Скачать 25.46 Kb.
|
Мастер-класс «Формирование личностных УУД на уроках в условиях реализации ФГОС НОО» Малыгиной Ольги Викторовны, учителя начальных классов, первой квалификационной категории Вступление. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – обеспечивают умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор. Личностные УУД - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества. Исходя из этих определений, выведем формулу сформированности личностных УУД для обучающегося. Формула: «Я осознаю себя как личность; умею себя оценить; понимаю важность ценностей: Россия, Родина, семья». Аспекты личностных УУД: - самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) - смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») - морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков). Формирование личностных УУД прослеживается на всех уроках, но в большей степени на уроках: • литературного чтения; • окружающего мира; • изо • технологии • музыки Рассмотрим формирование аспектов личностных УУД на основе учебного материала: -самоопределение и самопознание формируются: - на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений; - основы гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и сопричастности подвигам его граждан. Через систему заданий: - ориентирующих младшего школьника определить, какие модели языковых единиц им уже известны, а какие нет. Задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»; - оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос». -смыслообразование: - через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; Через систему заданий: - тексты, в которых обсуждаются серьезные проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей. - стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей. - тексты, посвященные тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем). Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Нравственно-этическая ориентация: - через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; - эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения; Практическая часть. На примере текста «Моя семья» из учебника «Азбука» с.88 проводится коллективное выявление личностных УУД с группой слушателей по тексту «МОЯ СЕМЬЯ». Задание: - Прочитать текст «Моя семья»; - Определить, какие личностные УУД мы будем формировать при работе с данным текстом. Заключение. При правильном подходе учителя к УМК ПНШ в сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы: внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. |