Конспект урока
в 9 классе по русскому языку
на районный конкурс педагогического мастерства
автор: Искандарова Гульназ Вакиповна,
учитель МБОУ «Среднекирменская СОШ»
Мамадышского района РТ
Тема урока: Тире между частями бессоюзных сложных предложений.
Цель урока: - формировать умения находить БСП в тексте и отличать их от других синтаксических конструкций, ставить тире между частями БСП ; совершенствовать речевые , синтаксические и пунктуационные умения.
Оборудование: видеоурок или презентация : тире в БСП, дидактические материалы, презентация к уроку, компьютер, интерактивный комплекс.
ЦОР: http://85.142.23.53/packages/publishing1c/1C6E9D07-BF8B-4956-9F53-BAB1D96CE5A6/1.0.1.1/RUSYAZ_5_1_4_3_1_p_001_1.0.1.1.oms
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Примечание, ЭОР
| 1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
| - Добрый день, ребята. Желаю всем успешного рабочего дня. Отгадайте пословицу по научному тексту :
Представитель класса теплокровных яйцекладущих позвоночных животных, представители которого характеризуются тем, что тело их покрыто перьями и передние конечности видоизменены в органы полёта — крылья ,красива (в разговорном стиле) накожным роговым образованием, которые растут из расположенных рядами углублений кожи, называемых птерилиями ; а живое существо, обладающее даром мышления и речи - результатом процесса познания, обычно выраженного в языке или в к.-л. знаковой форме
- Итак, не будем терять время и перейдём к процессу познания.
|
-Приветствие учащихся.
-Отгадывают пословицу «Красна птица перьями, а человек – знанием»
Настрой на активную познавательную деятельность
| Презентация к уроку (Слайд 1)
| II.Актуализация
знаний
Цель: актуализация знаний о БСП для дальнейшего углубления и совершенствования навыков
| Мы с вами продолжаем изучение бессоюзных сложных предложений. Давайте вспомним, что мы уже знаем о БСП :
1.Ответьте на вопросы:
- какие предложения называются БСП?
- какие отношения могут быть между частями БСП?
- когда между частями БСП ставится точка с запятой?
- когда в предложении ставится двоеточие?
2. Какое из этих предложений является бессоюзным?(ЗП не расставлены)
1) Без росы и трава не растёт.
2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.
3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.
4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.
| 1.Отвечают на вопросы
-сложное предложение, где простые предложения связаны интонационно, без союзов.
- между частями БСП могут быть отношения соединительные, причинно-пояснительные, противопоставления или времени, условия и следствия. - между частями БСП со значением перечисления ставится точка с запятой, если предложения более распространены или внутри них уже есть запятые.
- если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении, поясняет первое, дополняет смысл первого)
2. Решают тестовое задание , анализируя каждое предложение (правильный ответ- 4)
|
Презентация к уроку (Слайд 2)
| III. Постановка темы и цели урока
Цель: Подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
|
- Ещё какой знак препинания между частями БСП может ставиться? - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны, выявить условия постановки тире между частями БСП, уметь находить БСП в тексте, совершенствовать пунктуационные навыки.
| Формулируют тему и цель урока:
- тире
-«Тире между частями БСП» -научиться правильно ставить тире между частями БСП
Запись учащимися даты и темы урока.
|
Презентация к уроку (Слайд 3)
| IV. Изучение нового учебного материала
Цель: способствовать формированию умственной культуры труда, развитие умений получать информацию из различных источников, систематизировать и обобщать информацию
1.
Исследовательская работа 2. Просмотр видеоурока
3. Вывод.
| Исследование смысловых отношений между частями БСП, где ставится тире.
1.Прочитайте предложения и попробуйте определить смысловые отношения между частями БСП, какие союзы или союзные слова можно вставить:
а/ Труд человека кормит – лень портит
б/ Любишь кататься – люби и саночки возить.
в/ Назвался груздём – полезай в кузовок.
г/ Я за свечку – свечка в печку!
д/ Молвит слово – соловей поет.
2. А теперь давайте посмотрим видеоурок, всё ли мы правильно определили.
3. Какой вывод мы сможем сделать?
4.Нарисуйте схемы постановки тире в БСП
| 1.Исследуют и определяют смысловые отношения между частями БСП:
а/противопоставление, можно вставить противительный союз а б/в 1 предложении содержится условие совершения действия во 2 предложении, можно вставить союз если
в/ второе предложение заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом предложении, можно вставить союз поэтому
г/ быстрая смена событий или неожиданный результат
е/ сравнение, можно вставить союз как
2. Просмотр видеоурока
3. Обобщают результаты исследования и информацию из видеоролика Между частями БСП ставится тире, если:
- одно предложение противопоставляется другому;
- первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении;
- второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того. о чём говорится в первом;
-если предложения содержат сравнение. 4. В тетрадях рисуют схемы постановки тире в БСП: [ ] – [ ]. (=а,но)
[ Время, условие ] – [ ].(=если, когда)
[ ] – [вывод, следствие].(= так что; поэтому)
[ ] – [сравнение].(= словно; как)
| Презентация к уроку (Слайд 4)
Видеоурок или презентация: тире в БСП
(Слайд5)
Презентация к уроку (Слайд 6)
| V. Закрепление изученного материала
Цель: выполнять учебные задания с целью совершенствования знаний, умений, навыков.
1. Работа по учебнику 2. Работа в парах
3. Подготовка к ГИА
| 1. Откройте учебники, стр.127, устно выполним упр.209. Прочитайте задание.
Учитель поясняет, с какой интонацией надо читать БСП
2. Прочитайте пословицы в упр 210. Какие это предложения? Определите смысловые отношения между частями. Спишите предложение, расставляя ЗП. Преобразуйте БСП в ССП и СПП.
3.У вас на партах лежат раздаточные материалы для подготовке к ГИА. Вы знаете, что БСП включены в задания В9. Найдите в тексте БСП и объясните постановку ЗП. (раздаточный материал)
|
1. Открывают учебники, читают задание упр.209, выполняют его: читают БСП, соблюдая интонацию, перестраивают их в синонимичные им ССП или СПП.
2. Выполняют упр 210 : списывают, расставляя знаки препинания, читают, соблюдая интонацию, определяют смысловое отношение, преобразовывают в ССП или СПП 3. Работают в раздаточных материалах. Предложены задания В9 ГИА. Проверяют по презентации.
|
Презентация к уроку (Слайд 7)
|
VI. Диагностика
усвоения.
(ЦОР)
| А теперь, ребята, проверьте свои знания, умения. выполните задания ЦОР
| Выполняют задания.
| http://85.142.23.53/packages/publishing1c/1C6E9D07-BF8B-4956-9F53-BAB1D96CE5A6/1.0.1.1/RUSYAZ_5_1_4_3_1_p_001_1.0.1.1.oms
(Слайд8)
| VII. Рефлексия деятельности.
Цель: повторение, закрепление, осознанность изученного на уроке
VIII. Подведение итогов.
Цель: подвести итог по развитию аналитических навыков и логического мышления учащихся; отметить, что и как учащиеся сделали на уроке по решению этапных задач и основной учебной цели; поощрить каждого за работу на уроке, поддержать морально «слабых», вселить уверенность в своих учебных возможностях каждого
| Фронтальный опрос
- Чему научились?
- Что взяли для себя с урока? - Составьте синквейн по нашему уроку.
Анализ работы учащихся и проставление оценок
| Отвечают на вопросы:
- научились расставлять тире в БСП
- вели подготовительную работу к ГИА Составляют синквейн, зачитывают
Проставляют оценки в дневники
|
| IX. Задание на дом.
Цель: совершенствовать умения, вести подготовительную работу к ГИА
|
Задание предлагается по уровню:
1 уровень – выполнить упр 211письменно;
2 уровень – выписать из худ.текста 10 БСП с тире;
3уровень – подобрать материал и составить тестовое задание, аналогичное заданию А9 ГИА.
|
Выбирают и записывают домашнее задание в дневниках.
| Презентация к уроку (Слайд 9)
| РАЗДАТОЧНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью между частями.
"(1) Арагорн, не отвечая, смотрел в небо; пятнышко, приближаясь, быстро росло и вскоре рассыпалось на отдельные точки. (2) - Да это же птицы! - воскликнул Сэм. (3) Птицы летели необычайно низко и не прямо вперед, а широкими зигзагами, как будто что-то искали на земле. (4) - Ложись и молчи! - прошипел Арагорн, затаскивая Сэма под ветви кустарника, потому что несколько сотен птиц внезапно отделились от основной стаи и стремительно полетели к той самой лощине, в которой расположились на отдых путники".
A) 1 B) 2 C) 3 D) 4
2. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
"(1) Бедняги, им выпала суровая доля, хотя, впрочем, они ее выбрали сами. (2) Я предвидел, что так и должно случиться, если меня не отпустят в Мордор. (3) Но могу по секрету сказать вам, друзья, что не им одним суждена эта доля: с Кольцом отправится большая группа - как только разведчики возвратятся в Раздол. (4) Они уже ушли на разведку, Гэндальф?".
A) 1 B) 2 C) 3 D) 4
3. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью между частями.
"(1) Тяжелые тучи к рассвету рассеялись, прозрачный воздух стал морозней и суше, а из-за Мглистых гор выплыло солнце - громадное, но по-зимнему неяркое и холодное. (2) Путники подошли к гряде холмов, поросших могучими горными дубами, - казалось, что их черно-серые стволы вырублены в древние времена из гранита. (3) На юге, преграждая Отряду дорогу, высился гигантский горный хребет с тремя особенно высокими пиками в серебрящихся шапках вечных снегов. (4) Фродо внимательно рассматривал горы; к нему неслышно подошел Гэндальф и, приложив ладонь козырьком ко лбу, глянул на далекий заснеженный хребет".
A) 1 B) 2 C) 3 D) 4
4. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью между частями.
"(1) У Арагорна, скитальца пограничного Глухоманья, под выцветшим буровато-зеленым плащом висел на поясе возрожденный Андрил - другого оружия он брать не стал. (2) У Боромира был меч, напоминающий Андрил - тоже из Нуменора, но не такой прославленный, - легкий щит и рог на перевязи. (3) Он протрубил в рог, и над притихшей долиной раскатилось могучее бархатистое эхо, заглушившее рокот отдаленного водопада, журчание реки внизу под обрывом и свист ветра в обнаженных ветвях. (4) - Да рассеются союзники проклятого Саурона! - воскликнул гондорец, опуская рог".
A) 1 B) 2 C) 3 D) 4
5. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
"(1) - Книги обязаны хорошо кончаться. (2) Как тебе нравится такой вот конец: с тех пор они больше никогда не расставались, и счастливей их не было никого на свете. (3) - Да, это замечательная концовка, - согласился Фродо. (4) Хоббиты обсудили путешествие к эльфам и попытались угадать, какие опасности встретятся Фродо на пути в Мордор".
A) 1 B) 2 C) 3 D) 4 |