Скачать 32.12 Kb.
|
Урок 10. Совесть и раскаяние Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса Ключевые понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы. Цель урока: осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению. Оборудование урока: мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть (по современным толковым словарям, не по словарю Даля), бумага для письма Ход урока: I. Работа с вопросами под рубрикой «Вопросы и задания». Тема на доске не написана. Тему урока учащиеся сформулируют сами в ходе работы, направленной на выявление восприятия. На доску выписать ключевые понятия урока, провести с учащимися работу, направленную на выявление понимания ими ключевых понятий урока. Например, со словом «добро» и его однокоренными словами составьте словосочетания (творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т. д.), затем – со словом «грех» и его однокоренными словами (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех). Проблемное задание: попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать – «раскаяться в добре»? А можно ли сказать – «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения? Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со». Приставка «со» означает соединение с чем-либо. С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести? Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»? Совесть сопряжена с умом или душой? Или с тем и другим? Достаточно ли осознавать грех умом? 2. Обсуждение возможной темы урока. Запись темы на доске. 3. Чтение статьи учебника Работа со статьёй учебника после прочтения. Что показалось тебе самым главным в статье, выпиши эту мысль. Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане. Сравни с определениями словарей. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан (человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой). 4. Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть). После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!». Меня так это обидело, что я разревелся от злости. «Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление. Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать: – Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам. Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда. Попытайтесь представить «партитуру» чувств Николеньки (как меняется его настроение): Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь. Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство? 5. Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картины, учитель проводит с учащимся беседу о сюжете картины, как его понимают дети. Как вам кажется, кто изображен на картине? В какой момент жизни изображены два человека? Почему один из них не показан лицом зрителю? Почему он стоит на коленях? Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю. Знаете ли вы, как называется картина? Какой сюжет лёг в её основу? Из какой книги этот сюжет?
|