Скачать 10.01 Mb.
|
Г.С. Горчаков Издательство «Твердыня» 2006 Î ñìûñëå æèçíè Î ñìûñëå æèçíè è íàçíà÷åíèè ÷åëîâåêà è íàçíà÷åíèè ÷åëîâåêà УДК 141.201 (075.3) ББК 87. Г.С. Горчаков О смысле жизни и назначении человека: курс бесед (лек- ций) – Томск, «Твердыня», 2006, 765 стр. ISBN 5-93726-013-9 В книге впервые в истории мировой философской мысли да- ется представление о том, в чем заключается истинный смысл человеческого существования, о целях и задачах человека и че- ловечества в целом в земной и надземной жизнях. Книга даст ответы на многие жизненные вопросы любому человеку и помо- жет ему в самые трудные минуты его жизни принять правиль- ное решение, выбрать правильный путь жизни. Книга одобрена Ученым Советом Института Человекознания в качестве учеб- ного пособия для школ и вузов Новой культурной России. УДК 141.201 (075.3) ББК 87. ISBN 5-93726-013-9 © Г.С. Горчаков, 2006 © Оригинал-макет подготовлен издательским домом «Тверды- ня» (редакция международной газеты «Знамя Майтрейи»): г. Томск, пр. Фрунзе, 103/1, оф. 203 Тел./факс (3822) 44-16-51. E-mail: tvrd@tomsk.ru © Верстка: Ю.А. Давыдова 3 СОДЕРЖАНИЕ Вступление 5 Беседа 1. Ведущее начало как основной космический закон 6 Беседа 2. Человек как он есть 13 Беседа 3. Сознание 33 Беседа 4. Зачем надо знать космические законы 45 Беседа 5. Закон Эволюции 51 Беседа 6. Жизнь – смерть – безсмертие 69 Беседа 7. Закон перевоплощения 79 Беседа 8. Судьба (Карма) 97 Беседа 9. Смысл жизни 122 Беседа 10. Мысль есть явление сущего счастья 158 Беседа 11. Земля возможностей 176 Беседа 12. Земное назначение 184 Беседа 13. Космическое назначение 203 Беседа 14. Общее Благо 215 Беседа 15. Самоубийство как нарушение космических законов 223 Беседа 16. Счастье 230 Беседа 17. Справедливость 255 Беседа 18. Пути счастья найди в творчестве 262 Беседа 19. Свобода 272 Беседа 20. Труд 284 Беседа 21. Сотрудничество, кооперация 296 Беседа 22. Радость 304 Беседа 23. Любовь 315 Беседа 24. Быть как все 334 Беседа 25. Карьера, удача и успех 348 Беседа 26. Благополучие 374 Беседа 27. Собственность 382 Беседа 28. Самость 387 Беседа 29. Самоограничение 393 Беседа 30. Равнодушие 401 Беседа 31. Лень 404 Беседа 32. Воображение – как основа успеха 408 4 Беседа 33. Идеал 418 Беседа 34. Характер 422 Беседа 35. Совершенствование 428 Беседа 36. Духовное совершенствование 450 Беседа 37. Воля 457 Беседа 38. Освобождение 482 Беседа 39. Эмоции 500 Беседа 40. Страдание и сострадание 508 Беседа 41. Искусство общения 521 Беседа 42. Учитель как явление сущего счастья 545 Беседа 43. Земной путь ученичества 556 Беседа 44. Служение 576 Беседа 45. Служение Добру 589 Беседа 46. Устремление 608 Беседа 47. Жизнь – борьба 627 Беседа 48. Действие 636 Беседа 49. Подвиг 644 Беседа 50. Готовность 657 Беседа 51. Напряжение 660 Беседа 52. Опасность 663 Беседа 53. Страх 666 Беседа 54. Препятствия 670 Беседа 55. Сомнение 676 Беседа 56. Вера и преданность 680 Беседа 57. Совесть 686 Беседа 58. Долг 694 Беседа 59. Ответственность 698 Беседа 60. Закон жертвы 708 Беседа 61. Любовь к Отчизне 714 Список использованной литературы 760 5 Вступление Наука, наконец, должна обратиться к самому человеку, изучать его возможности, назначение в этой жизни, в иных мирах. Но люди словно боятся исследовать себя, как будто бы это приоткроет для них некую ужасающую тайну, и наука в целом просто панически бежит от человека и его изучения, самозабвенно занимаясь второстепенными вопросами. В результате тайна бытия так и остается тайной, человеческое существование – безсмысленным, научное познание – раз- дробленным, самодовлеющим. Наука призвана раскрыть че- ловеку его смысл и назначение, быть основой мировоззрения, но вместо этого она тащится на чуть ли не церковных задвор- ках, практически ничего не объясняя запутавшемуся в житей- ских противоречиях человеку. Никакая специальная наука не может заменить осознание назначения человека. Соединительное звено миров – человек. Он не должен забывать это. Удел его велик во всех областях труда. Он не может уклониться от даров, ему предоставлен- ных, иначе он станет источником бедствий. Особенно в дни Армагеддона человек должен помыслить о сущности своего здесь пребывания. Он не может отделять себя от предопреде- ленных возможностей. Наступила пора человеку знать самого себя, свое назначе- ние, смысл своего существования во всех мирах, знать Косми- ческие законы и строить свою жизнь соответственно им. 6 Беседа 1 ВЕДУЩЕЕ НАЧАЛО КАК ОСНОВНОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ЗАКОН • Закон Иерархии есть ведущее начало. (Живая Этика) • Высший Разум творит на Земле силою Иерархии. (Живая Этика) Тёмное невежество внушило чело- вечеству мысль, что оно одиноко во Вселенной, что оно явление исклю- чительное, что живет непонятно зачем. Но реальность совсем противоположна этим невежественным понятиям. Весь «пус- той и безжизненный» Космос преисполнен жизнью, ибо он сам есть ЖИЗНЬ. И на планетах, и в так называемом «пустом» пространстве существуют свои космические цивилизации. Це- лые сонмы Иерархий существ наполняют Космос, в том числе и нашу Землю. Непостижимо могучая для нас Иерархия Сил Света, объединяющая цивилизации Венеры и Юпитера, сотво- рила Землю и земное человечество в его современном виде и многие миллионы лет опекает его, и охраняет от многих бед. Скажет невежда: какое мне дело до этой Иерархии, когда у меня столько бед и несчастий, зачем мне знать про неё? Вот если бы она помогла мне стать счастливым, разрешила бы мне все мои личные проблемы, – тогда бы еще принял эту Иерар- хию. У меня вот ни жилья приличного, ни зарплаты, и жизнь вся никудышная – кто мне все это отладит? В целом оберегая всё человечество, не давая ему погибнуть, Иерархия Сил Света, или Великие Учителя, в то же время по- мощью невеждам не занимаются. Для таких лучший земной учитель - сама земная жизнь. Годы земных бедствий, тяжких трудов еще могут привести человека на путь познания спаси- тельного существования Иерархии Учителей. Только когда сер- дце человека преисполнится состраданием к обнищавшему че- ловечеству, когда это сердце загорится жаждой подвига во имя спасения людей и устремится по пути Служения Общему Бла- Âåëèêèå Ó÷èòåëÿ 7 гу, тогда такой Воин Света, подвижник Общего Блага полной мерой может испытать счастье незримой помощи Высших Сил. Помощь эта идет главным образом в духе, ибо помощь в духе сильнейшая, иногда бывает и материальная – денежная. Силы Света бдительно следят за каждым тружеником Общего Блага и помогают ему проявить свою самодеятельность в служении. Великие Учителя – это совершенные люди. Они прошли все этапы человеческой эволюции и в своем устремлении к знани- ям и совершенствованию себя далеко опередили остальное че- ловечество. Много миллионов лет назад Они пришли с соседних планет –Венеры и Юпитера, чтобы помочь человечеству пройти тяжкими дорогами эволюции. У них не было лёгких путей. Они всегда были гонимы, убиваемы, мучимы, в то время как Они могли продолжать своё совершенствование и вкушать радос- ти творческой жизни в Высших мирах. Христос в совершенстве знал плотницкое и гончарное ремесло. Бёме шил сапоги, Сер- гий Радонежский жил в непрерывных трудах и его молитвой был труд. Они не проходили жизнь всемогущими магами, им не ру- коплескали толпы, зачастую они не знали людской любви и бла- годарности. Проклятия и угрозы, злоба и зависть, возношение на крест и огонь – таков был их удел. Они зачастую шли из гущи народной, ничем не был облегчен путь Их. Каждый из Них, нёс в себе Христа и распинал его во имя продвижения человечества. Мы порой поражаемся тем знаниям, той мудрости, которую показывают нам древние народы, но мало задумываемся, откуда эти знания, откуда эта мудрость. Почему так поразительно схожи эти учения у совершенно разных народов, везде они утверждают единство Божественной Жизни, из которой выросла Вселенная, тождественность духа человеческого и вселенского. Во всех из- лагается, что человек определенными способами улучшая свою нравственную природу, может развивать свою духовную жизнь и прийти к обладанию великими возможностями. Уже становит- ся невозможным отрицать всю глубокую мудрость, все знания и достижения великих цивилизаций. Но ведь их, древних людей, кто-то направлял, кто-то руководил ими. А единство духовных знаний говорит о единстве самого источника этих знаний – о су- ществовании Иерархии сил Света или Белого Братства. 8 Понять и признать существование Махатм под силу лишь тем, кто стремится выполнить каждое своё обязательство, стремится прожить свою земную жизнь во имя Общего Блага, покинуть её лучшим, чем он пришёл в неё, кто полон стремлений благород- ных, безкорыстных – стремления к Служению Силам Света. Так в ХХ столетии шли Елена Ивановна и Николай Констан- тинович Рерихи, им были даны все знаки, через них давалось последнее учение Сил Света – Агни Йога, или Основы Живой Этики. Они воочию неоднократно встречались с Махатмами, побывали даже в заповедной Шамбале. • Сыны Разума – их мы величаем Иерархами на Земле. (Живая Этика) Надо понять ещё раз, что Махатмы не есть нечто, свалившееся в готовом виде сверху. Жизнь за жизнью, во многих воплощени- ях они каждый раз проходили всё, что проходит любой человек на Земле: радовались и страдали, любили, отзывались на чужую боль. Не могли они уйти из этой юдоли печали и страданий к бла- женству, которое они заслужили. Каждой жаждущей помощи душе Они готовы протянуть руку помощи. Они, прошедшие через всё, что способна только учинить тьма человеческого невежества, дикости и суеверий. Как мать любит своё дитя и не может бросить его, так и Махатмы не могут оставить неблагодарное человечес- тво, упорно, терпеливо ведут немногие единицы по восходящей лестнице Эволюции. Великие Учителя – это духи, завершившие человеческую Эволюцию, Они достигли совершенства и больше им на Земле учиться нечему. То есть они достигли того состояния, которое христиане называют «Спасением», а буддисты – «Освобож- дением». Учитель Света воплощает в себе высшие результаты в интеллектуальном, моральном и духовном развитии. Они вы- учили все земные уроки, которые должно усвоить человечество. Но Они воплощаются из великого милосердия и сострадания к заблудившемуся в чёрных тенётах материальности человечест- ву. Как слепой не видит Солнце, а может лишь ощущать тепло, от него исходящее, так же и мы в силу ограниченности своих представлений не можем полной мерой оценить всю великую жертву Учителей Света. 9 • Неизбежность закона Иерархии тревожит тощий себя- любивый ум. (Живая Этика) Не вина Великих Учителей, а беда самих людей, что они ни- как не хотят принять Высшую помощь, осознать само сущест- вование Сил Света, разглядеть посланников этой Иерархии в своей земной среде и всячески помогать им на нелёгком пути Служения. Но обычно вся невежественная сущность людей об- рушивается всей своей мощью на таких посланников, отравляет жизнь Служителей Общего Блага, а нередко и лишает их земной жизни. Люди предпочитают оставаться во мраке своего земного существования, ибо инстинктивно понимают, что приближе- ние к Силам Света обязывает к безкорыстному Служению во имя Общего Блага, а на это они неспособны, их помышления не идут далее их маленького самостного «я», и они никогда не загрузят его ношей всего человечества. И вместо подлинного, настоящего, большого счастья они получают в лучшем случае крохотный кусочек суррогатного земного «счастьица» в виде различных преходящих удоволь- ствий. Они пускаются в безконечную погоню за развлечени- ями, материальными накоплениями, все более погружаясь во мрак земного корыстного существования и всё далее удаляясь от света спасительных истин. Они будут признавать различ- ные земные иерархии – от портного до домочадцев, от школь- ных учителей до губернатора и президента, даже до земного тёмного правительства, но наличие Сил Света не вмещается в скудный разум земного обывателя. Земным кротам мате- риальных побуждений страшно признать, что есть НЕЧТО, что предполагает иной смысл жизни, иное существование на Земле. Отвергая это ИНОЕ, им невдомёк, что тем самым они отвергают своё СПАСЕНИЕ, свою предназначенную Эволю- цию в Безпредельности. Они даже не могут понять, что зем- ное существование их не вечно, что рано или поздно придётся уходить с Земли в Безпредельность Миров, на которых земные помышления о сундуке золота, как условии счастья, просто никуда не годятся. Только путь самоотверженного Служения и есть единственный путь Спасения и дальнейшей Эволюции. Только для Служителя Эволюции существование Иерархии 10 Сил Света есть отрада, есть сердечный зов, есть спасение, есть наставление ко Благу. Общение с Иерархией Сил Света есть сокровенное счастье, которое не купить всем золотом земли. • Только цепь Иерархии даст возможность восходить (Живая Этика). • Иерархия – есть планомерное сотрудничество. (Живая Этика) Наблюдается повсеместное явление утраты сотрудничества с Силами Света, ведь так меньше ответственности, можно огра- ничиться лишь словами поддержки и не нужно утруждаться на- пряженною находчивостью. Трудны людям степени высшие, но на них нужно вступать самостоятельно. Чем выше, тем труднее. Изъять из своей жизни руководящие силы - значит отрезать серебряную нить и выключить себя из цепи Эволюции. Каждое зло в мире зарождается от противодействия великому принципу Иерархии. Более всего человечество страдало от своей оторван- ности от Воли Высшей. Непризнание Высшей Воли усложняет все построения. Каждое строение держится на своем фокусе. Иерархия – это то, на чём держится сама жизнь, то, чем прогрессирует весь мир, то, чем слагается Эволюция, то, на чем слагаются лучшие страницы истории. Итак, не уйти чело- вечеству от великого закона Иерархии. Только саморазруше- ние может дать то направление, по которому идут лишённые понимания Иерархии. Так, тернии, направленные против Ие- рархии, обращаются в путь тёмный. Высший Закон стремится к Общему Благу, и дух челове- ческий нуждается в устремлении к Высшему Закону. Высший Закон – это Иерархия, Служение ей. Мы признаем Иерар- хию школьных учителей, иерархию начальства на работе, но почему-то отказываем в праве на существование Иерархии Сил Света в Космосе. • Явление исполнения Высшей Воли есть Иерархия Служе- ния. (Живая Этика) Закон Высшей Воли положен в основу всех действий. Закон Вы- сшей Воли даёт венец нашим делам. Как же можно уклониться от Указа Высшей Воли? Исполнители Высшей Воли идут к победе. Íàñóùíîñòü ñîòðóäíè÷åñòâà 11 Необходимо ясно, чётко и широко осознать Иерархию Сил Света, как единственный путь продвижения. Мы не умираем, лучшие из нас становятся Учителями Добрых Знаний и гото- вы нам оказать максимально возможную помощь. И на Зем- ле находятся высокие духовные подвижники, которых можно признать за Учителей. Подчинение низшего высшему лежит в основе всего Космоса. Подчинение низшего высшему приво- дит к очищению. Но человечество подчиняет низшему то, что должно главенствовать, и хочет быть счастливым. Так вместо развития сердца, всё свое внимание человечество уделяет ин- теллекту, который подсовывает людям вместо истинного счас- тья жалкие суррогаты внешнего благополучия. Пусть человек научится обращаться к Миру Надземному, а пока он не желает общения с Источником Мощи. Много не- счастий подвергают толпы в отчаяние, но даже в бедствиях люди не согласны принять помощь. Кто отвергает Руку Водя- щую, тот остается в вечном заблуждении. Кто боится потерять свою индивидуальность, тот не имеет ее. Если бы люди помнили, что они ходят по краю пропасти. Без примыкания к Иерархии Сил Света конкретным служе- нием Общему Благу, конкретными земными делами они могут быть снесены в пропасть. • Горе идущим против Иерархии. (Живая Этика) Существование Иерархии есть основание всей жизни. Без иерархического принципа не может существовать ни государс- тво, ни любое учреждение, ни семья, ни наука, в которых сон- мища всяких ученых званий и должностей. Общество свобод- ных людей должно быть построено только по образу и подобию иерархического строения Космоса, то есть на духовной основе. Именно от общества исходит порабощающее начало, а от духа освобождающее. Преисполниться духом – значит предоставить себя в непос- редственное общение с Иерархией Света. Нужно готовиться к непосредственному Общению. Связь с Иерархией есть насто- ящее благословение со всеми последствиями. Скажут невеж- ды: «Мы много раз поносили все Высшее и, тем не менее, мы существуем; никакой огонь не спалил нас и ничто не угрожает 12 нам». Тогда позовем их на площадь, где в грязи пресмыкаются слепые нищие, и скажем: «Вот тоже вы». Поведем в темни- цы, поведем в рудники, поведем в пожары, поведем на каз- ни. Скажем: «Разве не узнаёте себя? Только пресеклась нить с Высшими, и вы летели в бездну». Без Иерархии не пройти. Лишь смирение духа и явление благо- дарности соответствует удаче. Кто же дал все возможности? Кто же дал направление? Кто же явил всё добро? Лишь Силы Светлые. Только осознание Высшей Воли может привести дух к на- значению, то есть к явлению сущего счастья – служению Об- щему Благу Эволюции, Иерархии Сил Света. Ищите друзей невидимых. Они оценят каждое ваше светлое устремление, и ничто не отклонит их благоволения, когда они убедятся в творимом вами подвиге. • Только на основе утверждения Начала Иерархии можно утвердить высшую возможность. (Живая Этика) Когда особенно трудно, надо обратиться к надземным по- нятиям. Иерархия Сил Света готова всегда слать помощь ус- тремлённому труженику Общего Блага. Сила человека не мо- жет быть исчерпана, если он помыслит о высших источниках. Сердечное общение с Иерархией Сил Света есть единствен- ный способ вознесения Духа. Умение поселить в Сердце своём священную Иерархию есть тоже умное делание, но такое де- лание приходит через труд. Не тратя времени на себя, можно среди трудов во имя Общего Блага приобщаться к Иерархии. Саморазрушение происходит там, где есть непослушание Иерархии Света. Вопросы для контроля: 1. Как вы понимаете принцип иерархии? 2. Соблюдаете ли вы на Земле принцип иерархии? 3. Вы признаете существование Иерархии Сил Света? 4. Что вы знаете об Иерархии Сил Света? 13 Беседа 2 ЧЕЛОВЕК КАК ОН ЕСТЬ • «Люди, вы боги». (Иисус Христос) • Человек есть высшее проявление Космоса. (Живая Этика) • Вдумайтесь в слово «человек» – оно означает ДУХ, или ЧЕЛО, преходящий веками. (Живая Этика) • Человек есть прообраз Создателя. (Живая Этика) Много есть тайн на свете, но среди них еще древние люди выделили наиглавней- шую: «Человек есть мера всех вещей», «Человек, познай самого себя». Но похоже, что эти фразы стали расхожими, их употребляют без какого-либо серьезного углубления в самый сокровенный смысл. Современным ми- ропредставлением человек воспринимается как некое двуно- гое существо, получившее разум благодаря примитивному и каторжному физическому труду и каменным орудиям произ- водства. Это смертная тварь, целиком зависимая от капризов мира и наделенная ужасающим чувством своей смертности, в отличие от всего другого – летающего, ползающего, бегающе- го. Человек, по такому миропредставлению, живет лишь затем только, чтобы, промучившись, в конце концов благополучно помереть. Церковные религии пытаются сдобрить эти пред- ставления утверждениями о посмертном существовании души, но люди мало верят в это. Людей инстинктивно не удовлетво- ряет ни современное научное миропредставление, ни церков- ное, фактически не объясняющие эту тайну природы человека. Для обывательской науки человек есть существо материаль- ное, физиологическое, экономическое, но только не духовное. Духовная природа признается чем-то иллюзорным, из облас- ти религиозных измышлений и сектантских поползновений. Какова же природа человека? Она двойственна и состоит из видимой части – физического тела и невидимой, в которую входят душа и дух, как наше высшее безсмертное «Я». Человек в себе вмещает два мира. С одной стороны, он как Ïðèðîäà ÷åëîâåêà 14 |