ГУО «Порплищенская СШ Докшицкого района»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
«РОДСТВЕННЫЕ
СЛОВА»
Подготовила : Т.И.Королёнок
ТЕМА: родственные слова
ЦЕЛИ: обобщить и систематизировать знания об однокоренных словах; развивать умение выделять корень в однокоренных словах; формировать умение подбирать родственные слова, выделять в них общую часть, продолжить формирование представления о единообразном написании общей части в родственных словах; обогащать словарный запас родственными словами, развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к сказкам, доброту, сострадание, взаимопомощь
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», тест по теме «Родственные слова», разноуровневые задания по теме, сигнальные карточки
ХОД УРОКА
1.Организация класса
- Здравствуйте, ребята! Я, добрая сказочница, на урок к вам спешила, любимые сказки с собой пригласила. Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
С помощью сигнальных карточек покажите свое настроение в начале урока.
Сказки мы любим за то,
Что в них побеждает добро,
Что звери лесные, болотные
Оказываются очень добрыми.
Что лягушка царевною станет,
Лиса заюшку хоть и обманет,
Петушок всем на помощь придет.
Сивка-Бурка Ванюшку спасет.
Только вдруг приключилась беда,
Все перепутала Баба Яга.
В сказки зло напустила она
И сказала: «Так будет всегда»
Только мы сможем сказкам помочь.
Разогнать колдовство ее прочь.
Вы на доску скорей посмотрите
Заклинанье перепишите.
2.Каллиграфическая минутка «Заклинанье на десятку»
( на доске запись)
Грасембладовунт Остимаре Груммопд Лайоносандера
3.Работа над тестом
1) Корень – это:
а) общая часть родственных слов;
б) общая часть слов.
2) Родственные слова – это:
а) слова, которые сходны по смыслу;
б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3) Какое слово не является однокоренным для остальных слов
а) гора; б) горе; в) горный; г) горка.
4) Найдите пару однокоренных слов
а) далёкий – удаляться; в) веселый – смешной;
б) рисунок – рисовый; г) гора – горевать.
5) Найдите слово, которое является однокоренным слову роза
а) розги; б) сразил; в) розочка; г) разогнать.
4.Работа по теме
( на экране появляется иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка» )
- Ребята, вы на экран скорей посмотрите. Что это за сказка, скажите!
Стоял у лисы дом ледяной,
Который от солнца растаял весной.
Лисичка-сестричка хитрой была,
К зайке попросилась, его ж и выгнала.
- Давайте поможем зайчишке.
Игра «ГДЕ СЛОВА РОДНЫЕ»
На доске записана рифмовка.
- Какие слова однокоренные? Почему? Что называется корнем слова?
- Если вы сделаете все правильно, лиса тут же убежит в лес.
( Ребята работают у доски по очереди, остальные с помощью карточек проверяют работу у доски)
Моряки, морской, моржи,
Корень, корешок, коржи,
Холод, холмик, холодок,
Носик, носит и носок,
Семя, семечко, семья,
Вдруг, подруга и друзья
- Молодцы! Но ледяная избушка-то растаяла. Нужно строить лубяную.
Разгадайте ребус.
ДОМ ДОМик ДОМище ДОМовой ДОМашний безДОМный
- Что вы можете сказать об этих словах? Назовите корень этих слов.
ИГРА « РАССЕЛИ ЖИЛЬЦОВ»
На доске находятся изображения двух рядом стоящих домиков. В первом живут родственники с корнем –лед-, во втором – с корнем –гор-. В оба домика одновременно приехали родственники. Они не знают, какой именно домик им нужен. Запишите в первый домик-столбик слова с корнем –лед-, во второй – с корнем –гор-.
СЛОВА: ледник, горка, ледовый, заледенеть, пригорок, горочка, ледокол, леди, горе.
( Ребята с помощью карточек проверяют работу обучающегося у доски)
- Какие слова « остались на улице»? Почему?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Но чтоб справиться с заданьем,
Отдохнуть мы все должны.
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
Раз – два – три – четыре – пять, -
Начал заинька скакать.
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись,
Влево – вправо повернись,
Раз – присядь, два – поднимись.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг – и ускакал.
На экране появляется иллюстрация к сказке «Маша и медведь»
- Ответьте мне, ребята, сами:
Что за сказка перед вами?
Машенька в лес за грибами пошла,
От подружек отстала, заблудилась она.
Михайло Потапыч бедняжку нашел,
Пожалел, приютил, пустил ее в дом.
Маша печку топила, пекла пироги,
Но очень скучала от дома вдали.
По дедушке-бабушке тосковала,
Сбежать от медведя втайне мечтала.
Вы, ребята, помогите,
Тропку Маше укажите.
- Поможет Маше слово мышь и вы. ( На доске начерчен путь , фигуркой Маши обучающийся передвигается по однокоренным словам. Как только путь выбран правильно, появляется фигурка бабушки и дедушки. А если путь выбран неверно, то фигурка медведя.)
Машеньке осталось только перейти мостик через речку, помогите ей. Постройте мостик из слов с таким же корнем.
- Вы, ребята, молодцы!
Машу к дому привели.
- Но помощи ждет еще сказка одна, в которой всем навредила Баба Яга.
- Что это за сказка?
- Назовите героев этой сказки.
ОТДЫХАЛКА
- Возможно ли это?
РОДСТВЕННИКИ
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя- Гусеница.
- Гуси-гуси?! Га-га-га!
- А летите вы куда?
Вы Иванушку украли,
Злой Бабе Яге отдали?
Чтоб Аленушке помочь
Братца милого найти.
Вам в тетрадях ваших нужно
Все в порядок привести.
- Исправьте ошибки в словах : дворник, моряки, перелесок, походка, больной, снежок, вареный.
Запишите эти слова, выделите корень.
( Ребята с помощью сигнальных карточек проверяют работу друг у друга)
- Вы отлично написали.
Аленушке помогали:
Гусей-лебедей прогнали домой.
Аленушку с братцем вернули домой.
Работа по учебнику над упр.113
5.Итог урока
- Скоро мы услышим звонок,
Пора заканчивать урок.
-За отличную работу сказки всех благодарят
И в подарок всему классу книжку подарить велят.
Вы эту книжку читайте, о дружбе, уме, добре
Честности никогда не забывайте.
- Ребята, вам понравилось на уроке? Что вам понравилось больше всего? С помощью сигнальных карточек покажите свое настроение в конце урока.
- Спасибо за работу! |