Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 76.65 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.04.2014
Размер76.65 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Урок: траектория развития.

Статья опубликована в сборнике «Современный урок в контексте реализации ФГОС» по материалам научно-практической интернет-конференции. Томск, 2013 г.
Скворцова Ольга Витальевна.

Заместитель директора по УВР МБОУ

«Рыбаловская СОШ» Томского района.

В современных условиях, когда меняется парадигма образования и в школах активно осуществляет переход на ФГОС, противоречия между традиционным уроком, уровнем подготовки учителя, его многолетним опытом, который зачастую становится тормозом, и современными требованиями к уроку становятся более заметными. Для меня, как для человека по обязанностям своим работающего с педагогами, очевидно, что в новых условиях должен быть урок иного содержания и иного исполнения.

Урок сегодня следует рассматривать как ядро, центр образовательного процесса, от которого и к которому идут все направления жизнедеятельности всего школьного коллектива. Поэтому отдельно взятый урок отдельно взятого учителя отражает ту образовательную среду, которую формируют все члены коллектива, а не только этот учитель. В настоящее время целесообразно, актуально рассматривать урок именно с этой позиции: не как отдельное звено, а как значимое звено общей цепи. УРОК - динамичная система взаимодействия ученика-учителя, ученика-ученика, учителя-ученика, которая имеет и отражает

  • развитие внутри самого урока;

  • развитие внутри системы уроков по данной конкретной теме;

  • развитие внутри той технологии, которую использует учитель;

  • развитие внутри Программы развития школы, т.к. каждый учитель участвует в ее реализации;

  • развитие внутри актуального для школы направления в данный момент.

Информационный диапазон урока очень широкий. Он дает представление о сложившейся системе контроля, об уровне методической грамотности педагога и администрации, осуществляющей контроль, о применяемых в коллективе и в работе конкретного педагога технологиях, об инновационной практике учителя, об уровне воспитанности учащихся, об уровне формирования компетенций, о результатах образовательной деятельности, материально - технической базе, направлениях развития школы…

Наша школа реализует Программу развития «Школа – образовательный центр». Если вариативная часть учебного плана, внеурочная деятельность допускает занятия в разновозрастных группах, творческие мастерские, кружковую деятельность, занятия по интересам в студиях, индивидуальные занятия..., то федеральный компонент учебного плана будет реализовываться через урок. Какова траектория его развития? Каким должен быть современный урок? Как подготовить учителя к работе в иных условиях? Эти вопросы, думаю, актуальны для администрации каждой школы, особенно – сельской, где проблема нехватки, старения и эмоционального выгорания кадров стоит наиболее остро.

Посещая уроки коллег, анализируя результаты анкетирования учащихся (Приложение. Урок глазами учеников), я определила самые главные недостатки сложившейся практики уроков, которые не только не отвечают современным требованиям, но являются тормозом в развитии и формировании образовательной среды. С моей точки зрения, ранжирование взаимосвязанных недостатков может быть таким:

  • Учитель испытывает трудности в целеполагании, определении задач, обосновании выбора методов, форм.

  • Однообразие форм, типов, структуры уроков. Уроки-близнецы.

  • Длительное использование одной технологии или неумелое ее применение, а также отсутствие образовательной технологии.

  • Гипертрофированное применение тех или иных средств (чрезмерная наглядность, ТСО тормозят абстрактное мышление).

  • Бедность арсенала в выборе методов обучения, которые зачастую вне личности ученика.

  • Стремление учителя к разнообразию ради самого разнообразия.

  • Формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов на уроке.

  • Слабо учитывается психологическая характеристика личности конкретного ученика, психологические условия обучения.

  • Отрыв материала от практики, жизни.

  • Недопонимание со стороны учителя принципиальных изменений в образовании и требований к современному уроку.

Коллектив учителей нашей школы можно считать стабильным, средний возраст – 44 года, средний педагогический стаж – 23,3 года. Это говорит о том, что работают педагоги, опыт которых сформировался в иных условиях, при иных обстоятельствах. Чтобы коллектив развивался в инновационном режиме, чтобы урок соответствовал современным требованиям, необходимо администрации перестроить управленческую работу:

  • повысить мотивацию учителя;

  • модернизировать работу методической службы;

  • совершенствовать систему мониторинга, диагностику.

Со стороны учителя должна быть также перестройка:

  • самоанализ деятельности, предполагающий пересмотр, ревизию критическое переосмысление своего опыта;

  • научно-методический и личностный рост.

Именно поэтому в течение последних лет работа МС, школьных МО, творческих групп была направлена на то, чтобы помочь учителю адаптироваться в новых условия, применить, преумножить, а не перечеркнуть свой опыт. Перспективу развития урока 21 века мы видим в том, чтобы научить учителя проектировать цели урока, которые соответствуют как традиционным направлениям – обучения, развития, воспитания, коррекции, так и актуальным для современного урока - оздоровления, креативности, коммуникативности. Однако возможности небольшой сельской школы невелики, поэтому администрация школы способствует тому, чтобы педагоги принимали самое активное участие в профессиональных конкурсах разного уровня, фестивалях, научно-практических конференциях, очно-заочных семинарах, чтобы они постоянно находились в процессе обучения, получения актуальной информации, анализа своего опыта. Все новое, интересное, что узнают учителя, чему научились они вне школы, становится затем предметом обсуждения на методических советах, внедряется в практическую деятельность учителей школы.

Траекторию развития урока 21 века мы видим в тех ориентирах, которые сформулированы во ФГОСах, а именно в

  • реализации компетентностного подхода;

  • формировании философии урока, при которой главный ориентир – личностный выбор, практико-ориентированный характер обучения;

  • в приведении в соответствие цели, задач, формы, типа урока;

  • в совершенствовании форм урока, применении современных образовательных технологий;

  • в объективном, грамотном, всестороннем самоанализе урока учителем.

Виды, типы, формы современного урока, описанные Лизинским В.М., Левит М.В. (журнал «Завуч», 2010, № 8), говорят о широчайших возможностях сделать урок ярким, насыщенным, современным: Урок – викторина. Урок – поиск. Проектный урок. Урок без учителя. Урок –экскурсия. Урок-экспедиция. Урок взаимообучения. Урок-семинар. Урок без правил.

Стихотворно-музыкальный. Урок-тестирование. Урок-дискуссия.

Пресс-конференция. Комбинированный урок. Урок-рассказ. Урок-сказка.

Проблемно – обучающий зачет. Конкурс знаний, умений и творчества.

Интегрированный урок. Урок – биография. Урок-отчет. Урок-экзамен.

Урок-практикум. Урок -переговоры. Урок-спектакль. Урок-соревнование

Урок-игра. Урок-конференция. Урок-лекция. Урок –поход. Урок-суд…

Однако такие уроки могут быть интересны только тогда, когда для учителя будут созданы условия, когда учитель будет пробовать от теории перейти к практике, внося свой, неповторимый вклад в коллективный опыт, когда он будет иметь материальный стимул и моральную поддержку работать в инновационном режиме. Новое исполнение урока нужно тщательно готовить.

Мне, как человеку, осуществляющему контроль и руководство, важно в работе с учителем сохранить следующие принципы анализа урока:

  • Гибкое сочетание контроля и доверия к учителю.

  • Анализ урока начинать с самоанализа урока учителем, в процессе которого учитель методически, профессионально растет.

  • На уроке хозяин – учитель, я – гость, даже если выполняю функцию контроля.

  • Все замечания, предложения высказывать в корректной форме, не навязывать свое видение конкретного урока или его этапа.

  • Не мешать учителю, а помогать. Привлекать опытных наставников.

Приложение.

Анкета для старшеклассников. Урок глазами ученика.

1.Считаешь ли ты, что твои одноклассники больше напряжены на уроках этого учителя, чем на других уроках?

А) да Б) иногда В)нет

2. Этот учитель использует интересные и нестандартные вопросы-задания.

А) да Б) иногда В)нет

3. Этот учитель-человек настроения, поэтому трудно предположить, какую отметку он поставит за ту или иную работу.

А) да Б) иногда В)нет

4. На уроках этого учителя тебе часто трудно сосредоточиться из-за шума в классе.

А) да Б) иногда В)нет

5. Этот учитель выстраивает свои вопросы и задания

А) в понятной логической форме Б) часто я не понимаю вопросов учителя

В) мне всегда трудно понять смысл его вопросов

6. Принято ли в вашем классе внимательно следить за ответами учеников на уроках этого учителя?

А) всегда Б)это зависит от требовательности учителя В)никогда

7. Считаешь ли ты, что учитель учитывает особенности твоих одноклассников (тревога, застенчивость, дефект речи, внешности и др.) и подбирает им для ответа индивидуальные задания?

А) да Б) только для тех учеников, к которым расположен В)нет

8.Оценки этого учителя для тебя более значимы по сравнению с оценками других учителей.

А) да Б)важны также как оценки других В) не придаю значения

9. Бывает ли так, что учитель не успевает объяснить новую тему, т.к.долго опрашивал материал прошлого урока?

А) да Б) иногда В)нет

10.Считаешь ли ты, что учитель заинтересован в твоем хорошем ответе?

А) да Б) иногда В)нет

11. Обычно учитель поддерживает отвечающего при затруднениях в ответе на отметку

А) да Б) иногда В)нет

12. Бывали ли случаи, когда учитель перебил тебя, стал торопить или, недослушав тебя, вызвал другого ученика?

А) да Б) иногда В)нет

13. Обычно, если класс не готов к уроку, учитель делает резкие замечания, угрожает плохими отметками.

А) да Б) иногда В)нет

14. Считаешь ли ты, что отметки этого учителя соответствуют уровню твоих знаний?

А) да Б) иногда В)нет

15.Оспариваешь ли ты отметку, которая тебе кажется несправедливой?

А) да Б) иногда В)нет

16. Существует ли у данного учителя система проверки учебного материала: зачеты, семинары, творческие задания, исследовательские работы и др.

А) да Б) иногда В)нет

17.Верно ли, что неуспевающие или плохо успевающие ученики становятся предметом насмешек со стороны учителя?

А) да Б) иногда В)нет

18.Переходит ли учитель при оценивании ответов на оценку личности (лентяй, бездельник, глупый…)?

А) да Б) иногда В)нет

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск