Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации28.04.2014
Размер1.93 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Философия > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
А.Л.Доброхотов

Данте Алигьери

  - Москва: "Мысль", 1990. - 208 с.

(Мыслители прошлого)

 

Глава   I.   INTELLIGENZA  NOVA.................................... 4

Глава   II.   ЕВРОПА ДУЧЕНТО..........................................9

Глава   III.    ИТАЛИЯ  ТРЕЧЕНТО................................... 51

Глава    IV.    ПРИТЯЖЕНИЕ   НЕОБХОДИМОСТИ ......81

Глава   V.   ВОСХОЖДЕНИЕ К СВОБОДЕ   .................125

Глава   VI.   ВОЗНЕСЕНИЕ К ИСТИНЕ   ....................... 154

Глава  VII.  VITA NOVA................................................... 188

ЛИТЕРАТУРА................................................................... 197

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................. 202

УКАЗАТЕЛЬ  ИМЕН ........................................................206
А.Л.Доброхотов

Данте Алигьери

  - Москва: "Мысль", 1990. - 208 с.

Глава   I.   INTELLIGENZA  NOVA

...Все знания, все поверия, все страсти средних веков были воплощены к преданы, так сказать, осязанию в живописных терце­тах Dante.

А.С.Пушкин


 

Произведение наиболее зрелое и содержа­тельное внутри себя, подлинный художествен­ный эпос христианского католического средне­вековья, величайший сюжет и величайшая поэ­ма — это «Божественная Комедия» Данте.
Г.В.Ф.Гегель

 

...В   Данте..-   десять  пребывавших   в   немоте веков   чудным  образом   нашли  себе  выражение.

Т.Кaрлeйль

 

 

Данте Алигьери, человек-светоч…

В.Гюго

 

 

Глава   I

 

INTELLIGENZA NOVA

 

Данте   как   мыслитель — не  такая  уж бесспорная  тема.  Его  мировоззрение — детально   изучено   и   истолковано   в бесчисленных научных трудах, его роль в мировой культуре представляется достаточно отчетливо, но когда мы читаем обстоятельную многотомную исто­рию литературы, то узнаем из нескольких абзацев, что у Данте была своя философия, отразившая те или иные тенденции средневековья, когда же обра­щаемся к истории философии, то узнаем, что Дан­те  велик   как   поэт,   выразивший   идеи   философов на языке литературы.  Роль  иллюстратора средне­вековой философии не совсем вяжется с тем влия­нием, которое Данте оказал на умы последующих столетий. Не теряем ли мы что-то, оставляя Дан­те без  «места»  в истории  философии?  Во всяком случае  требуется  большая  точность   в  постановке основного вопроса нашего исследования — о фило­софии   Данте.   Данте-философ   легко   может   быть скрыт   в  тени   своего   литературного   величия   или же сведен к идеям и источникам предшествующих времен. Чтобы избежать этого, надо очертить сфе­ру поисков.

Задача этой книги была бы выполнена, если бы удалось показать, что «Комедия» оказалась синте­зом, по существу создавшим новую идейную ре­альность, несводимую к значению своих составляю-

4

 

щих и даже, до некоторой степени, исполняющую то, что в виде обещания и проекта существовало в средневековой философии.

Не приходится сомневаться, что Данте сумми­ровал многое из сделанного христианскими и араб­скими мыслителями. Бесспорно, что некоторые его идеи предвосхищали Возрождение и Новое время. Но, рассматривая Данте как звено в цепи идей, мы рискуем проглядеть то, что сделал именно Дан­те и именно для философии. Чтобы избежать это­го, следует — как это ни парадоксально — сосредо­точить внимание не на собственно философских сочинениях Данте, а на «Божественной Комедии», в которой воплотилось дантовское видение мира. Преимущественное внимание к «Божественной Ко­медии» необходимо кратко обосновать.

Мы знаем, что некоторым явлениям литературы выпадает особая роль в процессе формирования фи­лософского сознания эпохи. Гомер, Гёте, русский роман XIX в. — это неотъемлемые составляющие философской культуры. Иногда такого рода тво­рения появляются как итог философской эпохи, иногда они предшествуют ей, образуя почву для теоретических построений. Но во всех случаях у этих произведений есть какие-то особенности, обес­печивающие им долгую жизнь в истории филосо­фии. Поэтому философская эпоха не может быть полноценно представлена без осмысления своих литературных отражений. Определить эти особен­ности уместнее в Заключении, а не во Введении, но стоит сделать предварительное замечание: есть общая для философии и литературы область, в ко­торой и умозрение, и художественное воображение заняты одним и тем же, хотя и с привлечением разных средств,— это жизнь символов. Ее, пожа­луй, можно было бы рассматривать как цельный

5

 

процесс, а литературу и философию, образ и по­нятие,-— как два полярных момента этого процес­са. Тогда более понятным было бы то, что неко­торым художественным шедеврам — и среди них «Комедия» — довелось стать мощными источника­ми смыслового излучения, не угасшего с течением веков. Дело в том, что историки философии, очи­щая и уточняя свой предмет исследования, проде­лывают привычную процедуру выделения «идеи» как таковой из комплекса духовных феноменов. Ча­сто в результате получается беспомощная абстрак­ция, мало общего имеющая с тем «эйдосом», кото­рый многообразно являл себя и в мифе, и в лите­ратуре, и в этическом действии. Особенность «Ко­медии» в том, что она продемонстрировала обрат­ный процесс: идеи, которые на исходе XIII в. (или «дученто», как называют в Италии 1200-е годы) застывали в абстрактные схемы, были возвращены поэтом в исходную стихию познающей себя куль­туры и вдруг обнаружили источник своей силы, приоткрыли свою тайну.

Если мы признаём, что нельзя без остатка раз­ложить на сумму идей «Божественную Комедию», то мы должны сделать и следующий шаг: признать, что нельзя выделить «прогрессивную» часть миро­воззрения Данте и отграничить от нее «реакцион­ную». Известно, что К. Маркс называл Данте сре­ди своих любимых поэтов, часто его цитировал. В то же время Ф. Энгельс видел величие Данте в его тенденциозности, «партийном духе» (см.: 1, 4, 245) *. Странной была бы попытка разрушить

* Здесь и далее в скобках сначала указывается номер источника в списке литературы, помещенном в конце кни­ги, затем курсивом — номер тома, если издание много­томное, и далее — страницы источника; если страниц не­сколько, они разделяются точкой с запятой (ред.).

6

 

«тенденцию», чтобы выловить те или иные созвуч­ные сегодняшним нашим настроениям идеи,

Таким образом, нам надо будет соблюсти три условия, чтобы приблизиться к пониманию миро­воззрения Данте. Допустить, что эпоха, смысл и цели которой пытался выразить Данте, не только была звеном в исторической цепи, но и выдвинула самоценный тип культуры. Уделить особое внима­ние «Божественной Комедии» как уникальному ми­ровоззренческому синтезу. И наконец, смириться с тем, что понять мы должны цельный и полный феномен дантовского мышления, т. е. то, что он сам нам предлагает, а не то, что нам хотелось бы включить в «современность».

При этом неизбежно новое понимание, даже если мы будем уклоняться от задач переосмысления. Как только мы подойдем к тексту с самыми есте­ственными вопросами современного читателя, ко­торый скорее всего не знает необозримого множест­ва толкований Данте, накопившихся за 600 лет, но причастен историческому опыту человечества второй половины XX в., мы увидим то, чего рань­ше просто нельзя было увидеть, как нельзя, на­пример, увидеть какую-то часть дороги до пово­рота. Подобную перспективу Данте называет в последнем сонете «Новой Жизни» новым разумень­ем (intelligenza nova): это кристаллизовавшийся из размышлений и переживаний новорожденный дух, спешащий занять свое место среди ангелов высшей сферы, которых схоластики именовали «ин-теллигенциями».

Итак, мы должны быть готовы к изменениям в нас самих и в нашем традиционном понимании классики даже тогда, когда задача, которую мы ставим, предельно скромна. В классике парадок­сально соединяются образы седой древности и юно-

7

 

сти. Собственно, это один из главных признаков классики. «Малые» творения литературы и фило­софии — единожды прочитанные — живут в одном своем облике. Великое перечитывается заново каж­дым поколением и заново рождается. Отсюда, в частности, следует, что мы не изменим историче­скому подходу, если просто попытаемся прочесть Данте. Если мы достигнем того или иного уровня понимания, то новизна его будет неизбежна.

8

А.Л.Доброхотов

Данте Алигьери

  - Москва: "Мысль", 1990. - 208 с.

Глава  II.  ЕВРОПА ДУЧЕНТО

 

Эта и следующая главы посвящены эпохе и жизни Данте. В первой мы рассмотрим культуру Европы XIII в., место в ней Италии и раннее творчество Данте. Во второй — политическую и культурную историю Италии начала XIV в. в связи с жизнью Данте и его зрелым творчеством. Условимся не затраги­вать сложный спор о границе между средневеко­вьем и Ренессансом. Для наших целей достаточно выяснить лицо века и увидеть в нем черты ста­рого, нового и того, что принадлежит только это­му времени.

XIII век — одно из самых удивительных явлений европейской истории. Это эпоха наивысшего рас­цвета средневековой культуры, но и явственно об­наруживающегося кризиса. Эпоха итогов, но и проектов, которые, так и не воплотившись, оказа­лись все же той тенью, которую отбрасывают из будущего великие события. Время острых междо­усобиц, но и относительного единства Европы, ощущавшей себя некой целостностью с общими ценностями и идеологией, с единым культурным языком, интернациональной наукой. Наконец, вре­мя, которое много размышляло само о себе. Данте с его философией истории — не исключение. Об­щим было чувство важности свершающихся собы­тий, которые нужно было истолковать, в которых

9

 

надо было принять участие на той или иной сто­роне. Этот динамизм вряд ли можно объяснить только свойственными христианству взглядами на историю как на линейное развитие определенного сюжета. Динамично и само историческое время по­следних веков зрелого средневековья. XI—XIV ве­ка— это постоянное крещендо событий; лишь иног­да возникают паузы стабильности.

Посмотрим, в каких исторических рамках нахо­дится эпоха Данте. Может быть, самая ранняя граница — 800 г. Карл Великий получает импера­торскую корону и создает первый вариант Священ­ной Римской империи. Впервые феодализм полу­чает адекватное политическое оформление, гаран­тированное юридическими, политическими, военны­ми и религиозными реформами Карла Великого. Империя просуществовала недолго, но задан был канон политического творчества, и он закономерно отразился в творчестве культурном. «Каролинг­ский ренессанс» был первым экспериментом по созданию собственной духовно-политической куль­туры. Естественно, он обращался к античным об­разцам, но тип мышления был уже новый. Напри­мер, Иоанн Скот Эриугена, благодаря которому неоплатонизм становится постоянным элементом средневековой духовности, все же мыслитель хри­стианский даже тогда, когда оперирует исключи­тельно античной философской терминологией. Ин­тересная для нас веха — конец X в. Странная, но значительная фигура Оттона III—это как бы предвосхищение будущих устремлений XIII в. Идея, захватившая 16-летнего императора, была той же, что вдохновляла и Карла Великого: воз­рождение Римской империи. Но сейчас это скорее политическая утопия и идеологический миф. Эк­зальтированный властитель мечтает о великом хри-

10

 

стианском государстве, которое продолжило бы миссию Древнего Рима. Об идее Рима у нас еще не раз пойдет речь, а пока можно лишь отметить, что политический миф древности, возлагавший на Рим роль всемирной монархии, преобразовывался в средневековом сознании — постепенно и со зна­чительными смысловыми колебаниями — в миф о справедливом и благочестивом всемирном государ­стве, которое восстановило бы разрушенный грехо­падением мир на земле. Важная черта Оттоновой идеологии — отрицание теократии. Лозунги Отто­на— «Рим — столица мира», «Римская церковь — мать всех церквей» — предполагали, что римский папа лишь слуга императора, а последний несет на себе всю тяжесть ответственности за религиоз­но-политическую судьбу мира. У Оттона действи­тельно был помощник — Герберт Аврилакский, ко­торый в 999 г. стал усилиями Оттона папой Силь­вестром II. Это был один из крупнейших ученых и богословов своего времени, интересный, в част­ности, тем, что он одним из первых стал усиленно изучать и приспосабливать к христианской идео­логии арабоязычную философию и науку. Трудно сказать, сколь далеко продвинулся бы в своих за­мыслах Оттон, вдохновляемый Сильвестром II,— в 1002 г. он умер.

Следующей вехой можно признать события кон­ца XI в. Это, собственно, уже начало взлета куль­туры средневековой Европы. В этот период кри­сталлизуются все те феномены, которые будут играть определяющую роль в XII—XIII вя. Фор­мируется феодализм в его классическом виде. Феодальные отношения, т. е. отношения землевла­дельцев, связанных иерархией служения кооолю, и крестьян, лично свободных, но так или иначе при­крепленных к земле, приобретают в XI в. те чер-

11  

 

ты, которые мы обычно связываем с понятием феодального строя. Два события или, лучше ска­зать, процесса специфически окрашивают историю XI в. Это появление городов как нового типа со­циально-экономических отношений и начало кресто­вых походов. Мы можем вспомнить процессы, про­исходившие в эгейском мире в VII—VI вв. до н. э. и приведшие к возникновению античной полисной культуры. Тогда тоже решающую роль сыграли ко­лонизационные походы греков и возникновение го­родов-государств. Заметна изоморфность этих про­цессов, если учитывать, что в конце процесса мы видим в одном случае греко-римский республикан­ский строй, а в другом — буржуазные республики Нового времени. Но если мы обратимся к началу процесса, т. е. ко времени, когда появление нового раскрывало возможности феодализма, а не разру­шало его, то заметим особенности средневекового динамизма общества. Крестовые походы были кон­тактом с. культурой более высокого уровня. По су­ществу это были набеги варваров на культурный Восток, напоминающие ахейское вторжение на Крит. Поэтому крестовые походы оказались не до­нором, а реципиентом: они обогатили христианский Запад и в финансовом, и в духовном отношении и позволили ему осознать себя как целое.

Что же появляется в XI в. вместе с этими двумя феноменами? То, что называли городом до второй половины XI в., было военным или чисто адми­нистративным центром, своего рода нервным уз­лом, необходимым для связи разрозненных регио­нов Европы «темных веков». Но к концу XI в. мы видим новое явление: центр ремесла и торговли, преобразующийся в конце концов в культурно-по­литический центр. Особую роль сыграли металлур­гия и сукноделие: потребность в их продуктах сти-

12

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск