качестве примеров ситуации экзистенциального выбора

используются краткие описания дилемм нравственного выбора из

истории Холокоста (история в Виленском гетто с Ициком Виттен-

бергом, ситуации выбора Праведников народов мира и т. д.

Проверяется гипотеза: студенты с высокими показателями

осмысленности жизни по методике смысложизненных ориентаций

(СЖО) в решениях нравственных дилемм придерживаются выбо-

ров: «спасти другого», «умереть с честью», «бороться и умереть» и т.

д. Данная методика количественно измеряет наличие цели жизни и

позволяет тем самым диагностировать степень «экзистенциального

вакуума», субъективного ощущения утраты смысла, являющегося

следствием «экзистенциальной фрустрации», т. е. неудачи в поиске

человеком смысла жизни. Низкие значения показателей смысло-

жизненных ориентаций и локуса контроля Я свидетельствуют о

неверии человека в себя, неспособности контролировать происхо-

дящее с ним, а также строить жизнь в соответствии со своими целя-

ми и представлениями о ее смысле [7].

Реализация программы «Духовно-нравственное воспитание» в

градостроительном колледже БФУ им. Канта, а также проведенное

научное исследование о педагогическом воздействии уроков Холо-

коста на развитие толерантности студентов [5] и его результаты со-

звучны сказанному А. Г. Асмоловым (интервью газете «Культура»,

19–25 июля 2001 г., № 27): «Я же стою на позиции социального кон-

структивизма и утверждаю, что природа человека исправима. Какие

бы у вас ни были гены, они только предпосылки того или иного че-

ловеческого типа. Человека создает культура. Если фундаментом

культуры станет толерантность, это не будет означать, что мы за-

ставляем человека поступать так-то и так-то. Просто предлагаем ему

особый путь развития».

Библиографический список

1. Баканова А. А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных си-

туациях : автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб. : РПГУ, 2000.

2. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М. : Смысл,

2000.

3. Мей Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психо-

логия / под ред. Р. Мэя. – М. : Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001. URL:

http://www.psylib.kiev.ua

4. Мерсиянова А. П. Основные вопросы экзистенциального выбора. URL:

http://www. all-psy.com

5. Поднебесных Е. Л Формирование духовно-нравственных ценностей в

условиях инновационной среды колледжа : моногр. //

LAPLambertAcademicPublishingGmbH& Co.KG

6. Попогребский А. П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психология с че-

ловеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психоло-

гии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – М. : Смысл, 1997. – С. 177–199. 55

7. Соловьев Э. Экзистенциализм (историко-критический очерк). URL:

http://scepsis.net/library/id_2660.html

8. Тюляева Т. Путь к толерантности // Учительская газета. – 2006. – № 30

(25 июля).

9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М. : Независимая фирма

«Класс», 1999. URL: http://www.psyinst.ru/library.php

10. Википедия. URL: http://www.wikipedia.org/

11. Harmon-Jones E. et al. Terror management theory and self-esteem: Evidence that

increased self-esteem reduces mortality salience effects // J. Pers. and Soc.

Piychol. – 997. – V. 72. – № 1. – P. 24–36.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск