Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года





Скачать 448.53 Kb.
НазваниеМатериалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года
страница1/3
Дата публикации07.08.2013
Размер448.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3




Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали

8-10 марта 2013 года



(с) Сергей Сидоренко и Дмитрий Демин, 2013 г.



БАЗОВЫЙ курс «ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ»

«Йога-сутры – живое и практичное»


Текст Йога-сутр Патанджали не является общефилософским или религиозным. Он представляет собой сжатое практическое пособие по постепенному достижению человеком главного практического результата жизни – освобождению от неудовлетворенности и страданий1.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Вводное занятие-1

Базовое представление Йога-сутр Патанджали.

  1. Вводное занятие-2

Представление шести даршан (школ философской мысли Индии). Йога-сутры в контексте науки, религии, психологии в современном мире. Основные литературные источники.

  1. Йога-сутры. Глава 1. Знание о самадхи.

  2. Йога-сутры. Глава 2.Практика для достижения самадхи.

  3. Йога-сутры. Главы 3 и 4. Мистические совершенства и достижение Освобождения.

  4. Повторение и обобщение пройденного.

ЦЕЛИ КУРСА:

1. Ознакомить слушателей с историей происхождения Йоги как духовной практики.

2. Дать представление о структуре текста Йога-сутры, что позволит лучше ориентироваться в нем и в дальнейшем сделает его изучение более эффективным.

3. Помочь увидеть практичность рекомендаций, данных в Йога-сутрах, в контексте современной жизни. Дать понимание, как их можно использовать в личной практике.

  1. Вводное занятие-1. Базовое представление Йога-сутр.

Два термина

Начиная разговор о Йога-сутрах, невозможно проигнорировать самый очевидный вопрос: «Что означают оба этих слова?» Что такое «йога»? Что такое «сутра»? Не разобравшись с этим, вряд ли будет правильным продолжать нашу беседу. Поэтому, давайте сперва попробуем вкратце ответить на этот вопрос. А затем пойдем дальше.

Язык, на котором написан текст Йога-сутр – это санскрит. Этот язык, в том числе, удивителен глубиной и многозначностью используемых в нем слов. Часто одно и то же слово имеет несколько десятков смыслов, отличия между которыми могут быть едва заметными. Таково и слово «йога». Оно считается произошедшим от корня «йудж», что означает, в первую очередь, «соединять», «связывать». С течением времени под этим все больше и больше понималась не физическая связь (как, например, вожжи связывают лошадь и кучера), а связь внутренняя. Связь человека со своей истинной природой, со своим «Я», с Душой или Атманом. Однако, это далеко не единственный смысл понятия «йога». «Йога» также это и «контроль» и «управление» и «волшебство». Поэтому можно с уверенностью сказать, что словарная статья не сильно поможет нам в понимании, что же такое «йога». Что поможет? Изучение текстов, описывающих феномен «йоги». И, что еще более важно, постоянная практика, направленная на обретение личного опыта, описанного в текстах. Собственно, Йога-сутры являются едва ли не самым важным текстом, объясняющим нам, что же такое «йога» с гораздо более глубоких позиций, чем позиции того же лингвиста. Но об этом – чуть позже.

Второе слово, упомянутое в названии текста – это «сутра». Cутра означает «нить». В нашем контексте, это «нить» самой идеи йоги, которая раскрывается в тексте. Кроме того, отдельные афоризмы, из которых состоит текст, также называются «сутры2» (говорят, например: «Сутра I-2», после чего цитируют ее содержание). Эти отдельные афоризмы как бы «нанизаны» на саму идею йоги, как на «нить». И все вместе составляют сам текст. Тот, о котором у нас разговор и пойдет дальше.

История текста, автор, собирание техник

Итак, теперь мы знаем, что значит «йога». Знаем, что означает «сутра». Что получится, если соединить их вместе?

Йога-сутры. Йога-сутры – это древний текст по йоге, скажут многие. «Древний»… Когда мы слышим это, то первым приходит на ум вопрос: «А насколько он древний? Он был написан до рождества Христова? Или уже после?»

Конечно, западные ученые-индологи давно установили примерную дату написания этого текста. Но давайте сразу договоримся – время создания Йога-сутр далеко не настолько важно, как может нам показаться. Традиционно в Индии знания передавались от Учителя к ученику, что называется «из уст в уста». Со временем, качество учеников стало падать, и они уже не могли сохранить все, чему учили их Мастера – в памяти. Только тогда появилась необходимость записывать знания – чтобы не растерять опыт и мудрость предыдущих поколений. Поэтому, пусть это и прозвучит немного парадоксально, но сам факт появления текста по йоге, означает скорее не шаг вперед, не новое слово в развитии мысли и практических методов достижения Высшего Знания, а упадок. Означает, что ученики уже не могут сохранить Знание в своей памяти – и приходится создавать тексты, чтобы не растерять накопленное.

Да, некоторые ученые относят Йога-сутры к 3 веку до н.э., другие – к первым векам н.э. В любом случае, важно не это. Важно то, что этот текст содержит в себе Знание, накопленное многими поколениями Учителей и Мастеров йоги. Знание, которое существовало задолго до тех дней, когда появился сам текст, как отдельное законченное произведение.

Автором Йога-сутр традиционно считают мудреца Патанджали. Личность его до конца не очевидна. Более того, некоторые ученые и вовсе сомневаются, что был такой конкретный человек – Патанджали, который и создал этот текст. Возможно, к созданию текста приложили руку многие Учителя, чьи имена до нас не дошли. Но так ли это важно? Разве мешает нам наслаждаться стихами Шекспира тот факт, что не все ученые уверены, что этот человек когда-то жил на Земле? Конечно, нет. Гораздо важнее та Мудрость, которой наполнен текст, его глубина и огромная практическая важность для любого человека, серьезно интересующегося йогой.

Итак, мы можем смело утверждать, что текст Йога-сутр не является чем-то «новым». Это не новая книга популярного автора. Скорее, это статья, в которой в определенном и неслучайном порядке, цитируются самые лучшие, избранные места из «книг, написанных ранее» по этой же теме. Другими словами, текст Йога-сутр основан на синтезе всего самого лучшего, всех самых плодотворных идей и техник, известных до него. И в этой широте охвата его сила и важность. В тексте объединяется все, что может помочь человеку в его главной жизненной миссии – постепенном освобождении от неудовлетворенности и страдания этого мира и обретении истинного Знания о природе Реальности.

Структура текста

  1. «Нить» йоги и 195 (196) «бусин»-шлок

Как еще мы представляем «древний текст»? Как объемный фолиант с желтыми страницами? Как целую полку книжного шкафа, заставленную одинаковыми форзацами с необычными узорами на них? Йога-сутры не таковы. Они состоят всего из 1963 коротких утверждений – «шлок» или «сутр», «стихов» или «афоризмов». Большая их часть представляет собой всего лишь одно-единственное предложение, причем максимально короткое и сжатое. В итоге, весь текст по своему объему вряд ли превысит среднестатистическую статью в современном глянцевом журнале.

Но каждое из этих слов строго стоит на своем месте. Каждое слово несет в себе смысл, и смысл очень глубокий. Йога-сутры не создавались как философский текст. Они, по сути, являются конспектом, очень кратко излагающим самые важные, краеугольные аспекты теории и практики Йоги. Каждый, кто учился в институте, прекрасно знает, о чем мы говорим. Далеко не всегда есть необходимость записывать за лектором каждое слово – важнее уловить суть. И записав, возможно, лишь несколько предложений, затем можно будет легко восстановить содержание всей лекции.

Однако Йога-сутры не фиксируют в себе основные моменты просто какой-то «лекции». Задумайтесь. Йога-сутры, на самом деле, являются конспектом, описывающим узловые точки пути, длиною во многие сотни… жизней! Да, именно так. В тексте содержатся рекомендации, которые может использовать в своей жизни абсолютно каждый, «обычный» человек, для улучшения качества своей жизни. И там же мы встречаем описание состояний, далеко превосходящих все, что мы можем себе даже представить о духовности и саморазвитии. И в соответствии с текущим уровнем ученика, Учитель будет толковать ему Йога-сутры, помогая двигаться по Пути самореализации. Нет такого человека, который не смог бы извлечь из Йога-сутр практическую пользу для своей жизни, будь то обычный семьянин, или продвинутый йогин, медитирующий в пещерах Гималаев. Для каждого у Патанджали найдется рекомендация.

Эти 196 шлок, как бусины, нанизаны на нить. И эта нить – сама идея Йоги. Таково совершенное ожерелье, созданное Патанджали. Каждая бусина находится на своем месте. Каждая является частью единого целого. Каждая чрезвычайно наполнена Смыслом и Знанием. Разбору и анализу каждой такой бусины-шлоки можно посвятить не один год. Но смысл даже не в этом. Главная наша задача – не анализировать излишне, превращая это в игру для нашего ума. Главное – это ежедневно практиковать то, что объясняет нам этот текст. Только в этом случае можно сказать, что мы используем его по прямому назначению. Простого интеллектуального получения информации недостаточно. Необходимо знание, развивающееся только из личного опыта. Личного опыта практики. Практики йоги.

  1. 4 главы, посвященные определенной проблематике:

Эти 196 шлок были разбиты на 4 главы, которые на санскрите называются «пады»4. Они – словно ноги животного, позволяющие стоять устойчиво. Каждая из них посвящена разбору определенных аспектов теории и практики йоги. В итоге, очень строго и научно, в тексте последовательно разбираются: цели и задачи йоги, техники, которые необходимо выполнять, препятствия, их устранение, а также дается точное описание результатов практики йоги.

Суммируя, мы можем сказать, что Йога-сутры, будучи очень сжатым текстом, полностью лишенным «воды» и всего того, что напрямую не относится к практике йоги, снимают с нее налет нездорового мистицизма. Они представляют йогу очень научно и практично, не позволяя усомниться, что корректная и регулярная практика этих техник действительно может вести человека от постепенного ослабления болезненных тенденций собственного ума к вершинам истинного познания мира и собственного «Я». Располагаясь над любыми религиозными, философскими или этническими различиями, Йога-сутры могут дать любому человеку прямой собственный Опыт, который позволит ему сделать шаблоны своего восприятия мира менее жесткими. А затем и привести его к истинной конечной цели человеческой жизни – полному освобождению от страдания и смерти.

Относительность страданий и удовольствия

Для того, чтобы понять важность и практичность Йога-сутр, начнем немного издалека. С того, что, кажется, совсем не связано с йогой. С наших обычных дел и мыслей. С вопроса о том, как же мы живем и на что обычно тратим время своей жизни.

Давайте спокойно сядем и прикроем глаза. Мы не будем «медитировать», «отключать свой ум» или что-то подобное. Просто подумаем. Зададим себе же вопрос: «Как и чем я занимаю время своей жизни? Те часы, что отведены мне для осознанной жизни на этой земле. Что я делаю и о чем я думаю, когда не сплю?»

Без этого первичного анализа, особенно без тех выводов, которые мы обязательно сделаем, если будем внимательными и честными сами с собой, нам будет трудно понять, что же в действительности могут дать человеку Йога-сутры. Ведь йога, по сути, предлагает нам определенные методики для постепенного уменьшения нашей внутренней неудовлетворенности. Как по отношению к самим себе, так и к своей жизни (что, в конечном итоге, суть одно и то же. Другими словами, наша жизнь – это всегда прямое отражение нашего отношения как к жизни, так и к самим себе в ней). А эта неудовлетворенность зачастую находится где-то в нашем подсознании, не выходя в сферу осознанности. И просто делает нашу жизнь менее счастливой. Мы же можем это осознать, проанализировав собственную жизнь. И только после этого появится возможность начать что-то в своей жизни менять.

Итак, мы можем видеть, что в жизни мы, по сути, заняты лишь двумя основными процессами. Мы стремимся к удовольствию. И хотим избежать неудобства. Другими словами, мы решаем проблемы и хотим удовлетворенности и комфорта.

2. Вводное занятие-2. Базовое представление Йога-сутр.

Представление шести даршан (школ философской мысли Индии)
Итак, мы можем видеть, что несмотря на кажущуюся пессимистичность взглядов о всеобщности неудовлетворенности, их необходимо принять, как несомненную истину, подтверждаемую нашим ежедневным опытом. Но что еще более важно – любая восточная система, утверждающая всеобщность страдания, всегда постулирует и другой факт. Страдание человеческой жизни, безусловно, может и должно быть устранено. Для этого предлагаются различные философские концепции и практические дисциплины. И Йога – лишь одна из них.
Вообще, в индийской традиции существует такое понятие, как первоисточники. Их авторство принадлежит личностям, достигшим совершенства, которые обладают совершенным знанием о Мироздании. Такие личности полностью лишены зависти, тщеславия и любых других корыстных мотивов для написания наставлений. Находясь в таком чистом состоянии сознания, они могут делиться знанием о высшем и сокровенном из чувства сострадания к другим живым существам. Такое знание лежит в основе Вед5 и тексты, содержащие такие знания, и относятся к первоисточникам.
В Ведах те или иные утверждения о Высшей Истине всегда рассматривается в призме определенных форм и взглядов. Эти взгляды или формы интерпретаций были даны теми же совершенными мудрецами, и поэтому сами тоже являются совершенными. Существует шесть основополагающих взглядов на Истину, на санскрите это называется «шатдаршана» (от слов «даршана», означающего «взгляд на вещи» и «шат» – «шесть»). Можно воспринимать мир с позиции высшей философской мысли – это будет восприятием в русле Веданты (от «веда», т.е. «знание», и «анта» – «вывод, суть»). Такую школу мысли представил в свое время мудрец Вьяса. С другой стороны, мудрец Капила создал Санкхью, проанализировав первоэлементы и показав иллюзорность человеческой жизни, состоящей, по сути, лишь из разных комбинаций этих первоэлементов. К примеру, в основу медицинской науки Аюрведы легла именно эта форма взгляда на мир. А мудрец Гаутама дал Нйайу, или науку о логике, в призме которой также могут рассматриваться абсолютно все утверждения Вед. Кроме того, сформировалась школа мудреца Канады, который дал даршану под названием Вайшешика (которая рассматривает особенности категорий, сформированных атомами), и школа мудреца Джаймини, который представил Карма Мимамсу, или исполнение предписанных Ведами обязанностей. Наконец, мудрец Патанджали представил систему Йоги как метод практической реализации философских истин.
Иногда комментаторы пытаются противопоставлять одну школу мысли другой. Однако сам факт того, что мудрец Вьяса как описал высший философский взгляд Веданты, так и прокомментировал труд Патанджали «Йога Сутры», уже указывает на то, что между этими взглядами нет различий и противоречий! В то же время, поскольку философской основой Йоги является Санкхья, а Веданта близко связана с Карма Мимамсой, то выявляется единство уже четырех даршан из шести. При этом, эти четыре школы пользуются принципами Нйаи как наукой о логике, которая в свою очередь напрямую связана с Вайшешикой. Другими словами, любые утверждения Вед можно равноправно рассматривать с позиции всех этих шести методологий духовного самосовершенствования.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconРеферат На тему: Йога
Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца Патанджали, жившего во ii–I веках до н э
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconЗабота йогов о физическом теле. 3
Наука «Йога» разделяется на несколько отраслей. Из них главные и больше других известные: Хатха-Йога, Раджа-Йога, Карма-Йога и Жнани-Йога....
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconРекомендации по составлению конспекта мероприятий по продвижению бренда
Все материалы Заявки Конспект и рекламные материалы проекта должны быть получены Оргкомитетом Конкурса до 01 марта 2013 года
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconПравила Участия и подачи заявки
Все материалы Заявки Конспект и рекламные материалы проекта должны быть получены Оргкомитетом Конкурса до 01 марта 2013 года
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 6 класса II ступени обучения средней общеобразовательной...
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconСовременного образования
Материалы IV международной научно-практической конференции 27-28 марта 2013 года г. Санкт-Петербург
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предлагаемые лекции дают общее представление о йоге, с целью подготовить изучающего применить ее на практике, приняв к руководству...
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом мо РФ...
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бхакти йога – это достаточно условное название, в нее входит частично и Мантра йога, и Джнана йога, и Янтра йога, и Тантра йога,...
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconПостановление От 21. 02. 2013 года №336 о подготовке и проведении...
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Кт для 5-7 классов II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного...
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconРабочая программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные...
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconИнструкция по проведению диагностической контрольной работы в 10...
Первая часть работы содержит 5 заданий базового уровня по курсу алгебры и 3 задания базового уровня по курсу геометрии. К этим заданиям...
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconУроки по йоге Патанджали
Лекции были записаны на магнитофон, расшифрованы на бумагу и посланы мне в Индию. Всё это курировала Рут Бруннер. Брат Рудольф предложил...
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconРабочая программа химия 11 класс 2013-2014 пояснительная записка...
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Материалы базового курса по изучению Йога-сутр Патанджали 8-10 марта 2013 года iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Минобразования России от 09. 03. 04. №1312 и рассчитана на изучение базового курса информатики и икт учащимися 9 класса в течении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск