Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 91.29 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.04.2014
Размер91.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Султанова Клавдия Акимовна

учитель истории и обществознания

МКОУ ООШ села Гвардейское

Красноармейского района

Саратовской области

«Использование логико-смысловой модели на уроках истории»

В последнее время все более расширяется информационное поле в области таких предметов, как история и обществознание; ученик «утонул» в огромном количестве оценок, интерпретаций, суждений прошлого.

Как же ему усвоить необходимую информацию ?

Необходимо отметить, что одни учащиеся лучше усваивают материал, если увидят его написанным на доске или прочитают в книге, другие – если его объяснить устно, третьим надо непременно всё сделать самим (провести опыт или нарисовать схему). Это связано с тем, что преобладающий канал восприятия может быть различным: у одних – аудиальный (лучше усваивают на слух), у других – визуальный (доминирует зрение), у третьих – кинестетический (запоминают при помощи движений). К тому же, психологи доказали, что информация в вербальной форме по теме урока усваивается не более, чем на 30 %, а в визуальной достигает 90 %.

Для решения выше перечисленных проблем необходимо использование универсальных, наглядных, программируемых, материализованных понятийно-образных моделей.

Наиболее эффективным считаю применение ЛСМ (логико-смысловая модель)

Понятие «логико-смысловая модель» было введено В. Э. Штейнбергом для представления знаний в виде многомерной модели, состоящей из двух компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов). Использование логико-смысловых моделей (ЛСМ) может значительно повысить эффективность обучения, позволит учесть тип познавательной деятельности учащихся (право- и левополушарные). Особенно эффективно использование ЛСМ для учащихся с правополушарным типом познавательной деятельности, которые склонны рассматривать частности, слагающие целое, осуществлять поиск общей картины и смысла явления и для которых основной метод познания — дедуктивный (от общего к частному). Построение ЛСМ способствует формированию целостного восприятия любой информации.

Логико-смысловая модель позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику двух явлений, событий , найти сходства и различия между ними. Выявить основную проблему и найти ее решение.

Использование ЛСМ позволяет решить целый ряд важнейших задач:

- логически выстраивает материал, дает возможность правильно отобрать информацию;

- позволяет выделить причинно–следственные связи и закономерности исторического развития;

- выделяет основные термины и понятия, развивает предметную речь учащихся;

- вооружает ученика и учителя необходимым инструментарием для анализа исторического процесса;

- соединение вербального и визуального каналов информации приводит к резкому повышению усвояемости материала.

При изучении и разработке данной технологии я опиралась на труды В.В.Давыдова, А.Н.Гумилева, В.Ф.Шаталова, П.Я.Гальперина. В их концепциях обучение и развитие предстают как система интенсивного всестороннего развития личности, которая формируется путем анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования. Несомненным достоинством данной технологии является то, что она позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Как же построить такую модель?

Конструирование модели включает следующие процедуры:

- в центр будущей системы помещается объект конструирования: тема, проблемная ситуация и т.п.;

- определяется набор координат – «круг вопросов» по проектируемой теме, в число которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения, содержание, способы изучения, результат

- определяется набор опорных узлов – «смысловых гранул» для каждой координаты, путем логического или интуитивного определения узловых, главных элементов содержания или ключевых факторов для решаемой проблемы;

- осуществляется перекодирование информационных фрагментов для каждой гранулы, путем замены информационных блоков ключевыми словами или словосочетаниями.

- выполняется ранжирование гранул и расстановка на координатах путем выбора оснований и формирование однорядовых шкал.

Учебная модель – это особая форма наглядности, которая рождается на глазах учеников в момент объяснения и оформляется в тетрадях и позволяет представить более четко те свойства изучаемого явления, которые нас интересуют. При проектировании моделей, схем у ученика включаются в работу и слуховая, и зрительная, и смысловая память, что значительно повышает интеллектуальную активность. Модели не даются в готовом виде. Дается только каркас. Заполняем его вместе с учениками.. Круг вопросов по теме (названия координат) подлежит совместному обсуждению. Связи между узлами выявляются и объясняются учащимися, так как эти учебные действия являются одними из важнейших для успешного обучения. Отдельные узлы или координаты предлагаются учащимся для самостоятельного заполнения.

Рассмотрим построение логико-смысловой модели при изучении темы «Перестройка» в 9 классе.
Цели урока:

Выяснить необходимость проведения реформ в стране.

Охарактеризовать содержание проведенных реформ.

Оценить их результаты и влияние проведенных реформ на дальнейшее развитие нашего государства.
 При изучении данной темы мы составим логико-смысловую модель «Перестройка».

На координате №1 мы отметим главные цели нашего урока. На координате №2 – причины реформ, которые выведут ученики на основе уже изученного материала.

Ученикам предлагается познакомиться с подразделом учебника «Курс на ускорение» и   выделить основные пути его осуществления. Эти основные пути программы мы отмечаем на координате №3 «Ускорение».

 Координата №4 «Демократизация» заполняется   в результате объяснения учителя.

Координата №5 «Этапы перестройки» заполняется в  результате работы учащихся с учебником.

 Координата №6 «Реформа политической Системы» заполняется в результате объяснения учителя и  работы учащихся с текстом закона «О выборах народных депутатов СССР

При выполнении домашнего задания ученикам предлагается не только проанализировать материал учебника, но и дать свою оценку проводимых реформ, и попытаться самостоятельно заполнить  координаты №7 и №8 – «Результаты» и «Последствия». 

Таким образом, благодаря дидактической многомерной технологии, мы   не просто познакомились с новым материалом, но и четко выделили цели изучаемой темы, причины реформ, выделили узловые моменты каждого направления реформ, выстроили их в логической последовательности, показав, что каждое новое направление реформирования, вызвано неудачами реформ на предыдущем этапе и предложили ученикам самостоятельно смоделировать дальнейшее развитие событий.

Еще приведу пример одного урока . Это урок в 6 классе «Феодалы. Их место в средневековом обществе.»

Цели урока: выяснить сферу влияния и уровень зависимости феодала от представителей разных сословий;

формировать умения увидеть проблему, поставить цели и задачи, выдвинуть гипотезу, проверять её, искать новые факты, которые подтвердили бы выдвинутую гипотезу; закрепить навыки работы учащихся по составлению и использованию в работе логико-смысловой модели; привлечь учащихся к результативной работе в группах; провести в исследовательских группах рефлексию проделанной работы; развивать познавательную активность.

На уроке ставится проблема: «Свободен ли феодал или нет». Чтобы решить эту проблему, рассматриваем отношения феодала с другими группами средневекового общества, их права и обязанности.

Класс делится на группы, каждая группа получает для изучения документ.

1 группа - рассмотрела историю возникновения феодалов и выяснила условия формирования феодального сословия. Феодалы владеют землями и обладают свободой.

2 группа – выяснила, что феодалы-землевладельцы и крестьяне зависят друг от друга. Т.е. феодалы не свободны.

3 группа – рассмотрела отношения между феодалами и духовенством. Сформировалось 3 самостоятельных сословия. В отношениях между сословиями феодалы являются свободными.

4 группа – рассмотрела отношения между феодалами. В XI веке возникла система вассалитета. Следуя законам средневекового общества, феодалы могут зависеть друг от друга.

Т.о. мы видим, что несмотря на богатства и власть феодалы не были свободными. Наша гипотеза не подтвердилась.

Когнитивная визуализация даёт мощный импульс повышению управления умственной деятельностью и внешними действиями. Учащиеся самостоятельно организуют процесс работы: программируют операцию по усвоению знаний, выполняют переработку информации по разработанному алгоритму, контролируют качество выполнения операций. Меняется и психология ученика: из потребителя знаний в готовом виде он преобразуется в добытчика и созидателя, формирует навыки исследователя, приобретает собственное мнение, навыки дискуссии, умение работать со многими источниками и выделять главное, стержневое в них.

В целом, ЛСМ занимают свободную нишу универсальных дидактических «орудий» педагога и учащегося, дополняют существующие методики обучения и подготовительной деятельности, активизируют и улучшают использование профессионального багажа педагога, изменяют личностное отношение педагога и учащегося к учебным предметам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология/Директор школы – 2009. – №1 - с. 49-52

2. Добриневская А.И. Многомерное пространство учебно-позновательной деятельности и качество образования учащихся/Кіраванне ў адукацыі. – 2007. - №11

3. Добриневская А.И., Мещерякова Л.И. Дидактический инструментарий учителя истории: логико-смыслолвые модели/Гісторыя: праблемы выкладання – 2009.-№3 – с. 7-12

4. Запрудский Н.И.Моделирование и проектирование авторских дидактических систем/Пособие для учителя – Минск – 2008

Приложение 1.
Цели урока
последствия

Причины реформ


Перестройка


результаты ускорение


демократизация

реформы политической

системы
этапы перестройки

Приложение 2
король и феодалы феодал феодал
феод
обязанность служить вассал
независимость от короля феодальная лестница



Свобода феодала


Пересечение интересов Крепостные

Рента за землю

Отстаивали свои права захват

покровительство

Духовенство и феодалы

Феодалы
и крестьяне

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск