Скачать 52.57 Kb.
|
Урок русского языка в 1 классе Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки». Цели: Личностные: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе; развивать логическое мышление; Предметные: научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, наглядное пособие «Добрые волшебники Города Звуков – Тим и Том». Ход урока: 1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. Психологический настрой: разминка «Солнышко».(Дети встают в круг, взявшись за руки). - Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту. 2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. - Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том. - Произнесите каждое имя. Что заметили? - Какими звуками различаются? - Одинаковые или разные звуки в этих именах? - Назовите первые в имени Том. - А первый звук в имени Тим. (Первые звуки разные: -т и –ть). - Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга. - Давайте вместе скажем т. - Какой он? (Твёрдый). - Скажем звук Т. Какой он? (Мягкий). 3. Постановка учебной задачи. - Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твёрдые). - Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие). - Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету костюма). - Так над какой темой урока мы будем работать? (Твёрдые и мягкие согласные). - Чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твёрдые и мягкие согласные). 4. Обобщение и систематизация знаний. 1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?» - Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга. - А мы с вами можем помочь нашим братьям? - Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом? 2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы. На экране два столбика слогов; читают слоги парами.(Электронное приложение – презентация) на – ня во – вё ру – рю тэ – те мы – ми - Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные? (Твёрдые). - Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (Мягкие). - Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного? (А, о, у, э, ы). - Какие согласные обозначают мягкость согласного? (Я, ё, ю, е, и) Составляется таблица гласных детьми на доске. 3). Работа с правилом в учебнике. - Сделайте вывод, какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда? - Прочитаем правило на с. 82. - Ребята, кто заметил в правиле ещё одну букву, которая смягчает согласные? (Ь – мягкий знак). 5. Физкультминутка. Игра «Делай как я!» Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка в присядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И читать, друзья, начните. 6. Применение знаний и умений в новой ситуации. 1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение». Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое – Тима. рад – ряд мал – мял лук – люк был – бил ров – рёв - Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? Дети сравнивают написание и значение слов. Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова. 2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах. - Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.
7. Гимнастика для глаз. 1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз. 2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать. 3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок. - Отгадайте загадки. 1. Озорной мальчишка В сером армячишке, По двору шныряет, Крошки собирает. (Воробей). 2. У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц). - Скажите, какую букву запоминаем в отгадке? - Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких. Воробей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласные, 4 согласные: в, р – твёрдые, б, й – мягкие. Заяц – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных: З, ц – твёрдые, й – мягкий. - Составьте предложение со словом воробей. 8. Итог урока. Рефлексия. - Над какой темой мы сегодня работали? - С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных? -Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные». - Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное? Покажите своего смайлика. |