Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 99.27 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.04.2014
Размер99.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Министерство образования и науки РФ

МОУ «Гимназия №1»

Урок литературы в 11 классе

«Лука и обитатели ночлежки. Споры о путях достижения идеала в пьесе М. Горького «На дне»

Учитель: Потапушкина

Ирина Григорьевна
Г. Бийск 2007 г.

Цели: 1) в ходе наблюдения над судьбами героев показать причины трагических судеб героев, столкновение разных мнений о правде;

2) формирование навыка аналитического чтения, умения обобщать и систематизировать.
Ход урока:

  1. Постановка задачи.

    • Какой конфликт преобладает в пьесе?

На первый взгляд, социальный, так как положение героев в обществе очевидно – они оказались изгоями, к таким людям двойственное отношение: с одной стороны, они вызывают отвращение, с другой стороны, им нельзя не сочувствовать. Но явного противоречия, например, между обитателями ночлежки и остальными персонажами пьесы не наблюдается. В диалогах и монологах героев на казалось бы совершенно бытовые и приземленные темы мы видим скрытое (или явное) стремление к идеалу, стремление постичь смысл жизни.

Не случайно ключевым словом пьесы является слово «правда» как философская категория. У героев разное представление о правде. Мы должны выяснить, какая «правда» - правда, или, может быть, все герои по-своему правы?
Накануне урока группы по 2-3 человека получают задание: выбрать из текста материал по персонажу, ответить на вопросы, предложенные учителем, сделать выводы. На уроке каждая группа представляет вниманию одноклассников итоги своей работы, которые должны быть зафиксированы в таблицу. В продолжение урока учащиеся обращаются к тексту, отвечают на вопросы учителя.


Герои-обитатели ночлежки

О чем рассказывают Луке

Отношение Луки к герою

Как сложилась судьба героя после ухода Луки

Почему именно так сложилась судьба?(внешние обстоятельства или внутренние причины)

Анна



слабые


Рассказывает о своей трудной жизни, о страданиях

Действие 2

«Не помню – когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше другого не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь…За что?»

Жалеет, проявляет милосердие

«Эх ты, детынька! Устала? Ничего!»

Умирает

Жестокость мужа, равнодушие окружающих. нет физических сил сопротивляться судьбе

Актер

Ищет сочувствия, внимания, поддержки в осуществлении его мечты:

«Идем, старик…я тебе продекламирую куплеты…»

«Искать город, лечиться… Понимаешь – есть лечебница для организмов для пьяниц Превосходная лечебница Мрамор Мраморный пол! Я ее найду, вылечусь и …снова буду… Я на пути к возрожденью…как сказал…король…Лир!»

Внимателен, снисходительно относится к слабостям других, верит в человека

«Ты…лечись! От пьянства нынче лечат, слышь!» Бесплатно, браток, лечат…такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…Признали, видишь, что пьяница – тоже человек…и даже рады, когда он лечиться желает!»

«Человек - все может…лишь бы захотел…»

Задавился

«веры нет» - иллюзия заменила собой реальность: «Пропил я душу, старик…я, брат, погиб… А почему погиб? Веры у меня не было… Кончен я…»


Пепел

Исповедуется перед Лукой, мечтает исправиться, ищет поддержки, жалости Действие 2, Разговор Луки с Пеплом:

Лука. А в самом деле, отойти бы тебе, парень, прочь с этого места…и т. д

Действие 3

«Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь-то по своей воле надо идти…Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Я знаю… вижу!… Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут…только это мне не помогает! Это…не то! Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить…иначе! Лучше надо жить! Надо так жить…чтобы самому себя можно мне было уважать…»

«Вот – я вор…Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто, никогда не догадался назвать меня…»

«Ты…пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует…Как в трясине тону…за что ни схватишься…все – гнилое…все – не держит»

Терпим к чужим грехам, жалеет, дает советы, вселяет веру

«А в самом деле, отойти бы тебе, парень, прочь с этого места»

«А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!»

«А ты мне – поверь…Спасибо скажешь…И чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»

«Во что веришь, то и есть»


Попадает в тюрьму

Становится жертвой интриги

Настя

Ищет поддержки, понимания

Действие 3. Настя рассказывает придуманную ею историю любви, сердится на Барона, который уличает ее в обмане

«Разве…разве вы можете понимать…любовь? Настоящую любовь? А у меня была она…настоящая!»

«Дедушка! Ей-богу…было это! Все быцло! Студент он…француз был…Гастошей звали…с черной бородкой…в лаковых сапогах ходил…разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил…так любил!»


Сочувствие,понимание, одобрение, разделяет ее веру в возможность счастливой любви

«Я – знаю…Я верю! Твоя правда, а не ихняя…Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!

Остается в ночлежке, становится озлобленной, пытается сопротивляться пошлости и цинизму окружающих

Действие 4

Спор Насти с Бароном, она не верит его рассказам:

«Понял, каково человеку, когда ему не верят?»

Появляется чувство собственного достоинства, научилась защищать себя, но способ защиты – недоверие, грубость. Циничность

«…Всех бы вас…в каторгу…смести бы вас, как сор…куда-нибудь в яму!»

«Попробуй! Тронь!»

Клещ


Отчаянье

Действие 3

«Какая – правда? Где – правда? Вот- правда! Работы нет…силы нет! Вот – правда! Пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! Дьявол! На…что мне она – правда? Дай вздохнуть…вздохнуть дай! Чем я виноват? За что мне – правду?»

Жалость

«…не всегда правдой душу вылечишь…»

Остается в ночлежке,

терпимее стал относиться к людям

Действие1- «Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…» -

Действие 4 « Ничего…Везде – люди… Сначала – не видишь этого…потом – поглядишь, окажется, все люди…ничего!»

Бессилен против жизненных обстоятельств

Барон

сильные

Исповедуется, рассказывает о своей судьбе

Действие 1

«Я…бывало…проснусь утром и , лежа в постели, кофе пью…кофе! – со сливками…да!»

Проявляет внимание

Остается в ночлежке,

начинает размышлять о смысле жизни, о будущем

«А… ведь зачем-нибудь я родился…а?»

«нет характера»

Бубнов


Недоверчив, с сомнением относится ко всему, что проповедует Лука, но сам

исповедуется, рассказывает о прошлом

Действие 3

«Было так: жена у меня с мастером связалась…»

«Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остается…»



Проявляет внимание,

снисходителен к слабостям людей

«Она, правда-то, не всегда по недугу человека…не всегда правдой душу вылечишь…»

Остается в ночлежке,

Ведет привычный образ жизни


Нет желания сопротивляться, лень

«… И еще – ленив я. Страсть как работать не люблю!…


Сатин




Исповедуется, рассказывает о прошлом

«Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел…а после тюрьмы – нет ходу!»

«Я не люблю, когда меня расспрашивают…»

Проявляет внимание

«Легко ты жизнь переносишь!»

Остается в ночлежке,

с одной стороны, становится добрее, начинает размышлять о смысле жизни, с другой стороны, проявляет равнодушие

Действие 4

Монологи Сатина:

«Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда!…и т. д»

«Человек – свободен…он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…и т. д»

«Испортил песню, дурак»


Покорность обстоятельствам


Выводы по каждому разделу







- Почему к Луке все тянутся, говорят о самом сокровенном?

Любой человек жаждет быть услышанным, понятым, холодное равнодушие окружающих очень страшно

- Кому Лука нужнее?

Тем, кто верит в свою мечту, у кого появляется надежда, под влиянием Луки она укрепляется.

Но эти люди оказываются более ранимыми, слабыми перед жизненными обстоятельствами, перед препятствиями.

Учащиеся на основании таблицы делают вывод о том, что всех героев можно условно разделить на «сильных» и «слабых»

- Сравните отношение Луки к разным группам ночлежников. В чем отличие?

Жалость, снисхождение нужны больше «слабым», и они получают это.

«Сильные» нуждаются только во внимании, жалость для них унизительна.

- А в чем заключается их сила?

Многие учащихся утверждают, что их сила – в равнодушии, в умении отстраниться от проблем.

-Сам Лука верит в то, во что он призывает верить?

«И…чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»

«Коли веришь, -есть; не веришь, - нет…Во что веришь, то и есть…»

«Ты бы не мешал ей…пускай плачет-забавляется…Она ведь для собственного удовольствия слезы льет…чем тебе это вредно?»

«Человека приласкать – никогда не вредно…»

« Она, правда-то, не всегда по недугу человека…не всегда правдой душу вылечишь…»

- Почему он такой добрый?

Действие 3 –притча

- «не всегда правдой душу вылечишь» - значит, Лука лечит души людей ложью? Так какая правда нужнее: утешительная ложь Луки или правда факта Бубнова?

Жестокой, убийственной, голой, ббесбесчеловечной правде обстоятельств жизни противостоит светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. Под влиянием этой веры, например, Актер и Пепел делают первые шаги к своей мечте


- Каковы итоги пьесы?

Страшные, на сцене в 4 действии – обстановка 1 акта: все то же раздражение, брань, пьянка

- Так что же, все проповеди Луки впустую?

Вера Луки в человека оказалась бессильной против жестокой реальности. Утешительная ложь не избавляет человека от страданий, не изменяет жизнь

- Обещал ли Лука героям вывести их со дна жизни?

Нет, он просто поддержал их робкую веру в то, что выход есть

- Способен ли сам Лука к практическим действиям?

Не вмешался в драку, не остановил Пепла, его оружие – не пистолеты и кулаки, а слово. Лука – идеолог пассивного сознания

- Так кто же является виновным в том, что так безрадостно сложилась судьба героев? Например, почему повесился Актер?

Используем текст притчи.

Праведная земля – это поиски путей лучшей жизни. Лука считает, что нельзя лишать человека надежды, даже если она иллюзорна. Автор же уверяет нас, что ложная надежда может привести человека к гибели. Самоубийство Актера – акт отчаянья и неверия в собственные силы.

Вера самих людей оказалась слишком непрочной (каждый сделал первый шаг навстречу мечте), но с исчезновением Луки, то есть поддержки внешней, она угасла. Все дело в слабости героев, в неспособности и нежелании сделать хоть что-то немногое из того, чтобы противостоять безжалостным социальным обстоятельствам. Это одна из черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, критическое к ней отношение и в то же время неготовность что-то реально изменить.











бесчеловечной правде обстоятельств жизни противостоит светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. Под влиянием этой веры, например, Актер и Пепел делают первые шаги к своей мечте.

«Надо жить иначе» - говорит Васька Пепел.

пассивного сознания

И Лука объясняет неудачи героев внешними обстоятельствами, но не склонен винить самих героев.

Подведение итога беседы

Лука дал импульс для возникновения новой жизненной позиции.

Обращаемся к монологам Сатина из Действия 4

- Что утверждает Сатин?

Верит в необходимость высокой мечты, но вместо жалости должно быть уважение, жалость унижает человека. Назначение сильного – не утешать, а искоренять зло, приносящее страдания. Сильному не нужна опора, и ждать лучшего будущего в бездействии не для настоящего человека. Чтобы стать сильным, нужно измениться внутренне так, чтобы человек нуждался больше в правде, чем в утешительной лжи.

Идеал человека будет недостижим, если человек будет верить в свою зависимость от среды, в то, что от него ничего не зависит, и недостижим, если будет только верить в мечту, находясь в бездействии. Нашим героям недостает воли, действия, силы характера.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск