Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 384.16 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации10.03.2014
Размер384.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
  1   2   3
3 четверть

Лирико-драматическая опера П.И.Чайковского «Пиковая дама»

Первый-девятый уроки

Тема: Образный строй и композиция лирико-драматической оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама»
Цели:

- целостно охватить музыкальную историю оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама».

- раскрыть своеобразие образов и их взаимодействие в лирико-драматической опере.
Задачи:

- сформировать представление детей об особенностях лирико-драматической оперы, её образном строе, сюжетных линиях, драматургии и композиции;

- моделировать развертывание музыкального действия в опере (интонационно и вербально);

- схватывать целостное построение оперы:

- определять круг характерных интонаций героев оперы, опираться на них при анализе и моделировании музыки;

- обнаруживать лейттемы и лейтинтонации оперы на разных этапах развития действия;

- выявлять общность конструктивных основ тем оперы в опоре на графическую запись;

- анализировать композиционные функции её разделов (вступление, экспозиция, разработка, реприза);

- исполнять (петь, инсценировать, пластически интонировать) музыку оперы;

- обсуждать сценическое решение фрагментов оперы (по видеозаписи).
План первого-второго уроков:

1 блок. Слушание интродукции к опере «Пиковая дама» (muz4-03-01.mp3), пение и пластическое интонирование её основных тем (muz4-03-02.mp3; muz4-03-03.mp3; muz4-03-04.mp3). Характеристика образов интродукции, их соотнесение с похожими образами пройденных произведений П.Чайковского (muz4-03-05.mp3; muz4-03-06.mp3; muz4-03-07.mp3). Моделирование основных сюжетных линий и идеи оперы в опоре на характер и последовательность тем интродукции.

2 блок. Слушание музыки начальной сцены (muz4-03-08.mp3; video_4kl_23), характеристика общей атмосферы действия. Пение и пластическое интонирование её основных тем (muz4-03-09.mp3; muz4-03-10.mp3; muz4-03-11.mp3; muz4-03-12.mp3; muz4-03-13.mp3; muz4-03-24.mp3), определение и напевание характерных интонаций разных групп гуляющих. Разучивание хора мальчиков (muz4-03-13.mp3; muz4-03-15.kar; video_4kl_24). Составление композиции сцены и разыгрывание её по ролям.

3 блок. Диалог Сурина и Чекалинского: косвенная характеристика Германа (muz4-03-17.mp3). Слушание и разучивание трех ариозо Германа (muz4-03-18.mp3; muz4-03-20.kar; muz4-03-21.mp3; muz4-03-22.kar; muz4-03-23.mp3) в опоре на нотную и графическую записи. Характеристика музыкальной речи героя. Слушание дуэта Елецкого и Германа (muz4-03-25.mp3), размышление о причинах противоположных состояний героев (один счастлив – другой страдает).

4 блок. Моделирование музыкальной характеристики невесты князя Елецкого на основе известных тем оперы. Слушание музыки появления Лизы и Графини (muz4-03-27.mp3), определение героя, которого она характеризует, размышление о несовпадении ожидаемого и реального звучания. Слушание квинтета Лизы, Графини, Томского, Елецкого и Германа (muz4-03-28.mp3), обсуждение причин страха, который испытывает каждый из них.

5 блок. Слушание и разучивание баллады Томского (muz4-03-29.mp3), выявление ключевых интонаций баллады (muz4-03-31.kar), определение фрагментов оперы, где эти интонации уже звучали (эксперимент – muz4-03-32.mp3; muz4-03-33.mp3; muz4-03-34.mp3; muz4-03-35.mp3). Исполнение, характеристика и обозначение темы, звучащей в оркестре в припеве баллады (страница 72 учебника).

6 блок. Слушание завершения картины (muz4-03-37.mp3; video_4kl_18), анализ реакций Германа и офицеров на балладу Томского. Размышление о возможных путях преодоления Германом сложившейся жизненной ситуации.
Методические рекомендации

В начале урока учитель сообщает детям, что в этой четверти они будут изучать новое произведение. Это опера с очень выразительной музыкой, интересной интригой, необычной историей. И знакомство с произведением начнем со вступления. Какое значение обычно отводит композитор вступлению к опере? – В ответах дети чаще всего говорят следующее: вступление знакомит с главными героями произведения, передает его краткое содержание, настраивает слушателей на последующее восприятие, намечает основную идею оперы.

Дети слушают интродукцию к опере. Определите по музыке её автора. – Петр Ильич Чайковский. Почему вы считаете, что это Чайковский? – По мелодиям, интонациям, характеру музыки. Как вы думаете, о чем будет эта история? – Это будет драматическое произведение, может быть даже с печальным концом. Почему вы думаете, что конец будет печальным? – Слышится присутствие злых сил.

Сколько контрастных тем-образов можно выделить в интродукции? Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно дать послушать ещё раз интродукцию. Дети выделяют три образа и далее последовательно напевают, характеризуют, пластически интонируют каждый из них.

Пример 45. Темы Интродукции

А) Первая тема

Подвижно

Б) Вторая тема
Решительно


В) Третья тема

Очень выразительно

Первая тема (пример 45 А) звучит как начало повествования, она спокойна, задумчива, нетороплива, как бы «вспоминает что-то». Дети выделяют в теме два элемента. Первый – «зачин» строгий, сдержанный, характеризует рассказчика. Дети отмечают в нём четкий пульсирующий ритм, сигнальные интонации.

Второй элемент – интонация «вздоха». В начале темы череда этих интонаций образует поступательное движение вниз. В каких случаях Чайковский использует нисходящее гаммообразное движение? – Чтобы показать силы зла, рока, фатума. Вспомните произведение Чайковского, где композитор использовал подобное нисходящее движение? Если сразу не вспомнят, учитель может наиграть тему интродукции Четвертой симфонии. Какие краски добавляет нисходящее движение в только что начавшееся повествование? – Тревогу, напряженность, предчувствие чего-то неприятного. В завершении этой темы в интродукции интонация «вздоха» расширяется, её повторение звучит выше и более напряженно, в результате линия нисходящего движения «уходит», а в характере интонации увеличивается тоска, отчаяние. Какие слова могли бы раскрыть суть этой музыкальной фразы? – «О, горе», «О, Боже». В каких случаях мы произносим такие фразы? – Когда нуждаемся в помощи. Учитель может предложить напеть этот мотив со словами.

Какой образ рисует вторая тема? – Тема звучит агрессивно, напряженно, враждебно (пример 45 Б). Это образ злой силы, рока. Сколько элементов можно выделить во второй теме? – Три элемента. Первый – секвенция из активных, наступательных интонаций. Второй элемент – вихреобразные восходящие пассажи. Третий – нисходящая гамма у медных духовых инструментов, которая звучит как квинтэссенция зла.

Как меняется характер нисходящего поступенного движения во второй теме? – Динамизируется. Если в первой теме образы зла были завуалированы, то во второй теме они звучат открыто. Поэтому можно предположить, что в опере силы зла будут развиваться и крепнуть.

Далее дети слушают, поют и пластически интонируют третью тему (пример 45 В). Третья тема развивает две предыдущие или противопоставлена им? – Противопоставлена им. С какими образами из произведений Чайковского ассоциируется эта тема? – С добрыми, нежными, лирическими образами: Фея Сирени, «Мама», «Сладкая греза». Затем учитель может предложить детям пластически проинтонировать интродукцию.

Интродукцию композитор построил на трёх темах: первая тема – рассказ; вторая – тема судьбы, зла, рока; третья – тема любви. Можно предположить, что в произведении будет торжествовать любовь? – По интродукции сказать трудно, в ней нет торжества любви, но нет и траурной мелодии. Как вы думаете, встретятся ли эти темы в опере? – Да, встретятся. Давайте познакомимся с оперой, и убедимся, правильно ли мы поняли смысл этих тем.

Учитель предлагает детям послушать оркестровое вступление к первой картине и по музыке определить: Где происходит действие? Дети дают обобщенную характеристику начала действия, напевают и пластически интонируют тему, передающую радостное, светлое настроение людей. Учитель уточняет, что первая картина оперы происходит в Петербурге в Летнем саду, любимом детище Петра I. Известно, что Летний сад создавался в то время, когда в Европе были в моде регулярные сады. Летний сад был разбит аллеями и дорожками на квадраты, которые обрамлялись стриженой зеленью. Аллеи Летнего сада заполняли статуи и фонтаны.

Далее дети слушают фрагмент сцены в Летнем саду (до диалога Чекалинского и Сурина) и характеризуют настроение этой музыки – радостное, праздничное, светлое. Кого мы видим в Летнем саду? – Мирно гуляющих людей. Чьи голоса мы слышим? – Детские голоса и голоса нянюшек (пример 46 А), гувернанток, кормилиц (пример 46 Б). Учитель может обратить внимание детей на отличие интонаций разных групп людей, наиграть или напеть эти интонации без слов, чтобы дети определили героев по музыке. Чем заняты мальчишки? – Игрой в военных. Учитель разучивает с детьми хор мальчиков (пример 46 В). После этого дети вместе с учителем составляют композицию сцены, делятся на группы и разыгрывают сцену по ролям.
Пример 46. Темы начальной сцены в Летнем саду

А) Фраза нянюшек

Б) Фраза Кормилиц

В) Хор мальчиков

Далее дети слушают диалог Чекалинского и Сурина (до появления Германа и Томского) О чем и о ком говорят офицеры Чекалинский, Сурин? – Они говорят о карточной игре и о Германе. Какую характеристику дают офицеры Герману? – Мы узнаем, что Герман тоже офицер, но беден, не относится к аристократии, поэтому офицеры смотрят на него свысока. Почему Герман «ночи напролет» проводит у карточного стола, хотя никогда не играет? – По мнению офицеров, Герман в душе азартный человек. Он не играет, а наблюдает за другими потому, что одновременно очень расчетлив и не желает жертвовать своим небольшим состоянием. Понимают ли сослуживцы Германа? – Нет. Его называют странным, непонятным для окружающих, мрачным человеком. Людям больше нравятся люди веселые, открытые, доброжелательные, с которыми легко и приятно общаться. Можно сделать вывод, что Герман одинок и глубоко несчастен. Уточнить слова диалога офицеров можно на странице 68 учебника.

Далее детям предлагается послушать и разучить три ариозо Германа, дать характеристику его музыкальной речи. Учитель может спросить детей: Обратили ли вы внимание, какой инструмент звучал в момент появления Германа? Какая по характеру мелодия сопровождала его? – Звучала виолончель. Почему композитор для музыкальной характеристики Германа использует тембр виолончели? – У виолончели мягкий, бархатистый тембр. Виолончель передает состояние души героя, глубину его переживаний. Звучит прекрасная мелодия, говорящая о возвышенных мыслях и чувствах этого человека.
Пример 47. Темы двух ариозо Германа

А)

Б)

Учитель может обратить внимание детей на противоречие между словесной характеристикой Германа офицерами («как демон ада мрачен») и красотой его музыкальной характеристики. Внешний и внутренний мир Германа не совпадают.

В процессе знакомства с первым ариозо Германа «Я имени ее не знаю» (пример 47 А) учитель может спросить: В каком состоянии находится Герман? Какие мысли и чувства его мучают? – Герман глубоко переживает чувство любви к девушке, имени которой даже не знает. Почему он не хочет узнать ее имени? – Она знатна и богата. Социальное положение и материальное состояние не позволяют ему надеяться на то, что она станет его женой. Насколько искренне чувство Германа? – Герман готов даже расстаться с жизнью, если эта девушка выйдет замуж за другого. Учитель обращает внимание детей на музыкальную речь Германа – она яркая, эмоциональная, порывистая, напряженная и составляет резкий контраст речи окружающих его офицеров.

Далее детям предлагается прослушать продолжение сцены (со слов Чекалинского «Тебя поздравить можно…» до слов Томского «Так вот кто безымянная красавица твоя…»). Что мы узнаем из этого фрагмента? – Мы узнаем, что неизвестную девушку, которую любит Герман, зовут Лиза. Князь Елецкий, один из офицеров, обручен с Лизой. Как реагирует Герман на известие о скорой свадьбе Елецкого и Лизы? – Для него это самый несчастный день, который он проклинает. Он испытывает ужасную досаду. Какие чувства испытывает Елецкий? – Для него это самый радостный день, который дает ему силы, надежду на счастье.

Какой прием использует композитор, чтобы показать чувства Елецкого и Германа? – Герои поют одновременно почти на одну и ту же мелодию, только один в мажоре, а другой в миноре (пример 48). Почему Елецкий и Герман поют на одну мелодию? – Они любят одну и ту же девушку. Б. Асафьев отмечал различие музыкальной речи героев. Одна и та же мелодия дается как бы в разном освещении: задумчивая и сдержанная у князя Елецкого, в устах Германа звучит с болезненной злобной страстностью. У Германа мелодическая линия более резкая, имеет краткие подъемы и быстрые спады.
Пример 48. Начало дуэта Германа и Елецкого

Далее дети слушают продолжение сцены (со слов Томского «Скажи, на ком ты женишься, кто невеста твоя?» до слов «Так вот кто безымянная красавица твоя»). Прежде всего, учителю следует обратить внимание детей на интонацию, под которую входят Графиня и Лиза. Что это за интонация? Где мы ее уже слышали? Какой она имеет смысл? – Мы слышали её во вступлении и характеризовали как тему зла. Это роковая тема для судьбы Германа. Эта тема – предчувствие будущих драматических событий.

Дети слушают квинтет «Мне страшно». Каким чувством охвачены герои? – Чувством страха. Давайте разберемся, какова причина страха у наших героев. Учитель читает текст каждого из героев, приведенный на странице 71 учебника (пример 49). Почему страшно Герману? – Он видит в лице Графини отражение ожидающей его судьбы – смерти. Почему страшно Графине? – Как и Герман, Графиня предчувствует роковой исход своей жизни, связанной с этим человеком. Почему страшно Лизе? – Герман внушает ей одновременно интерес и страх. Она пытается понять, какую тайну он скрывает. На что она обращает внимание? – На немой укор и огонь в его глазах. Почему страшно Елецкому? – Страшно за Лизу, за её волнение при встрече с Германом. Почему страшно Томскому? – Он следит за всеми, и понимает опасность сложившейся ситуации.
Пример 49. Квинтет «Мне страшно» (фрагмент)

Скажите, сколько человек участвует в этом ансамбле? – Пять. Ансамбль из пяти человек называется квинтетом. В этот момент происходит на сцене какое-либо действие? – Действие как бы останавливается. Особенностью оперного искусства является тот факт, что мы можем не только слышать, о чем разговаривают герои, но и знать то, о чем они думают.

Далее дети слушают и разучивают балладу Томского (пример 50). Учитель спрашивает: О какой тайне Графини поведал Томский? Какая мысль постоянно повторяется Томским в балладе? – Тайна трех карт. Учитель наигрывает мотив трех карт и предлагает детям определить интонационные истоки этой темы. Дети видят сходство этой темы с ариозо Германа «Я имени её не знаю». Как соотносятся друг с другом эти две темы? – Они враждебны друг другу. Широко напевная лирическая мелодия противопоставлена острой, нервной теме трех карт, несмотря на сходство их конструктивной основы.
Пример 50. Тема баллады Томского


Какой звукоизобразительный прием использует Чайковский в заключительной сцене? – Удары литавр изображают гром, пассажи скрипок – завывание ветра. Главное, что картина грозы передает душевное состояние Германа, который готов либо добиться своего счастья, либо умереть и клянется в этом грозе. Какие знакомые интонации использует Чайковский в этой сцене? – Тема Графини или роковой судьбы Германа, ариозо «Я имени ее не знаю».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск