Использование комнатных растений





Скачать 90.55 Kb.
НазваниеИспользование комнатных растений
Дата публикации14.07.2014
Размер90.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Использование комнатных растений

при изучении ботаники.

В.Н. Борисова, учитель биологии

МОУ «СОШ с. Елшанка Воскресенского р-на

Саратовской области.

Биология - наука о живом, поэтому задача учителя - помочь учащимся воспринимать курс биологии как раскрытие и познание тайн живой природы.

Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения играют важную роль в решении учебно- воспитательных задач.

Комнатные растения служат учителю как демонстрационный материал, материал для проведения опытов, наблюдений практически по всем разделам биологии.

Все дети в какой-то момент своей жизни начинают интересоваться природой, мечтают о своей собаке. попугае или кактусе. Человек, привыкший с детства заботиться о растениях или других живых существах, переносит это чувство на свое отношение ко всему окружающему миру. Это очень важно сейчас, когда мы все чаще говорим о необходимости формирования экологического мышления человечества.

В моем кабинете биологии около 100 видов и разновидностей комнатных растений. Это дает мне возможность широко использовать их в качестве наглядного материала на уроках. Во многих случаях это дополняет работу с природными растениями, гербариями, а нередко комнатные растения- единственная возможность сделать урок наглядным.

В данной работе я хочу рассказать об использовании комнатных растений при изучении биологии 6-го класса.

Уже на вводном уроке, знакомя учащихся с новой наукой- биологией, говоря о значении растений в природе и жизни человека, обращаю внимание ребят на комнатные растения в кабинете. Подчеркиваю, что кроме всего прочего, растения имеют еще и эстетическое значение. Среди мира металла и пластика человеку хочется прикоснуться к живому, и он старается перенести частичку живой природы в свой дом. Много ли найдется квартир, на окнах которых не стоит хотя бы несколько горшков с комнатными растениями. Если бы статисты подсчитали общее число домашних цветов в мире, то число получилось бы астрономическим. Человек любуется комнатными растениями, среди них он отдыхает, они создают неповторимый интерьер его дома, квартиры. Многие из них являются еще и лекарственными. Это алоэ, каланхоэ, птицемлечник. Показываю эти растения. После этого провожу учащихся по кабинету, показывая различные растения и обращая внимание на разнообразие их внешнего вида.

В теме «Мир растений» рассматривается вопрос о жизненных формах растений. Древесная форма - это лавр благородный, фикусы мелколистный и каучуконосный, гибискус. Кустарники инжир, кордилина верхушечная, комнатные розы. Многолетние травы-офиопогон, циперус, колеус.

Комнатные растения могут служить отличным объектом при изучении темы «Клеточное строение растений». При изучении этой темы важно убедить учащихся в том, что все органы растения имеют клеточное строение. Для этого я готовлю микропрепараты корня, листа, стебля, цветка растений и предлагаю учащимся рассмотреть их.

Для приготовления микропрепарата корня беру корешки аквариумного растения валлиснерии. Клетки ее тонких корешков исключительно хорошо видны под микроскопом. У валлиснерии удобно рассматривать под микроскопом и листья. Они такие же тонкие, как и листья элодеи, но клетки крупнее и хорошо видны.

Клеточное строение цветка рассматриваю на лепестках бальзамина. Для этого кусочек лепестка кладу на предметное стекло в каплю воды, накрываю покровным стеклом и слегка прижимаю стекло салфеткой. Клеточки лепестка как бы расходятся в стороны и под микроскопом хорошо видны крупные розовой окраски клетки.

Чтобы доказать, что и стебель растения имеет клеточное строение, беру стебли травянистых комнатных растений фуксии гибридной, традесканции белоцветковой, диптеракантуса и готовлю микропрепараты поперечных срезов. У традесканции, кроме этого, легко снять кожицу стебля. Длинные светлые клетки кожицы хорошо видны под микроскопом даже без окрашивания.

Для изучения темы «Корень» я заранее готовлю черенки различных комнатных растений, чтобы успели отрасти придаточные корни. На отросших корнях циперуса показываю и корневые волоски и образование боковых корней. Для этого черенки с отросшими корнями вынимаю из воды и у нескольких длинных хорошо развитых корней прищипываю кончики. Это вызывает обильное образование боковых корней. У молодых корней циперуса даже простым глазом виден корневой чехлик. При изучении темы «Значение корней и их разнообразие» показываю учащимся плющ с корнями-присосками, воздушные корни филодендрона.

Незаменимы комнатные растения при изучении темы «Побег». Для изучения побега лучше взять растения с прямостоячим стеблем. Например фикус каучуконосный и мелколистный, гибискус китайский, лимон, абутилон гибридный, пуансеттию. Изучив строение побега на любом из этих растений, предлагаю учащимся показать части побега на других растениях в классе. Причем беру для этого растения с укороченными (сенполии, агавы) и удлиненными(хлорофитум) побегами.

Также поступаю и при изучении листорасположения. Говорю о том, что листья могут располагаться на стебле по - разному: поочередно у фикусов, пеларгонии, пуансетии, гибискуса, лавра и др.; супротивно у каланхоэ, пахистахиса, гортензии, колеуса, фейхоа и др.; мутовчато у олеандра. После объяснения предлагаю учащимся найти в кабинете другие растения с аналогичным листорасположением. Такие задания вызывают самый живой интерес и способствуют легкому и быстрому усвоению материала.

На комнатных растениях показываю и формирование кроны, рассказываю о роли почек в формировании кроны нужной формы.

При изучении темы «Внешнее строение листьев» на живых растениях показываю что такое черешок, листовая пластинка. Рассматриваем черешковые листья пеларгоний, сенполий, гибискуса, филодендрона, бесчерешковые гиппеаструма гибридного. кливии, птицемлечника. Вместе находим еще примеры среди растений класса.

На подобранных растениях демонстрирую различную форму листовой пластинки: округлую у пеларгонии, сенполии; стреловидную у амариллиса, кливии; линейную у офиопогона, циперуса; яйцевидную у гибискуса, маранты.

Удобно изучать на комнатных растениях и жилкование листьев. Свой рассказ сопровождаю показом сетчатого жилкования у хойи мясистой, гибискуса, фикусов, гортензий; дугового у хосты, аспидистры, традесканции, эухариса; параллельного у птицемлечника, хлорофитума, зефирантеса, офиопогона.

При рассказе о простом листе говорю, что листовая пластинка может быть и цельной и сильно рассеченной. В качестве примера показываю цельные листья фикуса, гортензии; лопастные абутилона, плющей; раздельные пеларгонии душистой.Сложные листья изучаем на примере циссуса, миниатюрных роз, пальм, аморфофаллюса коньячного.

Комнатные растения служат отличным объектом при изучении клеточного строения листа. Для того, чтобы изучить строение устьиц хорошо подходит птицемлечник индийский (индийский лук). Кожица с его листа легко снимается, на микропрепарате хорошо видны крупные, часто расположенные устьица почти круглой формы. Для изучения строения мякоти листа использую поперечный срез листа хойи мясистой. На микропрепарате отлично видны столбчатая и губчатая ткани. Препараты готовлю в день проведения урока, не обрабатывая и не подкрашивая никакими реактивами.

Только на комнатных растениях в это время года можно показать видоизменения листьев. Показываю листья фикусов, филодендронов, монстер, объясняю, что такие листья присущи растениям влажных зон обитания. Рассказываю и мясистых листьях агав, алоэ, хавортии, приспособленных для запасания влаги, о листьях кактусов, превратившихся в колючки. Все это растения сухих мест. Рассматриваем видоизменившиеся в усики листья циссуса и выясняем, что только цепляясь усиками растение выносит свой стебель к свету.

В теме «Строение стебля» удобно рассмотреть на комнатных растениях разнообразие стеблей. Это одевесневшие прямостоячие стебли лимона, гибискуса, пахистахиса, фикуса, травянистые прямостоячие стебли фуксии, пеларгонии, бальзамина, пуансетии, ползучие стебли традесканции, колокольчика, сциндапсуса, цепляющиеся циссуса, вьющиеся хойи, клеродендрума.

Изучая видоизмененные побеги, показываю их и у комнатных растений. Это корневища сансевьеры, луковицы амариллиса, кливии, клубни глоксиний, аморфофаллюса. Для этого незадолго перед уроком вынимаю растения из почвы, хорошо промываю водой и демонстрирую на уроке, доказывая, что это побеги.

Незаменимы комнатные растения при изучении темы «Вегетативное размножение растений», поскольку подавляющее большинство их размножается в комнатных условиях именно так.

Чтобы показать размножение растений побеговыми черенками, заранее ставлю в воду черенки различных растений (традесканция, пеларгония, гибискус и др.), чтобы они дали корни. На уроке демонстрирую их, объясняю, что такое черенок, как правильно его срезать и приготовить к посадке. Привожу примеры других растений, размножающихся таким путем.

Размножение усами рассматриваем на хлорофитуме. Заранее розетку хлорофитума опускаю в воду, чтобы отросли корни. На уроке демонстрирую материнское растение с розетками на усах. Показываю учащимся как правильно посадить растение, не отделяя от материнского, привожу примеры растений, размножающихся таким путем в природе.

На примере сансевьеры показываю размножение растений корневищем. Хорошо промытое корневище делю в классе на части, показывая как правильно это сделать. После этого высаживаю деленки в заранее приготовленные горшочки.

Для размножения растений клубнями использую глоксинию. Зимой у растения период покоя. Примерно за 4-5 недель выставляю растения на свет и поливаю теплой водой. Это вызывает образование молодых побегов. Перед уроком клубень с ростками вынимаю из почвы, промываю и демонстрирую на уроке. Делю клубень на части, чтобы ученики видели, как это правильно сделать и высаживаю деленки в почву.

Размножение растений луковицами рассматриваю на амариллисе, кливии, эухарисе. Луковицы с детками вынимаю из почвы, промываю, демонстрирую на уроке. У кливии, эухариса луковиц-деток образуется много. Часть их раздаю детям для посадки у себя дома.

Размножение растений листовым черенком изучаю на примере глоксиний, сенполий, толстянок, бегоний. Для этого лист с черешком или часть листовой пластинки ставлю в воду для образования корней. На уроке демонстрирую листья с образовавшимися корнями и молодые растения, выращенные таким путем.

Большой интерес вызывает у учащихся бриофиллюм с почками на листьях. На уроке демонстрирую само растение, листовые почки на нем, молодые растения в почве, выросшие из опавших почек.

После изучения и закрепления этой темы провожу дополнительную беседу о правилах посадки комнатных растений. Рассказываю о том, как правильно составить земляную смесь, для чего нужен дренаж, как правильно посадить растение и ухаживать за ним. После этого предлагаю ученикам летнее задание: вегетативным путем размножить, правильно посадить и вырастить комнатное растение. Ориентирую их на то, чтобы они постарались найти растения, которых еще нет в кабинете. Осенью учащиеся приносят выращенные растения в кабинет, рассказывают о том, как размножали растения, как готовили земляную смесь, какие агротехнические приемы использовали при посадке и уходе, какие наблюдения вели за растением в летний период (требования к свету, поливу, подкормкам, температурному режиму). Желательно, чтобы поработали с дополнительной литературой и знали название растения и его родину. По итогам работы я выставляю оценки. Немалую часть коллекции растений в своем кабинете мне удалось пополнить именно таким путем. Интересующие меня растения я оставляю в кабинете, остальные же передаю для озеленения других кабинетов школы.

Удобно использовать комнатные растения и при изучении темы «Цветок». При изучении цветка показываю все цветущие в это время комнатные растения. Это бегонии, кливия, амариллис, лимон, пахистахис, сенполии, бальзамин, абутилон, диптеракантус, пеларгонии. Особенно хорошо рассматривать строение цветка на примере цветков амариллиса, кливии, абутилона и лимона. Цветки крупные, хорошо видны все их части. На примере лимона и абутилона узнаем о двойном, а на примере кливии и амариллиса о простом околоцветнике. У лимона, амариллиса, кливии венчик свободнолепестной, а диптеракантуса сростнолепестной. На примере пахистахиса и якобинии знакомимся с зигоморфным цветком.

При изучении соцветий также можно использовать, наряду с гербарным материалом, комнатные растения. Так соцветие простой зонтик имеет пеларгония зональная, хойя мясистая, кливия киноварная, метелку- бегония, колеус, клеродендрум.

Комнатные растения могут быть широко использованы при обобщении знаний об основных процессах жизнедеятельности растительного организма, взаимосвязи его со средой обитания. На примере двух растений циперуса рассматриваем влияние света на растения. Одно растение росло на окне, другое в глубине класса. На опыте видно, что количество получаемого света влияет на рост и развитие растений. Выясняем, что все виды растений предъявляют разные требования к свету, поэтому расположение их в кабинете неодинаково.

Внешний вид растений зависит от того, в какой зоне они обитают.В тропиках богатая растительность, т.к. богатая почва и много влаги. Листья у тропических растений крупные, жесткие, кожистые и блестят как стекло. В дождливое время с таких листьев вода быстро скатывается, не смачивая их, иначе бы они загнили. Это фикусы, драцены, антуриумы, филодендроны. Среди тропических растений много лиан, т.к. каждое растение стремится вверх к солнцу.

На примере кактусов, агав, алоэ разбираем приспособленность растений к засушливым условиям жизни. Они умеют запасать воду в стеблях и листьях, а вот глоксиния, амариллис, кливия приспособились переносить засуху по-другому. С наступлением засухи надземная часть этих растений отмирает, в почве ждут благоприятных условий их видоизмененные побеги.

Из сказанного выше не следует, что я использую на уроках только комнатные растения. Любой урок я стараюсь базировать на растениях природы, подкрепляя, если возможно, живыми растениями, гербариями и комнатными растениями. Именно такое сочетание позволяет сделать урок наглядным и интересным.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование комнатных растений iconРоль комнатных растений в жизни людей. Разновидности комнатных растений
Цели: познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; разновидностями комнатных растений
Использование комнатных растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Роль комнатных растений в жизни человека. Разновидности комнатных растений и уход за ними»
Использование комнатных растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающиеся знакомятся с многообразием растений – однолетних, двулетних, многолетних, комнатных растений, их изучение, размножение,...
Использование комнатных растений iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
Использование комнатных растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Вегетативное размножение покрытосеменных растений» в рамках декады естественно -математического цикла. Зайцевой Дианой и Леухиной...
Использование комнатных растений iconПрограмма дисциплины дпп. Р. 03 Цветоводство цели и задачи дисциплины:...
Знакомит студентов с видовым составом, основными особенностями по уходу, условиям содержания, морфологическими и биологическими особенностями...
Использование комнатных растений iconТематическое планирование Задавайте вопросы 1 ч Что и кто? 20 ч
Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений
Использование комнатных растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель. Познакомить детей с новым растением, дать сведения о нем. Упражнять детей в узнавании комнатных растений по внешним признакам....
Использование комнатных растений iconПрограмма «Экология комнатных растений»
Мы рады приветствовать тебя в очно-заочной школе для одарённых детей «Звёздное поколение» эколого-биологического направления
Использование комнатных растений iconТеоретическое обоснование и практическое использование молекулярно-генетических...
Работа выполнена в государственном научном учреждении – Всероссийском научно-исследовательском институте биологической защиты растений...
Использование комнатных растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Ознакомить уч-ся с видами комнатных растений, их роль в жизни человека, способы размещения в интерьере
Использование комнатных растений iconСоздание экологических условий для комнатных растений кабинета биологии
Методическая разработка занятия кружка «Юный исследователь природы» для учащихся 5 – 9 классов по теме
Использование комнатных растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: ознакомление с особенностями комнатных растений, формирование умений и навыков ухода за ними
Использование комнатных растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: на основе исследования комнатных растений создать модель комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных...
Использование комнатных растений icon2 Тип урока: урок-практикум Технологическая карта изучения темы «Комнатные растения»
Образовательная (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с разнообразием комнатных растений;...
Использование комнатных растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дома вам нужно было составить краткое описание одного из комнатных растений, которые есть у вас дома. ( заслушиваются рассказы)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск