Скачать 70.73 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского района Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Текст как речевое произведение» Конспект составил учитель высшей категории Апкарян Каринэ Юрьевна Октябрь 2011г. Текст как речевое произведение Тип урока: обобщение и систематизация знаний Форма урока: урок-обобщение с элементами исследования Обучающие цели: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Текст как речевое произведение» в рамках подготовки к ЕГЭ: - повторить признаки текста; - уметь находить изобразительные средства языка; - уметь проводить комплексный анализ текста Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: - создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её Воспитательные цели: воспитывать такие нравственные категории, как терпимость, понятия внутренней и внешней красоты человека Оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка и экран. Ход урока:
Как вы понимаете слова писателя? Предполагаемый ответ: Человек должен следить не только за своей внешностью, но и за своими мыслями и поступками. Учитель: С каким понятием соотносятся слова «лицо, одежда»? А слова «душа, мысли»? Предполагаемый ответ: Лицо, одежда – внешний облик человека, душа, мысли – его внутренний мир. Учитель: А как вы относитесь к внешней некрасивости человека, непохожести на других? Возможно, ответ на этот вопрос мы найдём в предложенном тексте. Работая над ним, мы также должны обобщить знания по теории текста, провести его анализ. 3. Работа с предложениями текста. (Слайд №2) 1)Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. 2) Мы её не понимаем, а поэтому не любим. 3) Особенно в юности. 4) Порой мы бываем жестоки к непохожести. 5) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. Учитель: Перед вами ряд предложений. Можно ли их назвать текстом? Почему? Предполагаемый ответ: Нет, так как нет логической последовательности в построении. Учитель: Расположите эти предложения так, чтобы получился текст. Предполагаемый ответ: (Слайд №3) 1) Порой мы бываем жестоки к непохожести. 2) Особенно в юности 3) Мы её не понимаем, а поэтому не любим. 4) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. 5) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека.
Учитель: Докажите, что это текст. Предполагаемый ответ: Предложения, входящие в данный текст, связаны между собой по смыслу и структуре, расположены в определённой последовательности, которая отражает логику повествования. Наблюдается смысловое единство, членимость текста. Учитель: Какие средства связи вы наблюдаете в предложениях? Предполагаемый ответ: Морфологические – местоимение (её), видовременные формы глаголов (настоящее время, несовершенный вид), противительный союз (но), частица (ведь). Лексические – лексический повтор (настоящего), контекстные антонимы (такой – другой). Синтаксические – парцелляция (расчленённая конструкция) в предложении 2, синтаксический параллелизм в предложениях 4 и 5. Учитель: Какой ещё приём использует автор в предложениях 4 и 5? Предполагаемый ответ: Антитеза – противопоставление, усиливается противительным союзом но. Учитель: Определите способ связи между предложениями. Предполагаемый ответ: В тексте используется как параллельная, так и последовательная связь. В результате выполнения предложенных заданий учащиеся повторили следующие вопросы:
Эти знания необходимы учащимся при выполнении тестовых заданий в форме ЕГЭ (А-6,7,А-8,А-30, В-7,В-8). Далее учитель предлагает познакомиться с продолжением текста и приглашает к размышлению о нравственных проблемах, поднятых в нём.
(1) Порой мы бываем жестоки к непохожести. (2) Особенно в юности. (3) Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (4) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (5) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (6) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (7) А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (8) В жизни как раз не всё совпадает. (9) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (10) И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.
Учитель: Что значит быть непохожим: это плохо или хорошо? Предполагаемый ответ: Мы все разные, и это естественно. Если человек не такой, как я, это вовсе не значит, что он плохой. В нашем классе обучаются дети разных национальностей, вероисповеданий. Нужно уважать культуру и обычаи каждого народа. Учитель: В русском языке появилось новое слово толерантность. Оно означает терпимость. Поэтому давайте научимся быть толерантными людьми, терпимыми друг к другу. В предложениях 4 и 5 встречаются словосочетания «настоящий мужчина» и «настоящий человек». Какое понятие, на ваш взгляд, шире и в чём разница? Какими качествами должен обладать настоящий мужчина? Предполагаемые ответы: Понятие «настоящий человек» шире, чем «настоящий мужчина», потому что настоящий человек должен обладать не только качествами настоящего мужчины (мужественность, сила, смелость), но и нравственными общечеловеческими качествами (доброта, сострадание, толерантность). Учитель: Так каким же необходимо быть, чтобы вас назвали настоящим человеком? Предполагаемый ответ: Настоящий человек должен быть не только сильным и мужественным, но и добрым и сострадательным. Далее учитель предлагает продолжить комплексную работу с текстом, выполнив тестовые задания.
Предполагаемый ответ: Запись на доске речевой ситуации.(1-много, официальная обстановка, сообщение+воздействие) Делается вывод, что данная речевая ситуация свойственна публицистическому стилю речи. Тип речи – рассуждение, так как первое предложение содержит тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части даётся обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы и примеры. 2. В каком слове есть звук А (Слайд №5)
Предполагаемый ответ: В слове «определяют», так как звук «Я» находится под ударением.
Предполагаемый ответ: мы бываем жестоки, сказуемое составное именное.
Предполагаемый ответ: Способ образования суффиксальный от слова белозубый
Предполагаемый ответ: ближайшем, это прилагательное стоит в простой превосходной степени, образовано при помощи суффикса –айш-. В результате выполнения предложенных заданий учащиеся закрепили знания по фонетике, словообразованию (В-1), морфологии (А-10, В-2), синтаксису – нахождение грамматической основы (А-9), стилистике речи (А-30).
Не место красит человека, а человек место. Мал золотник, да дорог. Не всё золото, что блестит. Муравей невелик, а горы сворачивает. Предполагаемый ответ: Не всё золото, что блестит. Учитель: Как вы понимаете эту пословицу? Предполагаемый ответ: Не всегда внешне привлекательный человек красив душой. И наоборот. Учитель: Да, к сожалению, внешняя красота человека не всегда гармонирует с внутренней. Вспоминаются слова И. Шевелёва: «При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства». (Слайд №7) Итог урока: Скажите, есть ли связь между словами А.П. Чехова и И. Шевелёва. (Слайд №8) Предполагаемый ответ: Да, оба гуманиста говорят о внутренней и внешней красоте человека, о необходимости гармонии между этими двумя нравственными категориями. Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В человеке должно быть всё прекрасно…» Данная работа способствует развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся при выполнении части С ЕГЭ. |