Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 108.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.03.2014
Размер108.54 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа

Программа «Я - Ты - Мы»

Пояснительная записка
Настоящая Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Она состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки». Кроме того, в программе содержатся два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и по работе с родителями.

Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих,

Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.

Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.

Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.

Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это — формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Педагоги обучают детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Педагоги помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.

В раздел «Воспитание уверенности в себе» включены следующие темы:

 

4-5 лет

6-7 лет

«Разглядывание себя в зеркале»

«Кто ты такой?»

«Изобрази себя другим»

«Изобрази себя»

«Что в тебе и во мне общего?»

«Кто они такие?»

«Игровой урок»

«Посмотри, что ты можешь делать?»

«Выбор в игровой комнате»

«Телефонный разговор»

«Объятия»

«Я считаю тебя хорошим»

«Друзья» «Подружись»

«На кого я похож?» «Что ты умеешь делать?»

 

В перечисленной тематике существует определенная логика последовательности преподнесения материала. Причем, усложнение идет как по линии содержания, так и в соответствии с возрастом. Начинается раздел с серии занятий "Кто я?", направленных на познание ребенком собственных особенностей, предпочтений и осознания своего места среди окружающих. Так, самое первое занятие «Разглядывание себя в зеркале» предполагает непосредственное рассматривание детьми своего отражения в зеркале. Вопросами воспитатель побуждает детей рассказать об особенностях своей внешности, прически. Причем, если они затрудняются в ответах, используется косвенный метод через обращение к игрушке или остальным детям с просьбой помочь описать того или иного ребенка. Важно, чтобы каждый, находя привлекательные черты в себе и сравнивая себя с другими, смог убедиться в собственной уникальности. После этого детям предлагается нарисовать свой автопортрет, и в заключение, в общем кругу, воспитатель, используя игровой метод, предлагает угадать по рисункам, чье это изображение. Данное занятие может иметь различные варианты:

  • показ кукольного спектакля, где герои рассматривают себяи сравнивают друг с другом;

  • дидактические игры типа "Узнай по голосу", "Узнай поописанию", "Говорящее зеркало", где дети рассказывают осебе или о других от имени третьего лица или зеркала ит.д.

Аналогичные темы предлагаются и детям 6-7 лет в серии «Кто ты такой?», усложняется лишь их содержание (ввиду того, что дошкольники данного возраста владеют большими навыками и умениями). Например, воспитатель предлагает детям изготовить карточки своих имен (так называемые именные карточки). На следующем занятии дети приносят свои фотографии и наклеивают вокруг них то, что им нравится: свою любимую одежду, еду, игрушки. А завершающим итогом становится создание целого альбома: "Эта книга про меня", где ребенок собирает все, что узнал о себе в рисунках, фотографиях, аппликациях. Таким образом, дети узнают увлечения и особенности друг друга. Причем, при этом они имеют возможность сравнивать свои привычки и объединяться по интересам, что повышает их рейтинг среди сверстников и способствует росту уверенности в себе. Тема «Изобрази себя другим» одинаково предлагается как для детей 4-5, так и 6-7 лет. Это может быть гримирование и ряжение в сказочных и мультипликационных героев, известных артистов, рисование себя в карнавальном костюме или таким, каким представляешь себя в будущем в соответствии с выбранной профессией, т.е. изображение себя взрослым человеком. Воспитатель проводит с детьми игры типа «Угадай, кто это» (рассматривание детских работ на выставке и угадывание авторов рисунков), пантомимические этюды "Догадайся, кто я", изготовление масок и костюмов, совместные праздники с родителями "Герои моих снов и фантазий" и т.д. Занятия из этой же серии «Что ты умеешь делать?», "Что ты предпочитаешь не делать?" направлены на выявление того, что дети 6-7 лет любят и им нравится делать, и того, что они хотят, но им запрещают взрослые. Это могут быть беседа по произведениям Г.Остера "Вредные советы"; кукольные спектакли, где герои не слушаются старших; или беседы с детьми, где рассматриваются ситуации из личного опыта, когда они нарушали какие-либо запреты. Причем, в заключение всегда делается вывод о положительных или негативных последствиях того или иного поступка.

 Проводя данную работу, воспитатель или психолог использует различные приемы и разные виды детской деятельности. Например, дети рисуют символами на одном согнутом пополам листе, что им можно делать, а на другом - нельзя; или "пишут" (рисуют) письма родителям с просьбами что-либо разрешить им делать; или изготавливают общие плакаты-картины для группы "Нам нельзя" или "Мы хотим" и т.д.

 После того, как дети лучше узнали себя, им предлагается сравнить себя относительно других людей. Мы условно объединили эти вопросы в серию "Я и другие люди". Это темы: "Что в тебе и во мне общего" (для детей 4-5 лет) и "Я считаю тебя хорошим" (для возраста 6-7 лет). Смысл этих тем заключается в том, что теперь уже другие дети рассказывают о ком-либо, что они знают и думают о нем, находят сходные и различные привычки и предпочтения друг друга. Например, рисуют портреты своих друзей и готовят общий вернисаж "Мой друг" с последующим рассказом о том, что их объединяет вместе. Или с этой же целью воспитатель проводит беседу по произведению К.Ушинского "Вместе тесно, врозь - скучно". Кроме того, в течение дня могут использоваться игры типа «Скажи комплимент», «Закончи фразу» («Ты мне нравишься потому, что....», «Я люблю играть в мяч, кто тоже?», «Поднимите руку, у кого такие же волосы, как у меня»), развлечения типа «Встреча с интересными людьми» (когда кто-то из детей на правах ведущего рассказывает о своих товарищах из группы) и т.д. Дети старшего возраста могут изготовить коллективную работу с наклеиванием своих фотографий в разные рубрики, например, «веснушки есть у.....», «кудрявые волосы есть у...», «очки есть у…..», «рыжие волосы у…..», «голубые глаза у…..».

 Завершает раздел «Воспитание уверенности в себе» серия занятий, посвященных дружеским взаимоотношениям: "Объятия", "Друзья", "Подружись". Это и кукольные спектакли о дружбе героев, и аппликации "Сделай друга", и игры на сотрудничество, и работа в парах, когда дети утверждаются в мысли, что они кому-то нужны и интересны, что дружат не только потому, что ты во всем положительный, а потому что вместе интересно и есть много общих дел и игр.

 В следующем разделе «Чувства, желания, взгляды» работа направлена на рассматривание различных эмоциональных состояний детей. Это темы:

 

4-5 лет

6-7 лет

«Грустно» «Счастливый, грустный или...»

«Дедушка умер»

«Злой»

«Сердиться или нет»

«Никто меня не любит» «Обычно или странно»

«Робкий или неуклюжий»

«Страшно» «Красивый и странный»

«Красивое и безобразное» «Смелость»

«Вкусный и противный»

«Что ты любишь поесть?» «Проба на вкус и запах» «Что ты хочешь носить?» «Как ты можешь видеть?»

 

Дошкольники 4-5 лет сначала учатся узнавать эмоции на графических изображениях, например, рассматривая карточки с различной мимикой на занятии "Грустно", а уже затем идентифицируют собственное настроение с графическим изображением. Для этого воспитатель погружает детей в различные эмоциональные состояния (темы "Страшно", "Злой", "Грустно", "Никто меня не любит") при помощи героев кукольных спектаклей, во время беседы по произведениям С.Маршака «Котята», А.Барто «Игрушки», или рассказывая случаи из собственной жизни. В заключение предлагается ответить на вопрос «Происходило ли похожее с вами?», «Когда у вас было такое же настроение?» и т.д. Причем, нельзя оставлять детей в негативном эмоциональном состоянии, поэтому занятие всегда заканчивается чем-то радостным. Например, в заключение занятия «Страшно» делается акцент на том, что это «там, далеко, в прошлом» - все страшное и плохое, а «здесь, теперь, рядом с нами» - только радостное и доброе. Это переключает эмоции детей, и по окончании занятия их настроение становится более комфортным и благоприятным. На последующих занятиях детям уже предлагается сравнить противоположные эмоции - это вторая серия занятий: «Счастливый или грустный», «Красивый и страшный», «Вкусный или противный». Например, на музыкальном занятии «Счастливый или грустный» предлагается слушание музыкальных фрагментов П.Чайковского «Новая кукла», «Болезнь куклы» и т.д.; в повседневной жизни - игры типа «Закончи фразу» («Я радуюсь, когда...», «Я грущу, когда...»); рисование на одном листе того, что дети считают красивым, а на другом - того, что страшно; обсуждение добрых и злых героев сказки и т.д.

 Причем, дети 6-7 лет не просто сравнивают и узнают различные эмоциональные состояния, но и учатся выражать их такими способами, чтобы они были понятны другим людям. Например, на занятии «Как ты можешь видеть» дети показывают различные эмоции при помощи жестов, мимики, пантомимы. В этом возрасте воспитатель может предложить к обсуждению уже и такие сложные философские темы, как, например, «Дедушка умер». На занятии «Робкий или неуклюжий» дети, узнав, что застенчивый гном перестал быть робким, как только смог рассказать всем о своих проблемах на «волшебном стуле», пытаются рассказать о своих комплексах. Кроме такого приема, воспитатели используют и прямые вопросы, активизирующие детей, типа: «Что ты чувствуешь, когда сидишь один перед всеми?», или косвенные, типа: «А мне сказали, что у нас есть самый смелый...» и т.д.

 Темы «Проба на вкус и запах» и «Что ты хочешь носить?» (когда дети рассказывают о своих предпочтениях в еде и одежде), проводятся также через различные виды детской деятельности. Например, на занятиях по изодеятальности и ручному труду дети изготавливают выставки: «Моя любимая одежда», «Что я люблю и не люблю есть» и т.д.; в вечернее время устраивают совместные конкурсы с родителями «Я - модельер», «Уроки кулинарии» и т.д. Важным моментом является то, что в группе для каждого ребенка воспитатель вместе с детьми оформляет «зону приватности» (уголок его любимых вещей: игрушки, фантики, журналы, наклейки и т.д.). Все это повышает самооценку ребенка, воспитывает чувства, желания и взгляды.

 

В третьем разделе "Социальные навыки" темы подразделяются таким образом:

 

4-5 лет

6-7 лет

«Ссора»

«Ты поссорился» «Перетягивания каната»

«Спорящие лица»

«Чью сторону ты принимаешь?» «Докучать и дразнить»

«Как помириться?» «Игровой урок»

«Что тебе следует делать?»

 

Данный раздел включает две серии занятий. Первая - «Как и почему возникают конфликты». На занятиях «Ссора» и «Ты поссорился» детям рассказывается при помощи героев кукольных спектаклей о конфликтах среди друзей. Например, при чтении произведения «Два жадных медвежонка» дети в беседе выясняют причины спора маленьких медвежат, а затем вспоминают случаи из личного опыта. Дети 6-7 лет по данной теме уже могут самостоятельно инсценировать в парах или мини-группах ситуации из своей жизни. Так, например, по теме «Спорящие лица» можно вначале изготовить маски, рассматривая в зеркале выражение лица во время спора и передавая это в рисунке, а затем использовать их для разыгрывания инсценировок.

На занятии «Докучать или дразнить» детей учат понимать разницу между безобидными шутками и злыми дразнилками. Им предлагается вспомнить героев знакомых сказок, которых дразнили окружающие за их внешнюю непривлекательность (например, «Гадкий утенок», «Золушка», «Карлик-нос» и т.д.), обращая внимание на то, что у некрасивых героев сказок часто бывает добрая душа, и наоборот (например, Чудовище в «Аленьком цветочке» - доброе, а внешне красивая Снежная Королева - злая).

 Вторая серия («Как помириться», «Игровой урок», «Что тебе следует делать») направлена на умение выходить из конфликтных ситуаций, находя компромиссное решение. Например, на занятии «Игровой урок» детьми 6-7 лет разыгрывается инсценировка «Упрямые козлики», где дети в парах показывают свои варианты поведения в данной ситуации. Воспитатель задает детям вопрос о том, как можно избежать ссоры, а затем, были ли у них в жизни случаи, когда они не смогли помириться. Для решения этих же задач можно использовать подвижные игры типа: «Черепаха» (когда подгруппе детей надо, одновременно передвигаясь на четвереньках, не уронить лежащий на их спинах мат, изображающий панцирь черепахи), «Парашют» (когда 8-10 человек держат лоскут ткани с отверстием в центре и, перекатывая мяч с края на край, не дают ему скатиться в центр). Благодаря этому, дети понимают, что выиграть можно, только действуя сообща. Безусловно, планировать работу по данным темам необходимо в системе, не перегружая и дополнительно не заорганизовывая детей в режиме дня.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск