Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 151.3 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.03.2014
Размер151.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок

Автор: Шорохова Светлана Алексеевна

Предмет: Литературное чтение по УМК «Перспективная начальная школа»

Класс: 2

Учебник - хрестоматия: Н.А. Чураковой «Литературное чтение. Хрестоматия. 2 класс» для общеобразовательных учреждений.

Тема: «Секрет коротких стихотворений. Хокку. Хайга.

Представление о результатах:

Личностные результаты:

- осознание значимости чтения текстов произведений японских авторов для формирования собственной позиции в жизни;

- умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

- умение эмоционально воспринимать и откликаться на красоту сцен быта человека, отраженных в произведениях изобразительного искусства и выражать свое отношение к ним.

Метапредметные результаты:

- умение находить различные средства выразительности, определяющие отношение автора к герою произведения;

- овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного текста малой стихотворной формы, элементарными приемами интерпретации и анализа смысла хокку;

- умение вести диалог, составлять несложные монологические высказывания о хокку;

-умение договариваться, учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты:

-выпускник научится: осознанно воспринимать при прослушивании и чтении вслух текстов малой поэтической формы хокку;

- вести диалог в ситуации анализа хокку: устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр и язык;

- выпускник получит возможность научиться: - определять позицию автора художественного текста;

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста хокку и высказывать собственное суждение;

Цель урока:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по осознанному восприятию живописных произведений и хокку и овладению приемами понимания, интерпретации и анализа их смысла в ходе групповой и коллективной работы под руководством учителя.

Задачи:

  1. подвести детей к мысли, что настоящие поэты не станут нарушать красоту;

  2. воспитывать внимательное отношение к каждой детали живописного произведения, побуждать детей вглядываться, чтобы обнаружить что-то интересное;

3. подвести детей к мысли, что каждый человек может обнаружить в привычном красоту, если он будет заинтересованным и наблюдательным.

Оборудование Учебник-хрестоматия Н.А. Чураковой «Литературное чтение 2класс», презентация к уроку, музыкальное сопровождение, компьютер, кисти, краски, вода, альбомные листы для работы творческого характера

Цели и задачи:

  • Познакомить с разными видами искусства Японии

  • Ознакомить с творчеством классиков Японской литературы Мацуо Басё, Сико, Кикаку;

  • Формировать понятие «японские хокку», дать представление о их тематике;

  • Наблюдать за особенностями национального мироощущения Японского народа;

  • Дать понятие «хайга» и выполнить работу в этом стиле;

  • Осуществлять межпредметные связи литературы и изобразительного искусства;

  • Развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся;

  • Развивать образное восприятие объектов действительности, эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, творческую активность учащихся.

.


ХОД УРОКА:



Этап урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия ученика

Результат

1.

Самоопределение к деятельности

Общая установка на урок, включить учащихся в деловой ритм восприятия материала, организовать внимание

Дружок, нас с тобой путешествие ждет

В страну, где румяное солнце встает.

Традиции древние нас поразят,

И то, как бережно все здесь хранят.

Цветущая вишня, бамбук и сосна –

В стране этой чтятся во все времена.

Нам придется всему удивляться.

Скорей собираться, пора отправляться!
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране восходящего солнца.

- Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Слайд 1 (Секреты коротких стихотворений. Хокку. Хайга.)

-Чему будем учиться?

- Что нового узнаем?


- Какие знания и умения нам пригодятся?




- раскрывать секреты коротких стихотворений - хокку
-узнаем что такое «хайга


Умение работать с произведением, ориентироваться в тексте, рассуждать, знание правил читателя и слушателя


Ученики готовы к работе. Заинтересованы в получении новых знаний.

2.

Актуализация знаний

Подготовка обучающихся к восприятию новых знаний

Слайд 2

Япония – небольшая по площади страна. Она расположена на четырех крупных островах и около тысячи мелких. Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшие островки, покрытые лесом горы. На самом большом острове находится столица город – Токио. Леса Японии богаты и разнообразны. Японцы любят природу и заботливо охраняют ее. Главная зерновая культура – рис. Рис и рыба – основа питания населения. Большие бедствия стране приносят землетрясения и тайфуны (ветры) с Тихого океана. Быстрое развитие промышленности сказалось на природе страны. Реки во многих местах загрязнены промышленными стоками, бытовыми отходами.
Искусство Японии.

- Увидеть прекрасное и не оставаться равнодушным – вот к чему призывает нас искусство Японии.

3 слайд

Наиболее популярными являются такие виды искусства :

- Бонсай

- экибане

- оригами

- хокку

- хайга
- Знакомы ли вам эти слова? Слышали ли вы их раньше?

- Что они обозначают?
Слайды 4, 5, 6

Бонсай – это японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а так же сами эти деревья. ( Это слово состоит из двух слов . bon - это плоский поднос + sai – выращивать ---выращивание на плоском подносе.)

Сосна – самое популярное дерево Бонсай. В естественных условиях она достигает в высоту до 20-ти метров, а в Бонсай может быть уменьшена в 30 раз( т.е до 70-ти см ). При правильном уходе Бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому.
Слайды 7, 8, 9.

Икебане – это искусство создавать букеты, в которых каждый цветок имеет какой-либо смысл. В икебане большое значение придается красоте линий. Прямые ветки почти не используют, предпочтении отдается неправильным, изогнутым формам.

Слайды 10, 11, 12..

Оригами – это сложенная определенным образом бумага. Многие увлекаются изготовление фигурок и даже целых композиций.
Слайды 13, 14, 15.

Хайга – это особый вид искусства, соединяющий в себе единое целое: поэзию, каллиграфию, живопись или фотографию.



.

- ответы детей

Учащиеся зачитывают хокку, записанные на иллюстрациях


Повторение ранее усвоенных знаний.

3.

Постановка проблемы



Зафиксировать проблему



-Понятны ли строки, которые написаны на этих иллюстрациях?
-В своих стихах поэты выражают свое восхищение красотой мира.

Многое из ранней литературы было написано женщинами, поскольку мужчины писали с помощью китайских иероглифов, в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучением иностранного языка.

Более поздние произведения принадлежат, в основном, перу мужчин.

За строками японских хокку скрывается какой-то дополнительный смысл, требующий неспешного глубокого размышления.

Попробуем и мы поразмыслить над хокку.

- Вспомните, как называется тема, которую мы изучаем.

Что это предложение обозначает?
- Сегодня в ходе работы на уроке мы продолжим работу с произведениями, размещенными в хрестоматии. Нам нужно быть очень внимательными и наблюдательными в процессе работы с ними, то есть быть настоящими поэтами.

- Это японские стихи – хокку. Они состоят из трех строк.


- О настоящем и ненастоящем богатстве.

Выдвижение предположений учащимися.
- Секрет хокку в тайне особого зрения. Поэт видит красоту в обычных, простых вещах.


Фиксирование затруднений.

Принятие целей урока.

4.

Чтение и анализ кротких стихотворений – хокку.


Установка на первичное восприятие

Целостное эмоциональное восприятие

Анализ текстов на уровне «героя»

Воссоздание целостного образа-персонажа


Найдите название темы в оглавлении хрестоматии.
Найдите произведения, которые называются хокку. Какая это страница?
- чтение стихотворения учителем.

Кикаку

Падает первый снег.

Я б насыпал его на поднос,

Все бы глядел и глядел.
-Поэт смотрит на обычный снег и не может насмотреться.

-Важно ли, что снег первый?
- Прочитайте стихотворение про себя и представьте, как падает снег.


-Что же так удивляет поэта?


Поэт увидел красоту в обычных, простых вещах.


Стр. 67

Басё

На луну загляделись?..

Наконец-то мы можем вздохнуть Мимолётная тучка.


- Поэт любуется луной в одиночестве?

- Что означает вторая строчка хокку: разве можно устать любоваться?
-Представьте, как люди любуются луной: как они стоят, куда смотрят?
- Что значит « заглядеться на что-то»?


-Как вы думаете, что будут делать люди, когда луна снова покажется из-за тучки?

Стр. 67.

Сико

О, кленовые листья!

Крылья вы обжигаете

Пролетающим птицам.

- О листьях, какого дерева говорит поэт?
- Прочитайте хокку самостоятельно и скажите, на что они похожи?
- Почему у поэта родилось такое необычное сравнение?
Стр. 68.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, затем вслух.

Басё

Я к цветущим вишням плыву,

Но застыло весло в руках:

Ивы на берегу!


- Из какой строчки видно, что герой отправился любоваться цветущими вишнями?
- Что же его остановило на пути к ним


- Способен ли такой человек обнаружить красоту в простом?


– веточки ивы тонкие и гибкие, склоняются над водой, цветет ива мелкими желтыми цветочками

Прочитайте стихотворения еще раз, какое из них вам понравилось больше всего? Почему?

- Сможете ли вы сказать, какое хокку о том, что КРАСОТА природы приковывает внимание, завораживает, останавливает взгляд?


- Можете ли вы сказать, какое хокку о том, что КРАСОТА может быть яркой?

- Какое хокку о том, что КРАСОТА – это чудо?

Этим чудом является сама природа, в которой скрыто много необыкновенного.
- Так в чем же секрет коротких стихотворений?
- Прочитайте сообщение Летучей Мыши на стр. 66.

- Так в чем же секрет хокку?

- Какого человека мы можем назвать поэтом?




- Стр. 66

Чтение текста учащимися

- хлопьями или отдельными снежинками
- разнообразие форм снежинок, кратковременность их существования – снежинки тают на ладони, на одежде; удивляется пронзительно-белому цвету снега, который ложится на темную землю, т.к. снег первый, и вокруг еще осенние краски.

- нет, т.к. «загляделись», « мы можем вздохнуть»

- люди стоят, подняв голову к небу, смотрят вверх
- это когда смотришь на что-то необычное и не можешь оторваться

- они, конечно же, продолжат любоваться луной

- напоминают поэту языки пламени
Чтение текста учащимися

- осенние листья напоминают огонь своей красновато-золотистой окраской, а их сложная вырезная форма похожа на язычки пламени костра

Чтение текста учащимися самостоятельно, а затем вслух.


- это понятно уже из первой строчки хокку
- поэт увидел ивы на берегу и засмотрелся на них

- конечно, ведь герой залюбовался скромными ивам, заметил их неброскую красоту

Чтение текста учащимися самостоятельно, а затем вслух.


- все четыре хокку говорят о притягательной силе природы.

В первом хокку поэт не может наглядеться на снег, во втором – люди не могут оторвать взгляд от луны, в третьем - внимание поэта приковывают осенние листья, а в четвертом – взгляд героя останавливается на прибрежных ивах
- это хокку о кленовых листьях. Поэту они кажутся огненными, обжигающими, способными опалить крылья птиц, которые пролетают мимо.


- все четыре хокку говорят о красоте, как о чуде

- учащиеся высказывают свое мнение.

- Чтение сообщения Летучей Мыши на стр. 66.
Учащиеся высказывают свои мнения.


Анализ художественного произведения.

Обобщение на уровне впечатлений.

Обобщение на уровне впечатлений

Обобщение на уровне впечатлений

Обобщение на уровне впечатлений

Обобщение на уровне впечатлений

5

Динамический момент

Предупреждение утомления


–Вы, наверное, устали?

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Учащиеся выполняют упражнение.

Отвлечение, снятие напряжения и утомления.


6.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученного. Обращение к личному опыту учащихся


Выполнение работы в стиле «хайга»

- Попробуем и мы с вами сотворить красоту. И название ей «хайга»

- Вспомните, что такое «хайга»?

- Как вы сами понимаете: что же это такое?
- Перечитайте стихотворение о кленовых листьях.

- Попробуйте устно изобразить то, что увидел поэт.


- Посмотрите на листы, которые лежат перед вами.(Перед учениками альбомные листы, раскрашенные «набрызгом», не раскрашены частит в виде кленовых листьев.)

- Что мы будем рисовать?


- Какие краски используем?

- Сначала мы с вами сделаем надпись красивым каллиграфическим почерком.

Так как будем работать красками, приготовьте рабочее место – уберите учебники на край парты, положите перед собой клеёночки и раскрасьте листья.

Работа выполняется под музыкальное сопровождение.
Повесьте готовые работы на доску.
6 Итог

- Как называется выполненное вами произведение искусства?

- Из какой страны пришел этот вид искусства?

- Как называются стихи, состоящие из трех строк?
Сотни тысяч поэтов увлекаются сложением хокку.




Учащиеся отвечают на вопрос.

- на картине или фотографии каллиграфическим почерком написано отношение к изображаемому

Перечитывание стихотворения.
Учащиеся перечитывают хокку, высказывают свое мнение.

- кленовые листья

- красного, желтого, оранжевого цвета

- запись стихотворения

Учащиеся готовят рабочее место, раскрашивают листья.

Звучит музыка.
Вывешивание готовых работ на доску

Учащиеся отвечают на вопросы.



Обобщение на уровне «идеи произведения».


7

Рефлексия

Систематизировать полученные знания


- Наше путешествие подошло к концу.

- Какое настроение у вас от урока?

Если радостное – приклейте желтый, красныйили оранжевый листок. Если было скучно – зеленый. А если настроение совсем плохое – синий листок.
Если за окном пасмурно,

То пусть кленовые листья

Радуют наши сердца.



Оценка и самооценка работы на уроке детьми.

8

Домашнее задание

Обеспечить понимание домашнего задания

Я предлагаю вам самим написать хокку. Из 3-х тем, которые я вам предлагаю, выбрать одну.

Задание на карточках.

1.Утро зимнего дня…

2.Время бежит…

3.Скоро весна…









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск