Скачать 34.15 Kb.
|
Таблица бессоюзных сложных предложений. ( из опыта работы) Учитель русского языка и литературы ГБОУ №1432. г. Москвы Изучение бессоюзных сложных предложений даётся учащимся нелегко. Трудность заключается в усвоении довольно разнообразных смысловых отношений между частями этих предложений и в усвоении разных знаков препинания, постановка которых находится в прямой зависимости от смысла предложений. Опыт показал, что дети, усвоившие семантику сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, успешно анализируют смысловые значения и в бессоюзных предложениях, так как с аналогичными значениями они уже встречались неоднократно. На эти знания учащихся и следует опереться. Надо указать, что в союзном предложении смысловое значение выступает более ясно, поэтому рекомендую при определении смыслового значения в бессоюзном предложении в затруднительных случаях превратить его в союзное, подобрав подходящий сочинительный или подчинительный союз. Теоретический материал о семантике и знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях изложен в учебнике С.Г.Борхударова в трёх параграфах: 15,16,17. то есть рассредоточен. Сведения о постановке запятой и точки с запятой между частями предложения обычно сообщаю на первом уроке, на втором изучается постановка двоеточия между предложениями путём чтения учащимися п.16 и анализа смыслового значения предложений. На третьем уроке изучаются случаи постановки тире в бессоюзных сложных предложениях-п17. Следующий урок можно использовать для закрепления знаний. На этом уроке и составляется таблица, обобщающая все случаи постановки знаков препинания в бессоюзных предложениях и отражающая признаки этих предложений. Порядок работы с таблицей рекомендую следующий. В начале урока черчу таблицу на доске, а учащиеся - тетрадях. Прошу учащихся назвать главный признак бессоюзных предложений и записываю ответ в соответствующую графу. Затем вызываю к доске ученика, который под диктовку записывает в таблицу предложение, устанавливает в нём смысловое значение и обосновывает этим знак препинания между предложениями. после чего заносит все эти сведения в таблицу. Так разбирается каждое предложение. Эта работа - хорошая тренировка по пунктуации. Но возможен и другой путь. Таблицу можно составлять постепенно. на двух или трёх уроках , закрепляя с её помощью знания о каждом новом знаке препинания. Таблица
В любом случае на готовой таблице необходимо провести обобщение учебного материала. для чего предлагаю учащимся следующие вопросы: 1.Какой главный признак бессоюзных сложных предложений? 2.Какие смысловые отношения могут выражать бессоюзные сложные предложения? 3.Какие ставятся знаки препинания между предложениями в составе бессоюзного? 4.От чего зависит выбор знака препинания между предложениями в составе бессоюзного? 5. При каких смысловых значениях ставится запятая или точка с запятой7 6.В каком случае ставится двоеточие? 7.Когда в бессоюзном предложении ставится тире? 8. Какие необходимые знания, чтобы правильно ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях? Благодаря тому что на таблице чётко показана зависимость знаков препинания от семантики бессоюзных предложений, учащиеся легко запоминают, когда какой знак ставится. Выполняя различные письменные работы учащиеся могут сверять свою работу не только с учебником, но и с таблицей. Таким образом данная таблица с успехом используется учащимися для самоконтроля. Кроме того, благодаря таблице создаётся резерв учебного времени, необходимый для обогащения речи учащихся сложными предложениями, для закрепления пунктуационных навыков. |