РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Искусство (музыка)
Согласно учебному плану МОБУ «СОШ ЛГО с. Ружино» на 2013 – 2014 учебный год на изучение
Предмета «Искусство (музыка)» в 6 классе отводится 1 учебный час в неделю.
Содержание 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки. Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности. Программа обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров. Предмет «Искусство (музыка)» в 6 классе изучается в следующем режиме:
| I учебная четверть
| II учебная четверть
| III учебная четверть
| IV учебная четверть
| всего за год
| всего часов
| 9
| 7
| 10
| 8
| 34
| контрольных работ
| 1
| 1
| 1
| 2
| 5
| творческих работ
| 1
| 2
| 2
| 2
| 7
|
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение. Для обучения используется учебно- методический комплект:
учебник - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 6 класс М «Дрофа» 2004;
рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 6 класс. «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2004;
нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 6 класс М «Дрофа» 2004;
фонохрестоматии.
Музыка 6 класс.
«В чем сила музыки». 34 часа – 1 час в неделю.
«Музыка души». -1 (ч). «Тысяча миров» музыки. - 8 (ч).
Наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство – память человечества. Какой бывает музыка. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Обобщение.
Как создаётся музыкальное произведение (25 ч). Единство музыкального произведения. – 1 (ч). Ритм. – 6 (ч).
«Вначале был ритм». О чём рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма. От адажио к престо. Мелодия. – 3 (ч).
«Мелодия – душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывает» нас самих. Гармония. - 4 (ч).
Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии. Эмоциональный мир музыкальной гармонии. Красочность музыкальной гармонии. Полифония. – 2 (ч).
Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Фактура. – 1 (ч).
Какой бывает музыкальная фактура? Тембры. – 3 (ч).
Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти. Динамика. – 2 (ч).
Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Чудесная тайна музыки.- 2 (ч).
По законам красоты. В чём сила музыки (заключение). – 1 (ч).
Перечень основных знаний и умений учащихся.
Учащиеся должны знать:
- в чём состоит сила музыки;
- главные выразительные средства музыки;
- взаимодействие между музыкой и другими видами искусства;
- навыки вокально-хоровой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
- отразить своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретённых из учебника для 6 класса;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 6 КЛАСС.
«В чем сила музыки».
| № П/П
| РАЗДЕЛЫ.
| КОЛ – ВО ЧАСОВ.
| 1.
| Музыка души.
| 1
| 2.
| Тысяча миров музыки.
| 8
| 3.
| Как создаётся музыкальное произведение.
| 25
| ИТОГО:
| 34
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ п/п
| Наименование раздела.
Тема урока.
| Кол – во часов
| Дата
| Раздел
| Тема
| « В чём сила музыки»
| 1 четверть
| 1.
| « Музыка души».
|
| 1
|
|
| « Тысяча миров музыки»
| 7 часов
|
|
| 2.
| Наш вечный спутник.
|
| 1
|
| 3.
| Искусство и фантазия.
|
| 1
|
| 4.
| Искусство - память человечества.
|
| 1
|
| 5.
| Какой бывает музыка?
|
| 1
|
| 6.
| Волшебная сила музыки.
|
| 1
|
| 7,8.
| Музыка объединяет людей.
|
| 2
|
| 9.
| Обобщающий урок.
|
| 1
|
| 2 четверть
|
| Как создаётся музыкальное произведение
|
|
|
| 10.
| Единство музыкального произведения.
|
| 1
|
|
| Ритм
| 6 часов
|
|
| 11.
| « Вначале был ритм».
|
| 1
|
| 12,13.
| О чём рассказывает музыкальный ритм?
|
| 2
|
| 14.
| Диалог метра и ритма.
|
| 1
|
| 15.16.
| От адажио к престо.
|
| 2
|
| 3 четверть
|
| Мелодия
| 3 часа
|
|
| 17.
| « Мелодия – душа музыки».
|
| 1
|
| 18.
| « Мелодией одной звучат печаль и радость».
|
| 1
|
| 19.
| Мелодия «угадывает» нас самих.
|
| 1
|
|
| Гармония
| 4 часа
|
|
| 20.
| Что такое гармония в музыке?
|
| 1
|
| 21.
| Два начала гармонии.
|
| 1
|
| 22.
| Эмоциональный мир музыкальной гармонии.
|
| 1
|
| 23.
| Красочность музыкальной гармонии.
|
| 1
|
|
| Полифония
| 2 часа
|
|
| 24.
| Мир образов полифонической музыки.
|
| 1
|
| 25.
| Философия фуги.
|
| 1
|
|
| Фактура
| 1 часа
|
|
| 26.
| Какой бывает музыкальная фактура?
|
| 1
|
| 4 четверть
|
| Тембры
| 3 часа
|
|
| 27,28.
| Тембры – музыкальные краски.
|
| 2
|
| 29.
| Соло и тутти.
|
| 1
|
|
| Динамика
| 2 часа
|
|
| 30.
| Громкость и тишина в музыке.
|
| 1
|
| 31.
| Тонкая палитра оттенков.
|
| 1
|
|
| Чудесная тайна музыки
| 2 часа
|
|
| 32,33.
| По законам красоты.
|
| 2
|
| 34.
| В чём сила музыки? ( заключение)
|
| 1
|
|
| Итого за год
| 34 часа
|
|
|
Планируемые результаты освоения программы по искусству (музыке) Изучение предмета «Искусство (музыка)» в 6 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении: 1 четверть
№
| тема урока
|
| тип урока,
вид деятельности
| прогнозируемый результат
| 1
| "Музыка души"
|
| Урок нового материала,
фронтальный
| Понимать определение «музыка души», уметь охарактеризовывать состояние и
настроение;
закрепить вокально-хоровые навыки
| 2
| Наш вечный спутник
|
| Комбинированный фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о роли искусства в жизни; уметь приводить примеры воздействия музыки на человека; закрепить вокально-хоровые навыки
| 3
| Искусство и фантазия
|
| Урок нового материала,
фронтальный
| Знать об источниках зарождения произведений искусства, уметь сформулировать собственные идеи,
закрепить вокально-хоровые навыки
| 4
| Искусство -память
человечества
|
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Понимать и объяснять выражение, уметь приводить примеры из разных областей искусства
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 5
| Какой бывает музыка?
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать различные классификации музыки (исполнители, жанры, темы)
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 6
| Волшебная сила музыки
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Уметь объяснить способность музыки влиять на состояние человека
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 7,8
| Музыка объединяет людей
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 9
| Обобщающий урок
| Обобщающий, групповой, индивидуальный
| Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков
|
10
| Единство музыкального произведения
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 11
| Единство музыкального произведения
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности»
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 12,
13
| О чем рассказывает ритм?
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать определение ритма в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 14
| Диалог метра и ритма
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Различать понятия ритма и метра в музыке, уметь схематически оформлять ритмические рисунки
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 15
| От адажио к престо
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать определение темпа в музыке, зависимость выбора темпа композитором
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 16
| От адажио к престо
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать виды темпов в музыке, познакомиться с латинской системой записи темпов
Познакомиться с прибором измерения темпа
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 2 четверть 3 четверть
№
| тема урока
| тип урока,
вид деятельности
| прогнозируемый результат
|
| 17
| «Мелодия-душа музыки»
| Урок нового материала
фронтальный
| Понимать значение выражения через смысловое содержание музыкального произведения, знать определение регистра
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 18
| «Мелодией одной звучат печаль и радость»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их. Знать определение высоты мелодии, диапазона.
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 19
| Мелодия "угадывает" нас самих
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Определять направление мелодии
Повторить состав симфонического оркестра
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 20
| Что такое гармония в музыке?
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать определение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 21
| Два начала гармонии
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать основные гармонии, уметь различать их в музыке
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 22
| Эмоциональный мир гармонии
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Уяснить роль гармонии в создании образов музыки
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 23
| Красочность музыкальной гармонии
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать роль гармонии в создании образов музыки, уметь определять ведущую гармонию в произведении
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 24
| Мир образов полифонии
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать определение полифонии, философское и теософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий
Закрепить вокально-хоровые навыки
|
| 25
| Философия фуги
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов
Закрепить вокально-хоровые навыки
|
| 26
| Какой бывает музыкальная фактура?
| Обобщающий
Групповой, индивидуальный
| Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков
|
| 4 четверть
|
|
-
№
| тема урока
| тип урока,
вид деятельности
| прогнозируемый результат
|
| 27,
28
| Тембры – музыкальные краски
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов
Закрепить вокально-хоровые навыки
| 29
| Соло и тутти.
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах, повторить виды оркестров
Закрепить вокально-хоровые навыки
|
| 30
| Громкость и тишина в музыке
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать определение динамики, её роль в музыкальном произведении, её зависимость от характера музыки
Закрепить вокально-хоровые навыки
|
| 31
| Тонкая палитра оттенков
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать латинское обозначение, уметь определять динамические оттенки
Закрепить вокально-хоровые навыки
|
| 32,
33
| По законам красоты
| Обобщающий
Групповой, индивидуальный
| Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, повторить средства музыкальной выразительности
Повторить теоретический материал, музыкальные произведения
Закрепить вокально-хоровые навыки
|
| 34
| В чём сила музыки? (заключение)
| Обобщающий
Групповой, индивидуальный
| Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В.Алеев ( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.
2. Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 6 класс. М. «Дрофа»
2004 г.
3. Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 6 класс.
Дневник музыкальных размышлений. М. «Дрофа» 2004 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.
Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.
Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.
Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.
Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».
Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,
2002 г.
7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.
«Си ЭТС», 2004 г.
8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
«Коминфо», 1999.
9. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.
Алеева. Волгоград 2008 г. 6 класс. |