Автор: Плешаков А.А.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тип урока: урок-практикум
Технологическая карта изучения темы «Комнатные растения»
-
Тема
|
| Цели
| Образовательная (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с разнообразием комнатных растений; научиться ухаживать за растениями.
Воспитательная Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и к природе в целом, учить оценивать правильность поведения людей в природе и результаты взаимодействия человека с природой.
Развивающая (развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных УУД). Развивать умение перерабатывать полученную информацию, систематизировать её и делать выводы. Развивать умение работать в группе, оценивать свою и чужую работу, слушать и понимать речь других, вступать в беседу, планировать свою работу.
| Планируемый результат
| Предметные:
Знать названия комнатных растений
Уметь правильно ухаживать за комнатными растениями.
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по плану (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
| Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| Доска, компьютер, карточки, тетрадь, учебник, книжная выставка. Оборудование для практической работы: 5 комнатных растений, тряпочки, бутылки с водой для полива, палочки и опрыскиватели.
| Организация пространства
| (фронтальная работа, в группах)
| Оборудование:
| Живые комнатные растения, предметы для ухода за ними ( лейка с водой, палочка, тряпочка), мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, выставка книг о комнатных растениях, учебник Плешакова А.А. и рабочая тетрадь к нему на печатной основе.
|
-
Технология проведения
| Деятельность
учеников
| Деятельность
учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты
| УУД
| I. Самоопределение к деятельности (1 мин.)
Цели:
Формирование умения оценить свою готовность.
| Выполняют оценку/самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей; настрой на урок.
| Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке). Управляет ситуацией самооценки.
| Вопросы, на которые не требуются ответы учеников.
| РегулятивныеУУД
|
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тематические рамки.
| Ученики, объясняют почему слайд на доске пустой. Отгадывают загадку и слайд заполняется. Это и будет тема урока.
| Учитель предлагает детям объяснить почему он включил пустой слайд. Выслушивает варианты ответов учеников. Спрашивает что нудно сделать чтобы он заполнился. Загадывает загадку.
|
Метод «ключевых вопросов»
| Коммуникативные УУД
| III. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели ( 2 мин)
Цели:
- организовать формулировку темы урока детьми;
- организовать постановку цели урока детьми.
| С помощью учителя формулируют тему урока.
С помощью учителя ставят цель.
| Организует формулировку темы урока детьми.
Организовать постановку цели урока детьми.
| На интерактивной доске появляется тема, с помощью которой ученики смогут при помощи учителя поставить цель урока.
| Регулятивные УУД
| IV. Решение учебной задачи. Изучение нового ( 10 мин)
Цель:
- Актуализировать знания детей о комнатных растениях; организовать формирование знаний правил ухода за растениями.
| Учащиеся выслушивают рассказы подготовленных учеников о разных комнатных растениях.
В процессе обсуждения, ученики должны определить в каких условиях растению будет комфортно расти. Определяют есть ли растение в нашем классе. Узнают родину растения и заполняют таблицу о комнатных растениях класса. У учеников возникает вопрос, «какие растения есть на букву В, Д»
Учащиеся обращаются к атласу-определителю и находят в нем названия растений.
| Организация работы у доски
Организует фронтальный опрос
Организует работу с таблицей.
|
На интерактивной доске появляются изображения разных растений, их названия и родина.
Работа по рабочей тетрадке.
|
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД
| V.Первичное закрепление. ( 5 мин)
Цель:
формирование умения обобщать, делать вывод.
| Ученики делают вывод о родине комнатных растений.
Определяют что необходимо растениям для жизни.
И рассказывают как правильно ухаживать за комнатными растениями, проверяют себя по учебнику.
| Организует обсуждение в группах по поиску информации.
Организует фронтальный опрос
| Работа с атласом-определителем.
На интерактивной доске появляется слайд с картинками о том, что необходимо растениям. На интерактивной доске слайд по правилам ухода за растениями.
Работа по учебнику.
| Регулятивные УУД
| VI. Практическая работа
( 10 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;
- организовать уход за растениями в классе;
- умение действовать по плану.
| Ученики делятся на группы; совместно с учителем составляют план практической работы в группе; выполняют работу; презентуют ее и записывают результаты.
| Организует практическую работу.
Организует деятельность учащихся по составлению плана работы.
| Физкультминутка
Практическая работа в группах. У каждой группы: комнатное растение, бутылка с водой, палочка для рыхления земли, опрыскиватель, тряпочка.
|
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| VII. Обобщение усвоенного. Оценка. ( 5 мин)
Цель:
формирование умений обобщать знания, делать выводы, оценивать работу группы.
| Лидеры групп выходят к магнитной доске со своим растением. Сообщают название растения, задание и результат. Систематизация полученных знаний. Выполняют самооценку
| Организует выполнение учащимися самооценки
|
Выступление лидеров групп Самооценка.
| Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
| VIII. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности (10 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку
| Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
| - Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
научился
Я смог
узнал
- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики желтого, зеленого и красного цвета.
|
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя и учеников
| Планируемые результаты (УУД)
| I. Самоопределение к деятельности (1 мин.)
Цели:
Формирование умения оценить свою готовность.
| - Проверьте, все ли готовы к уроку?
- Посмотрите на свои парты, ничего не забыли?
- Закройте глаза и представьте, как вы хорошо можете работать. И скажите про себя «Я хочу много знать». Поднимите руку, кто хорошо себя чувствует и готов к работе.
|
| II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тематические рамки.
| - Посмотрите на доску, что вы видите? (ничего) А как вы думаете почему слайд пустой? (потому что мы еще не знаем, что будем делать, нам нужно что-то сделать что бы слайд заполнился).
- Правильно. Отгадайте загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(- Это комнатные растения.) Верно, именно это и есть тема нашего урока.
|
| III. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели ( 2 мин)
Цели:
- организовать формулировку темы урока детьми;
- организовать постановку цели урока детьми.
| - А что нам нужно, чтобы работа была плодотворной? Поставить цель. Как вы думаете какая она? (познакомиться с разнообразием комнатных растений). А зачем вам знать о комнатных растениях? (ведь они есть у каждого в доме и нам это пригодится)
- А сейчас к нам приехали комнатные растения и они хотят рассказать о себе.
| Регулятивные(принимать и сохранять цель)
| IV. Решение учебной задачи. Изучение нового ( 10 мин)
Цель:
- Актуализировать знания детей о комнатных растениях; организовать формирование знаний правил ухода за растениями.
V.Первичное закрепление. ( 5 мин)
Цель:
формирование умения обобщать, делать вывод.
| По очереди выходят ученики и рассказывают о комнатном растении(на доске иллюстрация). На столе перед классом стоят растения класса. Ребята должны найти то о котором рассказывают и заполнить таблицу в тетради.
Комнатное растение нашего класса
| Родина растения
|
|
|
|
| На доске 2 картинки солнышко и тенек. Дети, после прослушанного, определяют куда лучше поставить это растение.
Так же ребята обращают внимание с какой буквы начинается растение и записывают, если оно подходит, в тетрадь.
А ______, Б_____, В ________, Г_______, Д_________.
Сансевиерия. Я – сансевиерия. Вам ничего не напоминают мои темные и светлые поперечные полоски на моих кожистых листьях? Ну, конечно, щучий хвост. (я теневыносливое растение)
- Есть ли это растение в нашем классе? Куда его лучше поставить в тень или на солнышко? Нужно ли записать его в таблицу? Что за родина у сансевьерии? Поднимите руку у кого такое растение есть дома?
2. Бегония. За красоту листьев меня называют бегонией. Прямых солнечных лучей я не люблю – они обжигают.
- Есть ли это растение в нашем классе? Куда его лучше поставить в тень или на солнышко? Нужно ли записать его в таблицу? Что за родина? Поднимите руку у кого такое растение есть дома? А еще оно нам пригодится в работе? (Да, его нужно записать на букву Б)
3. Хлорофитум. А я – хлорофитум. Я быстро расту. У меня красивые изогнутые листья. Весной и летом у меня появляются мелкие. Белые цветы.
- Есть ли это растение в нашем классе? Куда его лучше поставить в тень или на солнышко? Нужно ли записать его в таблицу? Что за родина? Поднимите руку у кого такое растение есть дома?
4. Фиалка. У меня мясистые и пушистые листья. А цвету я круглый год.
- Есть ли это растение в нашем классе? Куда его лучше поставить в тень или на солнышко? Нужно ли записать его в таблицу? Что за родина? Поднимите руку у кого такое растение есть дома? Вот и заполнена наша таблица о комнатных растениях класса.
Комнатное растение нашего класса
| Родина растения
| Сансевьерия
| Африка
| Бегония
| Южная Америка
| Хлорофитум
| Южная Америка
| Фиалка
| Южная Африка
| -А у кого дома есть другие комнатные растения? Хочется узнать и о них? Продолжаем обращать внимание на первую букву в названиях растений.
5.Алоэ. Я лекарственное растение. Цвету в комнатных условиях очень редко, отсюда в простонародье и появилось еще одно название – столетник, цветущий раз в сто лет.
- Куда его лучше поставить растение в тень или на солнышко? Нужно ли записать его? (Да, его нужно записать на букву А)Что за родина? Поднимите руку у кого такое растение есть дома?
6. Зигокактус. У меня, у зигокактуса, нет листьев. Зато есть ветвящиеся поникшие стебли, состоящие из мелких члеников. Цвести я начинаю в декабре. Поэтому меня еще называют «декабристом».(светолюбивое растение)
- Куда его лучше поставить растение в тень или на солнышко? Нужно ли записать его? (Нет)Что за родина? Поднимите руку у кого такое растение есть дома?
7. Герань. Я – герань. Вы, конечно, видели меня на подоконниках. У меня пахнут не цветы, а покрытые волосками листья. (светолюбивое растение)
- Куда его лучше поставить растение в тень или на солнышко? Нужно ли записать его? (Да, его нужно записать на букву Г)Что за родина? Поднимите руку у кого такое растение есть дома?
- Сделаем вывод. Разнообразны комнатные растения? (Да) А все ли комнатные растения мы сегодня рассмотрели?(Нет, комнатных растений очень много). – Какая же родина большинства растений? (Африка, Южная Америка, то есть теплые страны ). - Давайте найдем эти страны на глобусе. – Смогут ли комнатные растения жить в холоде? (нет, они погибнут. Комнатным растениям необходимо тепло).
- Посмотрите, а на все ли буквы мы записали названия растений? (Нет) – А где нам добыть информацию растениях названия которых на букву В и Д? (В атласе-определителе «От земли до неба»). – Давайте найдем. (дети находят в книге названия растений на заданные буквы)
| Коммуникативные (готовность слушать собеседника)
Познавательные (анализ информации, систематизация)
Личностные УУД
Регулятивные (поиск информации)
| VI. Практическая работа
( 10 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;
- организовать уход за растениями в классе;
- умение действовать по плану.
| - Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? (ухаживать за ними). – А как ухаживают за комнатными растениями?(поливают, рыхлят землю). Давайте прочитаем правила ухода за растениями в учебнике. – Что необходимо растениям для роста? (почва, вода, тепло и свет, воздух,) – А какого правила не хватает? (убирать сухие листочки)
- Сейчас нам предстоит практическая работа по уходу за растениями, в группе. – Составим план наших действий. С чего начнем? (нам нужна цель). – Какая будет цель нашей работы? (Научиться ухаживать за комнатными растениями). Запишите ее в тетрадь.
- Теперь обозначим оборудование. (Лейка, палочка, опрыскиватель, тряпочка).
- Если вы все одновременно начнете работу, все ли у вас получится? (Нет, нужно договориться). – Распределите обязанности в группе. - Обязанности распределены, что теперь? (выполним работу).- Затем вам нужно представить результат и записать выводы. Дети выполняют работу.
|
Регулятивные (формирование умения планировать свою деятельность. Умение ставить цель.) Коммуникативные(умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности).
| VII. Обобщение усвоенного. Оценка. ( 5 мин)
Цель:
формирование умений обобщать знания, делать выводы, оценивать работу группы.
| Дети презентуют работу. После чего записывают оценивают себя. – Мы научились правильно ухаживать за растениями, таким образом цель достигнута.
| Коммуникативные УУД
Регулятивные (оценка своей деятельности)
| VIII. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности (10 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| - Вы довольны собой? Скажите чему вы научились? Что смогли? Что узнали?
| Регулятивные (рефлексия)
| Домашнее задание
| - А дома вам предстоит подготовить сообщение про комнатное растение вашего дома. Где вы сможете найти информацию? (в книге, в интернете, спросить у родителей или учителя, сходить в библиотеку) – Я вам подготовила энциклопедии о растениях, на перемене можете подойти посмотреть. Спасибо за урок, вы хорошо поработали.
| Регулятивные (поиск информации)
| |