Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План





Скачать 75.33 Kb.
НазваниеТема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План
Дата публикации02.07.2013
Размер75.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание.

План.

  1. Гносеология как теория познания.

  2. Субъект и объект познания.

  3. Философское учение об истине. Теории истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истины.

  4. Наука как вид духовного производства.

  5. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.

  6. Метод и методология научного познания.

  7. Научные традиции и научные революции.

  8. Научная рациональность. Типы научной рациональности.




      1. Гносеология как теория познания.

Познание – активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека; процесс проникновения человека в сущность действительности, в их закономерные связи и отношения.

Гносеология – теория познания (или учение о познании). В западной философии используется термин эпистемология (от греч. слова знание).

Проблемы гносеологии:

  1. Природа познания

  2. Возможности и границы познания

  3. Отношения знания и реальности

  4. Критерии истинности знания

  5. Формы и уровни познания.

Существует 2 позиции по вопросу, познаваем ли мир:

  1. Гносеологический оптимизм: утверждение возможностей достоверного познания.

  2. Агностицизм: скептицизм, релятивизм, иррационализм и др. (отрицание возможностей достоверности познания).

2.Субъект и объект познания.

Познавательный процесс включает в себя:

Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать:

  1. отдельный человек (индивид),

  2. различные социальные группы (общество в целом).

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи.

Объект познания:

  1. материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы),

  2. социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность).

  3. Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания.

Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта.

Отношения О и S познания:

  1. крайнее противопоставление S и О (Декарт)

  2. диалектическая взаимосвязь субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности.

3.Философское учение об истине. Теории истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истины.

Истина – это соответствующее объективной реальности содержание наших знаний.

Теории истины:

  • корреспондентская (классическая), в которой истина понима­ется как знание, соответствующее действительности (Аристотель);

  • прагматистская, полагающая, что свойством истинности об­ладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс);

  • конвенциалистская, рассматривающая истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре);

  • когерентная, трактующая истинность как согласованность
    мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант,
    Г. Гегель).

Свойства истины:

  • относительность, т.е. неполнота, неточность, приблизительность истины. Относительная истина содержит возможность изменения и приращения знания.

  • абсолютность истины: знание, тождественное своему объекту, т.е. полное, точное, исчерпывающее и окончательное знание, не подверженное дальнейшим изменениям.

При диалектическом подходе абсолютная и относительная истины – это две стороны субъективной истины. Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, а абсолютное складывается из суммы относительных истин.

Критерии истины.

  • практика, т.е. материальная, чувственно-пред­метная деятельность людей.

  • логика

  • простота и красота — хорошей считается та концепция, которая объяс­няет максимально широкий круг явлений, опираясь на ми­нимальное количество исходных принципов;

  • интуиция

  1. Наука как вид духовного производства.

Наука – это особая, профессионально организованная деятельность в сфере познания, направленная на получение нового знания, обладающего свойствами: объективная предметность, общезначимость, обоснованность, определенность, точность, проверяемость, воспроизводимость, полезность. Это особый тип духовного производства, наряду с религией и искусством. Как особый тип произвождства наука имеет:

  1. Свой инструмент познания

  2. Свои учреждения

  3. Свой опыт и традиции исследовательской деятельности

  4. Свою систему информации и коммуникации

  5. Свое экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

Специфические черты науки:

  1. Понятийно-языковая выраженность.

  2. Определенность, объективность.

  3. Системность – совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов.

  4. Логическая обоснованность, доказательность.

  5. Открытость к критике и изменениям.

  6. Умение предвидеть будущее с целью дальнейшего практического освоения действительности.

  7. Методологическая рефлексия – осознание методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

  8. Производство и воспроизводство новых знаний.

  9. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов.

Функции науки:

  • Культурно-мировоззренческая

  • Производственная

  • социальная

  1. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.

Эмпирический уровень - уровень, базирующийся на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Средства эмпирического исследования: приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Предполагает: выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание  наблюдаемых  и экспериментальных данных,  их классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания характерна  фактофиксирующая деятельность. 

Теоретический уровень познания - это сущностное познание,  осуществляемое на уровне абстракции  высоких порядков.  Здесь орудием выступает понятия, категории,  законы,  гипотезы и т.д. 

Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому.

6. Метод и методология научного познания.

Методы как устоявшиеся способы получения нового знания организуют процесс познания. Ф. Бэкон: метод – светильник, освещающим дорогу бредущему во тьме путнику. Сущность и функции метода: воспроизведение, проверка и передача знаний другим.

Метод – это совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерно­стями исследуемого объекта. Методология – это философская дисциплина, выявляющая и изучающая методы познавательной деятель­ности, а также определяющая возможности и пределы применимости каждого из них.

Общелогические методы:

Анализ процедура мысленного расчленения объекта на составные элементы в це­лях выявления системных свойств.

Синтезоперация соединения элемен­тов в единое целое.

Индукцияметод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок.

Дедукцияметод движения знания от общего к частному.

Аналогияприем познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет пред­положить их сходство и в других признаках. Абстрагированиеприем мышления, заключающийся в отвле­чении от несущественных, незначимых свойств исследуемого объекта с одновременным вы­делением тех его свойств, которые представляются важными.

Методы научного познания.

А) ме­тоды эмпирического уровня познания:

  • наблюдение – целенаправленное, но пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление).

  • измерение – процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине

  • экс­перимент – активный целенаправленный метод изучение явлений в точно фиксируемых условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.

Методы теоретического уровня:

  • идеализация – процесс отвлечения от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности (например, понятие материальной точки)

  • формали­зация - построение абстрактно-математи­ческих моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).

  • моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий ученого объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Моделирование применяется там, где изучение оригинала затруднено или невозможно.

  • системный метод – изучение единства вещей и явлений, раскрытие формы и содержания, элемента и структуры, случайного и необходимого.

7.Научные традиции и научные революции.

Т. Кун, постпозитивист XX века, в своей книге «Структура научных революций» поставил вопрос о соотношении нового и старого научного знания – традиций и революций в науке.

Выдвинул идеи:

  1. Динамика науки определяется сменой господствующей на данном этапе времени парадигмы – образца решения научных задач (например, ньютоновская, эйнштейновская парадигмы).

  2. Механизм этой динамики: ученые, работающие в рамках традиций (парадигмы) сталкиваются с аномалиями (нерешенными в рамках этой парадигмы проблемами). Это толкает их на осуществление научных революций, т.е. смены парадигмы на новую.

  3. Научные революции отменяют и вытесняют из науки традиции, знание развивается не поступательно.

8.Научная рациональность. Типы научной рациональности.

Научная рациональность – совокупность ценностей, норм и методов, используемых в научном исследовании.

Принято считать, что возникновение научной рациональности как особого отношения к миру связано с эпохой Нового времени (XVI – первая половина XVII века).

Типы научной рациональности:

  1. Классическая: субъект воздействует на объект познания, задача познания – выявить законы, объект познания статичен, неизменен.

  2. Неклассическая: субъект и объект воздействуют друг на друга, объект познания – динамичное, изменяющееся образование.

  3. Постнеклассическая: субъект и объект познания определяются социокультурными факторами, объект познания сложное, системное явление, определяемое случайностью.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconСеминарское занятие №12. Тема: Гносеология философское учение о познании....
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconТесты для подготовки к егэ по теме: «познание» Тема: «Познание»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconСодержание темы «Клеточный уровень»
Основные положения темы: Наука цитология, цели, методы изучения. История развития цитологии. Клеточная теория. Научное и ненаучное...
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconУчебник для 10 кл. Тема: «Научное познание общества»
Подготовить эссе на тему «Можно ли искоренить преступления и что для этого надо сделать»
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconТема 1 занятия
Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного...
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconКонспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по...
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научное познание права: обнаружение предмета исследования и приемы (система аргументации) в научной полемике
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconА. Г. Свинаренко
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconА. Г. Свинаренко
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconКонспект организованной образовательной деятельности в направлении...
...
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconЛитературная викторина
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconВведение биография М. В. Ломоносова
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconМан наука есть: ясное познание истины
Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconТ. И. Зелиб Учебно-методическое пособие к дисциплине
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconI. Подготовка к экзаменационному тестированию Тестовая работа №1 Тест открытого характера
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План iconИспользование комнатных растений
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск