Скачать 163.19 Kb.
|
Личность и творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). Человек, который весь борьба. Л.Н. Толстой. Я – дитя века, дитя неверия сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить. Ф.М. Достоевский.
Задание: Отзыв о личности Достоевского. Каким человеком представляется вам? Творчество Ф.М.Достоевского (образно). Роман «Бедные люди» (1846) Форма: эпистолярный роман (в письма). Главные герои Макар Алексеевич Девушкин (говорящие фамилия и отчество) и Варенька Доброселова. Макар Девушкин – бедный чиновник лет 45, живущий в бедном районе в маленькой комнатке. В мечтах он Наполеон – думает о своем предназначении, карьере, о несправедливости общественного устройства, унижении бедных богатыми, беззащитность таких, как он. Герой обладает болезненной гордостью, постоянно думает о том, что о нем подумают окружающие. При этом пытается доказать другим, что он не отличается от остальных. Варенька – бедная девушка, приехавшая из деревни и сама зарабатывающая себе на жизнь шитьем. Снимает каморку в доме напротив героя. Она изо всех сил пытается выжить, но не потерять свою честь и достоинство. Герои ведут тайную переписку, боясь общественного мнения. Макар помогает Вареньке и учит ее жизни. Ревнует и переживает за ее судьбу. Их тайный платонический роман заканчивается трагично: Варенька вынуждена выйти замуж за помещика Быкова, грубого и деспотичного человека, и уехать в его поместье. Макар списывается, страдает, но ничего конкретно не предпринимает. Традиции: Пушкин «Станционный смотритель», Гоголь «Шинель». Тема и идея: - униженные и оскорбленные - общественная несправедливость, равнодушие, разобщенность – норма - образ «маленького» человека – жертвы общества - общественное зло делает даже чистого душой человека злым и порочным – «человек ко всему привыкает» - «вчерашнее» упущенное, утраченное счастье - социально обусловленная психологическая, духовная бедность (бедный человек обречен на духовную бедность, неустроенность жизни ведет к деградации). Повесть «Белые ночи» (1848). Жанр: сентиментальная повесть. Композиция: 5 глав («1-я, 2,3,4 ночи» и «Утро» - сон и пробуждение). Сюжет: СПб, герой 26 лет «Мечтатель» (без имени) гуляет по ночному городу, заступается за плачущую девушку (Настеньку), знакомится с ней, узнает ее историю (каждое свидание – рассказ о жизни и дальнейшие мечты героев о совместном счастье). Настенька живет со слепой бабушкой, влюбляется в «Жильца» (молодого революционера, умного человека, снимавшего у них комнату, но внезапно уехавшего, но предложившего ей подождать год). На обещанное свидание «Жилец» не приходил. Настенька страдает и пытается думать о возможном счастье с «Мечтателем». На утро герой получает прощальное письмо от Настеньки, за которой приезжает «Жилец», и они уезжают. Герой снова одинок и несчастлив – возвращается к жестокой реальности, так и не решившись сделать шаг к своему призрачному, но возможному счастью. Идея: Мечты, не подкрепленные реальными действиями, разрушается, но в этом виноват сам человек. Мечтатель- герой прошлого, а в современности герой – человек действия. Разочарование в сентиментальных и романтических идеях. Роман «Идиот» (1867-1871). Жанр: роман-трагедия, философский роман, в котором отражены религиозные (христианские) взгляды автора. Идея: «изобразить положительно прекрасного человека» - идеал человека Достоевского. «Естественный человек» («князь Христос») и его гибель в результате столкновения с цивилизацией. «Красота спасет мир». «Бес богатство», губящий души людей. Тема поруганной красоты и духовно страдающей гордости. Сюжет и герои: главный герой Лев Николаевич Мышкин – молодой дворянин (26 лет) из хорошего обедневшего рода, больной эпилепсией, приезжает в Россию (в СПб) из Швейцарии после лечения. Герой представляет себе идеальную жизнь – жизнь в гармонии с природой и своими чувствами, в братском единении всех людей, верит в счастье и всеобщую христианскую любовь. Считает, что гордыня, зависть – наивысшее зло, а смирение – высшее добро. Путь к счастью через обретение веры. «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье». Финал жизни трагичен – герой сходит с ума и возвращается в Швейцарию. Настасья Филипповна Барашкова – роковая красавица, страдающая надломленная душа С юных лет была содержанкой богатого безнравственного аристократа Афанасия Ивановича Тоцкого. Почти для всех – красивая, дорогая «вещь». «Страдала, но из такого ада чистой вышла» (слова Мышкина). Тип Марии Магдалены. В финале становится жертвой безумной любви Рогожина, который убивает ее. Парфен Рогожин – купец, страстно влюбленный в Настасью Филипповну. Считает, что в мире все можно купить и продать, в том числе и героиню (за 100 тысяч). Ганя (Гаврила Ардалионович) Иволгин – жертва цивилизации «беса богатства». В его душе постоянно борется добро со злом, настоящие чувства с выгодой. Семья Мармеладовых: Семен Захарович Мармеладов – бедный безработный, бывший чиновник, уволенный со службы, пьяница и падший человек, который крадет деньги у собственной дочери и все пропивает.. Ему «некуда пойти», он пьет от безысходности и осознания своей слабости перед судьбой. Его жена Катерина Ивановна – больная чахоткой, страдающая женщина с несложившейся судьбой (когда-то в молодости она убежала из отчего дома с офицером, тот умер, и она от безысходности вышла замуж за чиновника Мармеладова). Их дети: Старшая дочь Мармеладова от первой жены Соня (18 лет), чтобы помочь семье отца, «пошла по желтому билету» - стала проституткой. Младшие дети Поленька, Лида и грудной сынишка – живут в нищете и грязи. Финал жизни Мармеладова трагичен – он попадает под колесо экипажа и от полученных ран умирает. Катерина Ивановна вынуждена с детьми просить милостыню на улице. Вскоре она также умирает от чахотки. Задание: Какую роль в судьбе Раскольникова сыграла встреча с семьей Мармеладовых? Образ Раскольникова: Герой молод, умен и очень красив. При этом очень беден. Он вынужден бросить университет и жить в «Каморке, похожей на гроб». Раскольников озлоблен на все общество, в котором царит несправедливость. Он одержим идеей преступления из благих побуждений (ценой смерти одного никчемного человека (я ведь вошь убил, а не человека») осчастливить других, бедных и страждущих). Он – идейный убийца, преступник – это самое ужасное. В его душе происходит конфликт, разлом (красота и уродство его души): он решает доказать себе самому, что он «имеет право» на преступление. Теория Раскольникова (ч.3 гл.5): В одном журнале Раскольников, еще будучи студентом, опубликовал свою статью «О преступлении». Всех людей он поделил на две группы: в первую входили люди «обыкновенные», «твари дрожащие», ничем не примечательные и не наделенные талантом. Они необходимы в качестве «материала» для реализации целей, их удел-страдание и повиновение. Во вторую группу входили люди «необыкновенные», талантливые, умные, «право имеющие» даже на преступление, ради достижения своих высоких целей – таких очень мало, единицы, но они избранные («сверхчеловеки» по теории Фридриха Ницше), такие как Наполеон. Такие люди могут вершить чужие судьбы и двигать историю. Благая цель таких людей может оправдать любые средства. Задание: Что привело Раскольникова к созданию такой теории? Можно ли делить людей на такие группы? Оцените теорию Раскольникова с точки зрения христианской морали. В чем главная ошибка Раскольникова? Когда он ее осознает? Причины преступления: Социальные - бедность, страшные условия жизни - желание помочь матери и сестре - желание отомстить за несправедливость и страдания «униженных и оскорбленных» Героя подтолкнули следующие обстоятельства: - уход из университета - письмо матери - сон о лошади - встреча и знакомство с Мармеладовым («некуда идти») - разговор офицера и студента в распивочной Философские: - теория («безобразная мечта») о праве избранных на преступление (идея» крови по совести») - необходимость доказать себе, что он не «вошь», не «тварь дрожащая», а «право имеет» (проверить себя) - «сотней добрых дел искупить свой грех» - встреча на улице пьяной девочки - самоубийство женщины на мосту (во 2 части) убеждает Раскольникова в своей правоте Задание: Какая причина стала главной, решающей для Раскольникова? Можно ли найти оправдание преступлению, которое совершает герой? Как на этот вопрос мог бы ответить Достоевский (см. особенности его творчества)? Философские взгляды и особенности творчества Достоевского. 1. Трагическое мировосприятие, предчувствие надвигающейся катастрофы, разлома в мире. 2. Творчество писателя называют проповедью. Психологизм в изображении жизни. 3. В произведениях всегда поднимаются вечные, философские проблемы ( смысл жизни человека, любовь и смерть, борьба добра и зла в душе человека: «Здесь Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Зло неизменно связано с богатством, деньгами, разумом без души, цивилизацией. Добро – дети, красота, вера, природа, христианская любовь). 4. Христианская философия (« бесовство» и пороки людей, люди, забывающие о Боге, ставят себя на его место и пытается вершить чужие судьбы). 5. Философия антропоцентризма (в центре мироздания – человек, который является высшей ценностью, несмотря на его выбор – добра или зла). 6. Тема свободы – как высшего блага и тяжелого бремени для человека. «Все дозволено???» 7. «Красота спасет мир» - духовная, христианская, истинная. 8. Почвенничество – сохранение исконно русских христианских традиций и необходимость заимствования всего лучшего, что создано другими народами. Роман «Преступление и наказание» (1866). Тут дело фантастическое, мрачное… Я приступил к новому роману - трагедии. Ф.М.Достоевский. Чтение и анализ глав: - часть 1 глава 1 (герой, его каморка, состояние души); - ч.1 гл.2 (Мармеладов); - ч.1 гл.3 (письмо матери к Раскольникову, судьба Дуни); - ч.1 гл.5 (сон о лошади); - ч.1 гл.7 (убийство) - ИЗЛОЖЕНИЕ (4 страницы на листе); - ч.2 гл.5 + ч.5 и 6 (Лужин); - ч.3 гл.4 9Соня); - ч.3 гл.5 (теория Раскольникова); - ч.4 гл.1 + ч.5 и 6 (Свидригайлов); - ч.4 гл.4 (встреча с Соней); - ч.5 гл.4 (признание Соне); - эпилог (сон Раскольникова и жизнь на каторге). История создания: Роман был задуман еще на каторге (15 лет шла подготовка к написанию). Будучи за границей, он пишет повесть «Пьяненькие» (Мармеладов и его семейство), которая позже станет частью романа. В 1865 г. Достоевский заключил договор с издательством, получил аванс 3 тысячи и очень быстро проиграл их. В результате - полуголодный, без света писал свои первые главы. Сюжет произведения основан на реальном происшествии (в газете Достоевский прочитал статью о бедном студенте, который зарубил топором хозяйку квартиры, где он снимал комнату). Герой романа Достоевского Родион Романович Раскольников, бедный студент, решает убить старуху-процентщицу (Алену Ивановну) и ограбить ее для благих целей (помочь сестре и матери, а в дальнейшем жить честно). Во время преступления он убивает и сестру старухи (Лизавету Ивановну). Идет следствие, и хотят осудить другого, но герой признается сам и отправляется на каторгу. Тема и проблема: «Все ли дозволено» человеку? Преступление и его причины (что заставляет человека переступать закон?) «психологический отчет одного преступления» (история нравственной борьбы). Борьба добра и зла в душе человека. Жанровые особенности: первый детективный и психологический роман, роман-исповедь, социально-философский роман, идеологический роман (герои-носители определенных идей), символический роман (огромное количество символов: город, сны героя, дети, разл.символич.детали). Особенности композиции: 6 частей + эпилог - 1 часть - преступление героя и причины, остальные 5 частей и эпилог - наказание (воздействие преступления на душу человека, 14 дней до явки с повинной). Композиция определяет путь героя от эгоизма, гордыни, ненависти, атеизма, жестокости к смирению, любви, вере, состраданию и покаянию. Главный герой имеет «двойников» - героев, имеющих с ним сходство. В романе происходят повторяющиеся, зеркальные ситуации. Двойники Раскольникова:
Задание: Объясните слова Достоевского о героях, являющихся «двойниками» Раскольникова: «Между ними есть общая точка…одного поля ягоды…» (Что общего между Раскольниковым и этими героями?). Как встреча с Лужиным и Свидригайловым повлияла на Раскольникова и его идеи? Образ Сони Мармеладовой: Имя героини выбрано автором не случайно - «София»-мудрость в переводе с греческого. Кроткая, добрая, способная к сочувствию и состраданию, глубоко верующая. «Вечная Сонечка» - жертва, на которой «мир стоит». Сохранила душевную чистоту, несмотря на греховность жизни (проституция). Верит в «воскрешение» Раскольникова (читает ему библейскую легенду о воскрешении Лазаря). Надежда Раскольникова на духовное возрождение. Едет за Раскольниковым на каторгу. Наказание Раскольникова: «Я себя убил, а не старушонку!» - нравственное падение, и обратной дороги нет. Осознание, что счастье многих не может быть построено на насилии, преступлении, крови. Ни одна цель не может быть оправдана, если в результате достижения ее «прольется хотя бы одна слезинка одного замученного ребенка»! каждый имеет право на жизнь, в том числе «мерзкая и противная, злая и жадная» старуха-прцентщица. Невозможность «кровь по совести». На каторге Раскольников начинает понимать порочность и ошибочность своих взглядов. Переломным моментом является сон «морской язве», которой поражены люди, считающие себя избранными, а на самом деле, лишившиеся рассудка и погрязшие в грехах и насилии. Соня, поехавшая за Раскольниковым, помогает осознавать ему, что только сейчас жизнь у героя и начинается - новая и светлая. Герой начинает понимать слова следователя Порфирия Петровича: «Стань солнцем, и все тебя увидят». Темы к сочинению: 1. *** «Боль о человеке» в произведениях Ф.М.Достоевского. 2. **Борьба идей в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 3. * Теория Раскольникова и ее крушение. 4. * Преступление и наказание Раскольникова. 5. * Герои-двойники Раскольникова. 6. **Христианская проблематика романов Ф.М.Достоевского. 7. * «Их воскресила любовь» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). 8. **Нравственные уроки Достоевского. Вопросы к зачету:
Примечание: Задания, отмеченные одной звездочкой (*) - на оценку «3»; Задания с двумя звездочками (**) - на «4»; Задания с тремя звездочками (***) - повышенной сложности - на «5»/»4». |