Скачать 81.64 Kb.
|
Тема урока: « Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Цель урока: 1) постараться увидеть, каким предстал перед нами век Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Ход урока.
Чтение учеником стихотворения М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно» И скучно и грустно, и некому руку подать В минуты душевной невзгоды… Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят – все лучшие годы! Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,. А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно… Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,- Такая пустая и глупая штука… 3. -Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие ощущения оно у вас вызвало? -О чём это стихотворение? Как оценивает лирический герой мир и себя в нем? (У героя нет цели в жизни, не знает своего назначения в жизни, не видит смысла в жизни, ему одиноко, не познал любви, не испытал счастья в жизни, не достиг гармонии ни с окружающим миром, ни с самим собой). Учитель: Лирический герой стихотворения одинок, он страдает от своей бесприютности, тоскует по родной душе, «И скучно, и грустно»- страстная исповедь, горькие раздумья о жизни. В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии с самим собой и миром и осознанием тщетности, бесплодности человеческих желаний и страстей. Мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие характерны для этого произведения. 4–Чтобы лучше понять образ главного героя романа «Герой нашего времени», давайте определим, что это за время безверия, в которое и были написаны стихотворения «И скучно, и грустно…» и роман «Герой нашего времени».( 1 группа: историки. Презентация « Историческая основа романа «Герой нашего времени») Николай I -- укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов - это не только благородные побуждения уничтожить « разные несправедливости и унижения», но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жёсткий политический режим, установленный императором. Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – всё было разрушено. Это тяжёлые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Потребность освоить « ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию – характерная черта эпохи 20-30 годов Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных ( жёсткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис; чётко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, « глубокая и грязная река цивилизованной России, с её аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая всё». Сохранить в себе веру целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели ещё обрести ясность цели. Учитель: Человек и судьба, человек и его назначение. Цель и смысл человеческой жизни, её возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение. Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. 5. Реализация домашнего задания ( дома на карточки надо было выписать всё, что относится к образу Печорина) . Каким вы увидели Печорина в романе? Какие черты характера вы бы отметили в этом герое? ( Работа по роману). Печорин – представитель дворянской молодёжи. Той молодёжи, которая « в начале поприща вянет без борьбы, перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы…» неправильное воспитание, бессмысленное кружение в светском обществе, неумение найти смысл в жизни не позволили большинству из них подняться до понимания смысла жизни, своего предназначения, но, вместе с тем, они не могут примириться с существующей действительностью, своим пустым и никчемным существованием. В этом заключается главная причина их трагедии. Недюжинные натуры, которые вынуждены влачить жалкое существование среди мелочных идей, людей, дел. В наше время, время совершенно других идеалов и ценностей, множество людей пытаются найти смысл жизни, найти своё место в обществе, быть полезным этому обществу. Кому-то это удаётся, кому-то нет. Кто-то счастлив, кто-то, наоборот, озлоблен. Печорин, в поисках своего места в жизни, принёс много неприятностей окружающим его людям. При этом он пытается найти причины этого. Он постоянно находится в поиске: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей Печорин честолюбив и в его понимании честолюбие – это « …есть не что иное, как жажда власти, а счастье – всего лишь напыщенная гордость». Кроме того, Печорин эгоистичен, холоден. Его действия зачастую мелочны, направлены в никуда. «Если бы я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив» Печорин не верит ни в любовь, ни в дружбу. «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого… рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный…» «Да, я уже прошёл тот период жизни душевной, когда ищут только счастья, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, - теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими…» Печорин – человек действия, но его действия неприменимы для пользы обществу.он говорит: « Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». В итоге, такое состояние души приводит человека к неуверенности в своих силах. Печорин спрашивает себя: « Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные». Неуверенность, неустроенность- всё это выливается в отношения Печорина с окружающим миром, с окружающими людьми, жизни которых он разрушает. Печорин становится равнодушным, безнравственным человеком. Теперь становятся понятны эгоизм и равнодушие Печорина. « Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои духовные силы» , - откровенно заявляет он. Он дорожит своей свободой, как высшей ценностью: « Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…но свободы своей не продам» Печорин отличается от тех людей, которые его окружают. Он откровенно говорит о нежелании видеть у себя гостей, не стремится завязать никаких знакомств и связей. Поэтому мелкие тщеславцы считают его высокомерным. В доказательство могу привести слова драгунского капитана: «Эти петербургские слетки всегда зазнаются…» Отчужденность Печорина объясняется не высокомерием и аристократическим презрением к менее богатым людям, а его запросами и требованиями к жизни и людям Нельзя не видеть высокой культуры, широкого кругозора и разносторонней образованности героя Лермонтова. Листая страницы «Журнала Печорина», я все больше и больше узнавала его как человека, я поняла, что Печорин — человек незаурядный, с самобытным характером. Он отличается от большинства окружающих его людей силой и независимостью характера, глубоким, аналитическим умом. Речь его полна афоризмов, то решительных и конкретных: «Зло порождает зло», «На небесах не более постоянства, чем на земле», то парадоксальных, подчас обнажающих безверие и опустошенность герой: «Без дураков было бы на свете очень скучно», «Из двух друзей всегда один раб другого». В дневнике Печорина очень часто можно встретить слова о скуке, готовности умереть. Вспомним размышления в ночь перед дуэлью: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно…» Однако в душе героя за этой скукой таится огромная любовь к жизни. Доказать это я могу по тем страницам, где герой пишет о своей любви к природе — одном из самых цельных чувств Печорина. Вспомним: «Весело жить в такой земле! Какое-то огромное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка». Или: «Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Любовь Печорина к Вере — большое и искреннее чувство. Примером могут послужить переживания Печорина: «Одну минуту, еще одну минуту видеть ее», «…Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» Вывод ( Презентация «Основные черты характера Печорина») 6..Учитель: Таким увидели мы образ Печорина в романе. А каким увидели его критики и современники? Как они оценили роман Лермонтова ? Какую они дали характеристику главному герою? ( 3 группа: критики. Презентация « Роман «Герой нашего времени» и Печорин в русской критике») ( Появление романа М.Ю.Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе. Николай I находил роман « отвратительным», показывающим «большую испорченность автора». Профессор С.П. Шевырёв стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни. Раньше других с необычайной верностью оценил «Героя нашего времени» В.Г.Белинский, отметивший в нём «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества».) 7.Учитель: Чтобы понять и оценить героя романа, давайте поразмышляем над смыслом названия этого произведения. Как вы думаете, почему роман назван «Герой нашего времени»? ( 2 группа: исследователи ) (Первоначально название романа звучало так - « Один из героев нашего времени», но опытный журналист А.А. Краевский предложил иное название – « Герой нашего времени». Я считаю, что второй вариант наиболее точно отражает суть романа. Печорин – не один из всех, он «человек в толпе». Да, в нём собраны все пороки молодых людей того времени, но в отличие от них, он умный, мыслящий, ищущий свой путь. В «Герое нашего времени» автор выделяет из этой толпы одного и, рассказывая о нем, дает психологический портрет всех.) Вывод (вынести на интерактивную доску): « Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» ( М.Ю.Лермонтов) 8.Учитель: «Герой нашего времени» пронизан гуманными идеями. Роман приводит к мысли о необходимости свободы, приносит читателю эстетическое наслаждение. Богатство содержания, правда жизни, художественное совершенство сделали произведение Лермонтова неувядаемым, вечной книгой, которая побуждает к размышлениям. Именно в золотую пору юности каждый из вас должен задуматься о будущем, о смысле и назначении своего пребывания на земле. Об этом подумали и наши ученики. 4 группа: творческая. Сочинение-эссе « В чём я вижу своё предназначение? Для чего я живу на земле?» ( Мамонова Анастасия) (Приложение № 1), стихотворение, написанное ученицей этого класса Большаковой Мариной.( Приложение № 2) Итог урока: Каким я увидел главного героя романа «Герой нашего времени»? ( Перед нами сильная, недюжинная личность, не находящая себе места и цели в жизни, чуждая окружающему обществу, внутренне противоречивая.) Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему « Мог ли такой роман появиться в наше время? или нынешнюю молодёжь не в чем упрекнуть?» |