Министерство образования и науки РФ
МОУ «Гимназия №1»
Урок литературы в 11 классе
«Лука и обитатели ночлежки. Споры о путях достижения идеала в пьесе М. Горького «На дне»
Учитель: Потапушкина
Ирина Григорьевна Г. Бийск 2007 г.
Цели: 1) в ходе наблюдения над судьбами героев показать причины трагических судеб героев, столкновение разных мнений о правде;
2) формирование навыка аналитического чтения, умения обобщать и систематизировать. Ход урока:
Постановка задачи.
Какой конфликт преобладает в пьесе?
На первый взгляд, социальный, так как положение героев в обществе очевидно – они оказались изгоями, к таким людям двойственное отношение: с одной стороны, они вызывают отвращение, с другой стороны, им нельзя не сочувствовать. Но явного противоречия, например, между обитателями ночлежки и остальными персонажами пьесы не наблюдается. В диалогах и монологах героев на казалось бы совершенно бытовые и приземленные темы мы видим скрытое (или явное) стремление к идеалу, стремление постичь смысл жизни.
Не случайно ключевым словом пьесы является слово «правда» как философская категория. У героев разное представление о правде. Мы должны выяснить, какая «правда» - правда, или, может быть, все герои по-своему правы? Накануне урока группы по 2-3 человека получают задание: выбрать из текста материал по персонажу, ответить на вопросы, предложенные учителем, сделать выводы. На уроке каждая группа представляет вниманию одноклассников итоги своей работы, которые должны быть зафиксированы в таблицу. В продолжение урока учащиеся обращаются к тексту, отвечают на вопросы учителя.
Герои-обитатели ночлежки
| О чем рассказывают Луке
| Отношение Луки к герою
| Как сложилась судьба героя после ухода Луки
| Почему именно так сложилась судьба?(внешние обстоятельства или внутренние причины)
| Анна
|
слабые
| Рассказывает о своей трудной жизни, о страданиях
Действие 2
«Не помню – когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше другого не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь…За что?»
| Жалеет, проявляет милосердие
«Эх ты, детынька! Устала? Ничего!»
| Умирает
| Жестокость мужа, равнодушие окружающих. нет физических сил сопротивляться судьбе
| Актер
| Ищет сочувствия, внимания, поддержки в осуществлении его мечты:
«Идем, старик…я тебе продекламирую куплеты…»
«Искать город, лечиться… Понимаешь – есть лечебница для организмов для пьяниц Превосходная лечебница Мрамор Мраморный пол! Я ее найду, вылечусь и …снова буду… Я на пути к возрожденью…как сказал…король…Лир!»
| Внимателен, снисходительно относится к слабостям других, верит в человека
«Ты…лечись! От пьянства нынче лечат, слышь!» Бесплатно, браток, лечат…такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…Признали, видишь, что пьяница – тоже человек…и даже рады, когда он лечиться желает!»
«Человек - все может…лишь бы захотел…»
| Задавился
| «веры нет» - иллюзия заменила собой реальность: «Пропил я душу, старик…я, брат, погиб… А почему погиб? Веры у меня не было… Кончен я…»
| Пепел
| Исповедуется перед Лукой, мечтает исправиться, ищет поддержки, жалости Действие 2, Разговор Луки с Пеплом:
Лука. А в самом деле, отойти бы тебе, парень, прочь с этого места…и т. д
Действие 3
«Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь-то по своей воле надо идти…Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Я знаю… вижу!… Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут…только это мне не помогает! Это…не то! Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить…иначе! Лучше надо жить! Надо так жить…чтобы самому себя можно мне было уважать…»
«Вот – я вор…Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто, никогда не догадался назвать меня…»
«Ты…пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует…Как в трясине тону…за что ни схватишься…все – гнилое…все – не держит»
| Терпим к чужим грехам, жалеет, дает советы, вселяет веру
«А в самом деле, отойти бы тебе, парень, прочь с этого места»
«А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!»
«А ты мне – поверь…Спасибо скажешь…И чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»
«Во что веришь, то и есть»
| Попадает в тюрьму
| Становится жертвой интриги
| Настя
| Ищет поддержки, понимания
Действие 3. Настя рассказывает придуманную ею историю любви, сердится на Барона, который уличает ее в обмане
«Разве…разве вы можете понимать…любовь? Настоящую любовь? А у меня была она…настоящая!»
«Дедушка! Ей-богу…было это! Все быцло! Студент он…француз был…Гастошей звали…с черной бородкой…в лаковых сапогах ходил…разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил…так любил!»
| Сочувствие,понимание, одобрение, разделяет ее веру в возможность счастливой любви
«Я – знаю…Я верю! Твоя правда, а не ихняя…Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!
| Остается в ночлежке, становится озлобленной, пытается сопротивляться пошлости и цинизму окружающих
Действие 4
Спор Насти с Бароном, она не верит его рассказам:
«Понял, каково человеку, когда ему не верят?»
| Появляется чувство собственного достоинства, научилась защищать себя, но способ защиты – недоверие, грубость. Циничность
«…Всех бы вас…в каторгу…смести бы вас, как сор…куда-нибудь в яму!»
«Попробуй! Тронь!»
| Клещ
| Отчаянье
Действие 3
«Какая – правда? Где – правда? Вот- правда! Работы нет…силы нет! Вот – правда! Пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! Дьявол! На…что мне она – правда? Дай вздохнуть…вздохнуть дай! Чем я виноват? За что мне – правду?»
| Жалость
«…не всегда правдой душу вылечишь…»
| Остается в ночлежке,
терпимее стал относиться к людям
Действие1- «Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…» -
Действие 4 « Ничего…Везде – люди… Сначала – не видишь этого…потом – поглядишь, окажется, все люди…ничего!»
| Бессилен против жизненных обстоятельств
| Барон
| сильные
| Исповедуется, рассказывает о своей судьбе
Действие 1
«Я…бывало…проснусь утром и , лежа в постели, кофе пью…кофе! – со сливками…да!»
| Проявляет внимание
| Остается в ночлежке,
начинает размышлять о смысле жизни, о будущем
«А… ведь зачем-нибудь я родился…а?»
| «нет характера»
| Бубнов
| Недоверчив, с сомнением относится ко всему, что проповедует Лука, но сам
исповедуется, рассказывает о прошлом
Действие 3
«Было так: жена у меня с мастером связалась…»
«Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остается…»
| Проявляет внимание,
снисходителен к слабостям людей
«Она, правда-то, не всегда по недугу человека…не всегда правдой душу вылечишь…»
| Остается в ночлежке,
Ведет привычный образ жизни
| Нет желания сопротивляться, лень
«… И еще – ленив я. Страсть как работать не люблю!…
| Сатин
|
| Исповедуется, рассказывает о прошлом
«Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел…а после тюрьмы – нет ходу!»
«Я не люблю, когда меня расспрашивают…»
| Проявляет внимание
«Легко ты жизнь переносишь!»
| Остается в ночлежке,
с одной стороны, становится добрее, начинает размышлять о смысле жизни, с другой стороны, проявляет равнодушие
Действие 4
Монологи Сатина:
«Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда!…и т. д»
«Человек – свободен…он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…и т. д»
«Испортил песню, дурак»
| Покорность обстоятельствам
|
Выводы по каждому разделу
|
|
| - Почему к Луке все тянутся, говорят о самом сокровенном?
Любой человек жаждет быть услышанным, понятым, холодное равнодушие окружающих очень страшно
- Кому Лука нужнее?
Тем, кто верит в свою мечту, у кого появляется надежда, под влиянием Луки она укрепляется.
Но эти люди оказываются более ранимыми, слабыми перед жизненными обстоятельствами, перед препятствиями.
Учащиеся на основании таблицы делают вывод о том, что всех героев можно условно разделить на «сильных» и «слабых»
| - Сравните отношение Луки к разным группам ночлежников. В чем отличие?
Жалость, снисхождение нужны больше «слабым», и они получают это.
«Сильные» нуждаются только во внимании, жалость для них унизительна.
- А в чем заключается их сила?
Многие учащихся утверждают, что их сила – в равнодушии, в умении отстраниться от проблем.
-Сам Лука верит в то, во что он призывает верить?
«И…чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»
«Коли веришь, -есть; не веришь, - нет…Во что веришь, то и есть…»
«Ты бы не мешал ей…пускай плачет-забавляется…Она ведь для собственного удовольствия слезы льет…чем тебе это вредно?»
«Человека приласкать – никогда не вредно…»
« Она, правда-то, не всегда по недугу человека…не всегда правдой душу вылечишь…»
- Почему он такой добрый?
Действие 3 –притча
- «не всегда правдой душу вылечишь» - значит, Лука лечит души людей ложью? Так какая правда нужнее: утешительная ложь Луки или правда факта Бубнова?
Жестокой, убийственной, голой, ббесбесчеловечной правде обстоятельств жизни противостоит светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. Под влиянием этой веры, например, Актер и Пепел делают первые шаги к своей мечте
| - Каковы итоги пьесы?
Страшные, на сцене в 4 действии – обстановка 1 акта: все то же раздражение, брань, пьянка
- Так что же, все проповеди Луки впустую?
Вера Луки в человека оказалась бессильной против жестокой реальности. Утешительная ложь не избавляет человека от страданий, не изменяет жизнь
- Обещал ли Лука героям вывести их со дна жизни?
Нет, он просто поддержал их робкую веру в то, что выход есть
- Способен ли сам Лука к практическим действиям?
Не вмешался в драку, не остановил Пепла, его оружие – не пистолеты и кулаки, а слово. Лука – идеолог пассивного сознания
| - Так кто же является виновным в том, что так безрадостно сложилась судьба героев? Например, почему повесился Актер?
Используем текст притчи.
Праведная земля – это поиски путей лучшей жизни. Лука считает, что нельзя лишать человека надежды, даже если она иллюзорна. Автор же уверяет нас, что ложная надежда может привести человека к гибели. Самоубийство Актера – акт отчаянья и неверия в собственные силы.
Вера самих людей оказалась слишком непрочной (каждый сделал первый шаг навстречу мечте), но с исчезновением Луки, то есть поддержки внешней, она угасла. Все дело в слабости героев, в неспособности и нежелании сделать хоть что-то немногое из того, чтобы противостоять безжалостным социальным обстоятельствам. Это одна из черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, критическое к ней отношение и в то же время неготовность что-то реально изменить.
|
|
|
| бесчеловечной правде обстоятельств жизни противостоит светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. Под влиянием этой веры, например, Актер и Пепел делают первые шаги к своей мечте.
«Надо жить иначе» - говорит Васька Пепел.
| пассивного сознания
| И Лука объясняет неудачи героев внешними обстоятельствами, но не склонен винить самих героев.
| Подведение итога беседы
Лука дал импульс для возникновения новой жизненной позиции.
Обращаемся к монологам Сатина из Действия 4
- Что утверждает Сатин?
Верит в необходимость высокой мечты, но вместо жалости должно быть уважение, жалость унижает человека. Назначение сильного – не утешать, а искоренять зло, приносящее страдания. Сильному не нужна опора, и ждать лучшего будущего в бездействии не для настоящего человека. Чтобы стать сильным, нужно измениться внутренне так, чтобы человек нуждался больше в правде, чем в утешительной лжи.
Идеал человека будет недостижим, если человек будет верить в свою зависимость от среды, в то, что от него ничего не зависит, и недостижим, если будет только верить в мечту, находясь в бездействии. Нашим героям недостает воли, действия, силы характера.
| |