Автор: Шорохова Светлана Алексеевна
Предмет: Литературное чтение по УМК «Перспективная начальная школа»
Класс: 2
Учебник - хрестоматия: Н.А. Чураковой «Литературное чтение. Хрестоматия. 2 класс» для общеобразовательных учреждений.
Тема: «Секрет коротких стихотворений. Хокку. Хайга.
Представление о результатах:
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения текстов произведений японских авторов для формирования собственной позиции в жизни;
- умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
- умение эмоционально воспринимать и откликаться на красоту сцен быта человека, отраженных в произведениях изобразительного искусства и выражать свое отношение к ним.
Метапредметные результаты:
- умение находить различные средства выразительности, определяющие отношение автора к герою произведения;
- овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного текста малой стихотворной формы, элементарными приемами интерпретации и анализа смысла хокку;
- умение вести диалог, составлять несложные монологические высказывания о хокку;
-умение договариваться, учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
-выпускник научится: осознанно воспринимать при прослушивании и чтении вслух текстов малой поэтической формы хокку;
- вести диалог в ситуации анализа хокку: устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр и язык;
- выпускник получит возможность научиться: - определять позицию автора художественного текста;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста хокку и высказывать собственное суждение;
Цель урока:
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по осознанному восприятию живописных произведений и хокку и овладению приемами понимания, интерпретации и анализа их смысла в ходе групповой и коллективной работы под руководством учителя.
Задачи:
подвести детей к мысли, что настоящие поэты не станут нарушать красоту;
воспитывать внимательное отношение к каждой детали живописного произведения, побуждать детей вглядываться, чтобы обнаружить что-то интересное;
3. подвести детей к мысли, что каждый человек может обнаружить в привычном красоту, если он будет заинтересованным и наблюдательным.
Оборудование Учебник-хрестоматия Н.А. Чураковой «Литературное чтение 2класс», презентация к уроку, музыкальное сопровождение, компьютер, кисти, краски, вода, альбомные листы для работы творческого характера
Цели и задачи:
Познакомить с разными видами искусства Японии
Ознакомить с творчеством классиков Японской литературы Мацуо Басё, Сико, Кикаку;
Формировать понятие «японские хокку», дать представление о их тематике;
Наблюдать за особенностями национального мироощущения Японского народа;
Дать понятие «хайга» и выполнить работу в этом стиле;
Осуществлять межпредметные связи литературы и изобразительного искусства;
Развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся;
Развивать образное восприятие объектов действительности, эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, творческую активность учащихся.
.
| ХОД УРОКА:
№
| Этап урока
| Цель этапа
| Действия учителя
| Действия ученика
| Результат
| 1.
| Самоопределение к деятельности
| Общая установка на урок, включить учащихся в деловой ритм восприятия материала, организовать внимание
| Дружок, нас с тобой путешествие ждет
В страну, где румяное солнце встает.
Традиции древние нас поразят,
И то, как бережно все здесь хранят.
Цветущая вишня, бамбук и сосна –
В стране этой чтятся во все времена.
Нам придется всему удивляться.
Скорей собираться, пора отправляться! - Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране восходящего солнца.
- Прочитайте тему сегодняшнего урока.
Слайд 1 (Секреты коротких стихотворений. Хокку. Хайга.)
-Чему будем учиться?
- Что нового узнаем?
- Какие знания и умения нам пригодятся?
|
- раскрывать секреты коротких стихотворений - хокку -узнаем что такое «хайга
Умение работать с произведением, ориентироваться в тексте, рассуждать, знание правил читателя и слушателя
| Ученики готовы к работе. Заинтересованы в получении новых знаний.
| 2.
| Актуализация знаний
| Подготовка обучающихся к восприятию новых знаний
| Слайд 2
Япония – небольшая по площади страна. Она расположена на четырех крупных островах и около тысячи мелких. Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшие островки, покрытые лесом горы. На самом большом острове находится столица город – Токио. Леса Японии богаты и разнообразны. Японцы любят природу и заботливо охраняют ее. Главная зерновая культура – рис. Рис и рыба – основа питания населения. Большие бедствия стране приносят землетрясения и тайфуны (ветры) с Тихого океана. Быстрое развитие промышленности сказалось на природе страны. Реки во многих местах загрязнены промышленными стоками, бытовыми отходами. Искусство Японии.
- Увидеть прекрасное и не оставаться равнодушным – вот к чему призывает нас искусство Японии.
3 слайд
Наиболее популярными являются такие виды искусства :
- Бонсай
- экибане
- оригами
- хокку
- хайга - Знакомы ли вам эти слова? Слышали ли вы их раньше?
- Что они обозначают? Слайды 4, 5, 6
Бонсай – это японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а так же сами эти деревья. ( Это слово состоит из двух слов . bon - это плоский поднос + sai – выращивать ---выращивание на плоском подносе.)
Сосна – самое популярное дерево Бонсай. В естественных условиях она достигает в высоту до 20-ти метров, а в Бонсай может быть уменьшена в 30 раз( т.е до 70-ти см ). При правильном уходе Бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому. Слайды 7, 8, 9.
Икебане – это искусство создавать букеты, в которых каждый цветок имеет какой-либо смысл. В икебане большое значение придается красоте линий. Прямые ветки почти не используют, предпочтении отдается неправильным, изогнутым формам.
Слайды 10, 11, 12..
Оригами – это сложенная определенным образом бумага. Многие увлекаются изготовление фигурок и даже целых композиций. Слайды 13, 14, 15.
Хайга – это особый вид искусства, соединяющий в себе единое целое: поэзию, каллиграфию, живопись или фотографию.
|
.
- ответы детей
Учащиеся зачитывают хокку, записанные на иллюстрациях
| Повторение ранее усвоенных знаний.
| 3.
| Постановка проблемы
| Зафиксировать проблему
| -Понятны ли строки, которые написаны на этих иллюстрациях? -В своих стихах поэты выражают свое восхищение красотой мира.
Многое из ранней литературы было написано женщинами, поскольку мужчины писали с помощью китайских иероглифов, в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучением иностранного языка.
Более поздние произведения принадлежат, в основном, перу мужчин.
За строками японских хокку скрывается какой-то дополнительный смысл, требующий неспешного глубокого размышления.
Попробуем и мы поразмыслить над хокку.
- Вспомните, как называется тема, которую мы изучаем.
Что это предложение обозначает? - Сегодня в ходе работы на уроке мы продолжим работу с произведениями, размещенными в хрестоматии. Нам нужно быть очень внимательными и наблюдательными в процессе работы с ними, то есть быть настоящими поэтами.
| - Это японские стихи – хокку. Они состоят из трех строк.
- О настоящем и ненастоящем богатстве.
Выдвижение предположений учащимися. - Секрет хокку в тайне особого зрения. Поэт видит красоту в обычных, простых вещах.
| Фиксирование затруднений.
Принятие целей урока.
| 4.
| Чтение и анализ кротких стихотворений – хокку.
| Установка на первичное восприятие
Целостное эмоциональное восприятие
Анализ текстов на уровне «героя»
Воссоздание целостного образа-персонажа
| Найдите название темы в оглавлении хрестоматии. Найдите произведения, которые называются хокку. Какая это страница? - чтение стихотворения учителем.
Кикаку
Падает первый снег.
Я б насыпал его на поднос,
Все бы глядел и глядел. -Поэт смотрит на обычный снег и не может насмотреться.
-Важно ли, что снег первый? - Прочитайте стихотворение про себя и представьте, как падает снег.
-Что же так удивляет поэта?
Поэт увидел красоту в обычных, простых вещах.
Стр. 67
Басё
На луну загляделись?..
Наконец-то мы можем вздохнуть Мимолётная тучка.
- Поэт любуется луной в одиночестве?
- Что означает вторая строчка хокку: разве можно устать любоваться? -Представьте, как люди любуются луной: как они стоят, куда смотрят? - Что значит « заглядеться на что-то»?
-Как вы думаете, что будут делать люди, когда луна снова покажется из-за тучки?
Стр. 67.
Сико
О, кленовые листья!
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам.
- О листьях, какого дерева говорит поэт? - Прочитайте хокку самостоятельно и скажите, на что они похожи? - Почему у поэта родилось такое необычное сравнение? Стр. 68.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно, затем вслух.
Басё
Я к цветущим вишням плыву,
Но застыло весло в руках:
Ивы на берегу!
- Из какой строчки видно, что герой отправился любоваться цветущими вишнями? - Что же его остановило на пути к ним
- Способен ли такой человек обнаружить красоту в простом?
– веточки ивы тонкие и гибкие, склоняются над водой, цветет ива мелкими желтыми цветочками
Прочитайте стихотворения еще раз, какое из них вам понравилось больше всего? Почему?
- Сможете ли вы сказать, какое хокку о том, что КРАСОТА природы приковывает внимание, завораживает, останавливает взгляд?
- Можете ли вы сказать, какое хокку о том, что КРАСОТА может быть яркой?
- Какое хокку о том, что КРАСОТА – это чудо?
Этим чудом является сама природа, в которой скрыто много необыкновенного. - Так в чем же секрет коротких стихотворений? - Прочитайте сообщение Летучей Мыши на стр. 66.
- Так в чем же секрет хокку?
- Какого человека мы можем назвать поэтом?
|
- Стр. 66
Чтение текста учащимися
- хлопьями или отдельными снежинками - разнообразие форм снежинок, кратковременность их существования – снежинки тают на ладони, на одежде; удивляется пронзительно-белому цвету снега, который ложится на темную землю, т.к. снег первый, и вокруг еще осенние краски.
- нет, т.к. «загляделись», « мы можем вздохнуть»
- люди стоят, подняв голову к небу, смотрят вверх - это когда смотришь на что-то необычное и не можешь оторваться
- они, конечно же, продолжат любоваться луной
- напоминают поэту языки пламени Чтение текста учащимися
- осенние листья напоминают огонь своей красновато-золотистой окраской, а их сложная вырезная форма похожа на язычки пламени костра
Чтение текста учащимися самостоятельно, а затем вслух.
- это понятно уже из первой строчки хокку - поэт увидел ивы на берегу и засмотрелся на них
- конечно, ведь герой залюбовался скромными ивам, заметил их неброскую красоту
Чтение текста учащимися самостоятельно, а затем вслух.
- все четыре хокку говорят о притягательной силе природы.
В первом хокку поэт не может наглядеться на снег, во втором – люди не могут оторвать взгляд от луны, в третьем - внимание поэта приковывают осенние листья, а в четвертом – взгляд героя останавливается на прибрежных ивах - это хокку о кленовых листьях. Поэту они кажутся огненными, обжигающими, способными опалить крылья птиц, которые пролетают мимо.
- все четыре хокку говорят о красоте, как о чуде
- учащиеся высказывают свое мнение.
- Чтение сообщения Летучей Мыши на стр. 66. Учащиеся высказывают свои мнения.
| Анализ художественного произведения.
Обобщение на уровне впечатлений.
Обобщение на уровне впечатлений
Обобщение на уровне впечатлений
Обобщение на уровне впечатлений
Обобщение на уровне впечатлений
| 5
| Динамический момент
| Предупреждение утомления
| –Вы, наверное, устали?
Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть.
| Учащиеся выполняют упражнение.
| Отвлечение, снятие напряжения и утомления.
| 6.
| Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученного. Обращение к личному опыту учащихся
| Выполнение работы в стиле «хайга»
| - Попробуем и мы с вами сотворить красоту. И название ей «хайга»
- Вспомните, что такое «хайга»?
- Как вы сами понимаете: что же это такое? - Перечитайте стихотворение о кленовых листьях.
- Попробуйте устно изобразить то, что увидел поэт.
- Посмотрите на листы, которые лежат перед вами.(Перед учениками альбомные листы, раскрашенные «набрызгом», не раскрашены частит в виде кленовых листьев.)
- Что мы будем рисовать?
- Какие краски используем?
- Сначала мы с вами сделаем надпись красивым каллиграфическим почерком.
Так как будем работать красками, приготовьте рабочее место – уберите учебники на край парты, положите перед собой клеёночки и раскрасьте листья.
Работа выполняется под музыкальное сопровождение. Повесьте готовые работы на доску. 6 Итог
- Как называется выполненное вами произведение искусства?
- Из какой страны пришел этот вид искусства?
- Как называются стихи, состоящие из трех строк? Сотни тысяч поэтов увлекаются сложением хокку.
|
Учащиеся отвечают на вопрос.
- на картине или фотографии каллиграфическим почерком написано отношение к изображаемому
Перечитывание стихотворения. Учащиеся перечитывают хокку, высказывают свое мнение.
- кленовые листья
- красного, желтого, оранжевого цвета
- запись стихотворения
Учащиеся готовят рабочее место, раскрашивают листья.
Звучит музыка. Вывешивание готовых работ на доску
Учащиеся отвечают на вопросы.
| Обобщение на уровне «идеи произведения».
| 7
| Рефлексия
| Систематизировать полученные знания
| - Наше путешествие подошло к концу.
- Какое настроение у вас от урока?
Если радостное – приклейте желтый, красныйили оранжевый листок. Если было скучно – зеленый. А если настроение совсем плохое – синий листок. Если за окном пасмурно,
То пусть кленовые листья
Радуют наши сердца.
|
| Оценка и самооценка работы на уроке детьми.
| 8
| Домашнее задание
| Обеспечить понимание домашнего задания
| Я предлагаю вам самим написать хокку. Из 3-х тем, которые я вам предлагаю, выбрать одну.
Задание на карточках.
1.Утро зимнего дня…
2.Время бежит…
3.Скоро весна…
|
|
| |