Скачать 52.62 Kb.
|
МОУ «Туркинская СОШ» Буква «Ж, ж», строчная буква ж (интегрированный урок при обучении грамоте) Разработала: Лущикова Т.Ю, учитель начальных классов. 2009г. Интегрированный урок при обучении грамоте 1 класс 10.12.2008г. Тема: Звук [ж]. Буква «Ж, ж», строчная буква «ж» Цель урока:
Ход урока.
Долгожданный звонок – Начинается урок. Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Книжка, ручка и тетрадь? - Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по алфавиту, выделим новый звук и познакомимся с новой очень интересной и важной буквой.
на щи на ма ши на ма шин ка
Ды какой согласный звук встречается во Мы всех этих словах? Су ши [ш], что вы знаете об этом звуке? Ре (согл ,глух, тв, парный) Ма
Шутке – минутка, а делу – час. - Прочитайте предложение. Что это? (Пословица) - Почему так говорят? Как вы это понимаете? (Ответы детей) - Вот и мы с вами сейчас хорошо поработаем, а потом отдохнём.
а)Фонетическая зарядка: - Как жужжит шмель? (ж – ж – ж) - Какой слышите звук? б) Назовите одинаковый звук в словах: ужи, жук, стрижи, жаба, ежи, лыжи, снежинка, жираф. в) Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [ж] в словах: ножницы, кошка, цапля, лыжи, чемодан, щётка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мышь, жук, волк, крыша, ужи. г) А теперь сами придумайте слова со звуком [ж] - И так, ребята, какая тема нашего урока? (звук [ж], буква Ж, ж) - Ребята, давайте попробуем дать характеристику этому звуку. (если не смогут наводящие вопросы) - Гласный или согласный? Почему? - Звонкий или глухой? Как определить? (Приложить руки к ушам лодочкой и произнесём эти оба звука) - Твёрдый или мягкий? - А теперь обобщим и сделаем вывод.(Дети делают вывод) Звук [ж] – согласный, звонкий, твёрдый всегда, парный. а) Беседа о детский играх. - Какие детские игры вы знаете? - Откройте азбуку на стр. 149 Рассмотрите рисунок. Составьте к нему предложение. (Дети играют в жмурки) - А вы в неё играли? Интересная это игра? б) Выделим слово жмурки и проведём звуко – буквенный анализ. Делим на слоги жмур – ки [ж] – согл, звон, тв. [м] – согл, звон, тв. [у] – гл, удар. [р] – согл, звон, тв. [к] – согл, глух, мягк. [и] – гл, безудар. 3. Знакомство с буквой. - Звук [ж] на письме обозначается буквой Ж (Картинка) - Давайте найдём её в алфавите. Какое она занимает место? - На что или кого похожа буква Ж? Это буква широка И похожа на жука И при этом точно жук Издаёт жужжащий звук: - А раньше вы знали эту букву? Молодцы, сейчас хорошо прочитайте слоги. А те ребята, кто только что узнал эту букву, я думаю тоже хорошо прочитают слоги. Чтение слогов с доски. Аж яж жо Уж ыж жу Еж ож же Иж жа жи - А теперь отдохнём. (Физминутка) - На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке Жу – жу – жу, жу – жу – жу. Я с ромашками дружу Тихо на ветру качаюсь Низко – низко наклоняюсь. 4. Работа в прописи №4 стр.6 - Итак, ребята с печатной буквой Ж мы познакомились, а теперь давайте поучимся её писать в прописи. а) Сравниваем печатную строчную и письменную строчную ж б) Графический анализ строчной буквы ж - Из каких элементов состоит буква? (Левый полуовал, зигзаг, правый полуовал) - Обведите эти элементы, следуя по стрелочкам и узор в широкой полосе, продолжайте до конца строки. - На что показывает нам весёлый человечек? (На живот) На какую букву начинается это слово? (Обведите эту букву) в) Объяснение написания буквы ж. - Начинаем писать букву с левого полуовала немного ниже верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо, пишем полуовал. Не отрывая соединительный штрих вверх. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному и ведём г) Упражнение в написании буквы ж детьми: - В воздухе. - В прописи - Соблюдаем расстояние между элементами, между буквами. - Сели прямо, положили тетрадь с наклоном, взяли правую ручку и пишем аккуратно в прописи, в рабочей строке до конца строки. д) Чтение и письмо по образцу слогов – слияний - Показ на доске - В прописи. Физминутка
Беседа: - О ком идёт речь в рассказе? - Что они делают? - Кто был водящим? - Почему Женя никого догнать не может? - Что ему кричали дети? 3) Какое можно придумать название этому рассказу? Какая основная мысль? «Дети играют в жмурки»
Возвращаемся к прописи. - На следующий строчке после слогов прочитайте слово жук. - Сколько букв в этом слове? (3), какая первая (ж) ,с какой буквой она соединяется (у), какая последняя буква (к) - А теперь посмотрите как я напишу это слово на доске. (Показ на доске с комментированием) Напишите в прописи. - Слово ежи с учётом, что ж в середине. - Кто такой жук?. А ёж? - как надо относиться ко всем живым существам? Я хочу прочитать замечательные слова из одного рассказа: «Пожалуйста постарайся, чтобы за всю твою жизнь твои ноги не раздавили ни одного муравья, руки не убили ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, плавает, ползает, летает, и квакает»
- Какой звук выделили на уроке? - Какой буквой этот звук обозначается? - Что вы узнали об этом звуке? На этом наш урок подошёл к концу. Вы все сегодня молодцы, мне понравилось как вы сегодня работали. Молодцы. Спасибо за урок. |