Скачать 44.42 Kb.
|
Урок по теме «Определенно-личные предложения». Цели: 1) дать понятие об определенно-личных предложениях; 2) отработать умение находить в тексте определенно-личные предложения; производить синтаксический разбор предложений; познакомить учащихся со сферой употребления определенно-личных предложений; формирование умения работать с текстом; 3) воспитывать интерес к возрождению казачества, его традициям, быту; внимание к художественному слову. Оборудование: сигнальные карточки, текст со стихотворение «Казак уходил на войну» каждому на парту, таблицы. Ход урока:
Целеполагание. - Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Надеюсь, что он будет для вас интересен и полезен. Тема сегодняшнего урока «Определенно-личные предложения». В ходе этого урока вы получите представление об определенно-личных предложениях, научитесь определять этот вид предложения в тексте познакомитесь со сферой употребления о/л предложений, с ролью о/л предложений. - Откройте тетради, запишите число, тему урока. II. Предкоммуникация.
Двусост. – с двумя главными членами предложения.)
Широко между берегами Что новенького в газетах пишут? катится величавый Дон. Люблю грозу в начале мая. Похолодало. Зима. - Прочитайте записанное на доске! - Это текст? (нет; это предложения, не связанные между собой по смыслу и грамматически) - Посмотрите внимательно на эти предложения, скажите, чем они отличаются друг от друга? (строением грамматической основы; здесь и односост. и двусост. предложения) - Прочитайте двусоставное предложение. - Назовите грамматическую основу предложения. Чем выражены главные члены предложения? - Прочитайте односоставные предложения. - Определите грамматическую основу этих предложений. Чем выражен главный член предложения?
- Что объединяет эти предложения? (они односоставные) - Односоставные предложения отличаются от двусоставных не только по своей структуре, но и по смыслу! - Кто может назвать это отличие? (односоставные предложения понятны без второго главного члена предложения.)
- Итак, наблюдения над предложениями показали, что односоставные предложения подразделяются на два вида: с главным членом предложения – сказуемым и главным членом предложения – подлежащим. - Посмотрите на таблицу и скажите, на какие виды по своему значению делятся односоставные предложения с главным членом – сказуемым? (о/л, н/л, безличные) - А как называются односоставные предложения с главным членом предложения – подлежащим? (назывное) - В центре внимания нашего урока будут предложения с одним главным членом предложения – сказуемым. О/л предложения. - Опираясь на таблицу, скажите, что представляют собой о/л предложения? (Это предложения с главным членом предложения сказуемым в форме 1-го и 2 лица ед. мн. числа) - Сюда можно добавить также: изъявительного и повелительного наклонений. - Кто еще озвучит таблицу? Вывод: о/л предложения – это предложения без подлежащего, но которое можно легко восстановить путем подстановки личных местоимений: я, ты, мы, вы, а сами предложения нетрудно преобразовать в двусоставное. - Преобразуйте это предложение в двусоставное. Читаю книгу. – Я читаю книгу. Идем по росистому лугу. – Мы идем по росистому лугу.
На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно.
- Перед вами тексты со стихотворением Виктора Михайловича Гусева, поэта, который своим творчеством способствует возрождению казачества, его традициям, воспевает казака как защитника Родины, готового в любой момент прийти ей на помощь. 1) Чтение стихотворения учителем. 2) Беседа. - Это стихотворение называется «Казак уходит на войну». - Как вы думаете, что отражено в названии: тема или идея произведения? (тема) - Какова тема? (рассказ о проводах казака в армию) - А какова идея? (казаки считали священным долгом защитить Родину; они были патриотами) - Найдите строки, в которых отражена идея (последнее четверостишие) - Какие художественно-изобразительные средства помогают раскрыть идею? (эпитеты, метафоры, олицетворение) - Назовите их! Эпитеты: на вольном, на синем, на тихом Дону; Походная песня, большая война, печальный рассвет, донская волна, Метафоры: зажегся рассвет, волна засверкала, возвращайся с победой. - Почему рассвет печальный? (символизирует прощание, пришла пора расставаться.) |