Основные этапы урока
| Содержание урока
| Методический комментарий к использованию прогностической и ретроспективной оценок
|
Осмысление темы урока и целеполагание
| Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать.
Что необычного можете отметить в названии произведения? Какие слова вам кажутся не совсем понятными?
Как вы думаете, кому посвящались жития?
Какие задачи поставим на сегодняшний урок?
|
|
Подготовка к восприятию:
заочная экскурсия в город Ростов, где родился преподобный Сергий Радонежский и город Радонеж, куда переселились его родители после рождения сына.
| Рассказ учителя о святом Сергии преподобном (в миру – Варфоломей), его происхождении из знатного рода ростовских бояр, о том, как Сергий стал святым и почему его назвали чудотворцем, о его канонизации и праздниках, связанных с его именем (18 июля – день преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, 8 октября – преставление преподобного Сергия, Радонежского чудотворца), о том, что 1992 год был объявлен ЮНЕСКО годом чествования Преподобного Сергия Радонежского.
Иллюстративный материал должен содержать: открытки с изображением городов Ростова и Радонежа; открытки или иллюстрации с изображением храма Пресвятой Троицы (Троице-Сергиев монастырь), по возможности, но не обязательно, Хотьково-Покровского монастыря, Благовещенской обители на Киржаче, Борисоглебской близ Ростова, Георгиевской, Высотской. Кроме этого, обязательно необходимо рассмотреть иллюстрации учебника, рассмотреть их и пояснить учащимся, как изображение на них связано с жизнеописанием Сергия Радонежского.
|
|
Словарная работа
| На этом этапе необходимо объяснить лексическое значение трудных для понимания школьников слов. Некоторые слова можно выписать на доске и разъяснить их значение, значение других слов можно объяснить с помощью иллюстраций и реальных предметов (просфора), а некоторые - в процессе чтения учителем отрывка из жития (должен был воссиять). К таким словам и выражениям следует отнести следующие:
житие; преподобный отец наш; благородный и благоверный; добродетель; воссиять; праведный – неправедный; благодетель, иерей; во имя Отца, и Сына, и Святого Духа; знамение чудодейственное; отрок; сосуд избранный Святого Духа; черноризец; просфора; псалом; пророчество премудрого пророка Иеремии; иноческая жизнь; блаженный юноша; постриг в монахи; панихида и литургия; милостыня убогим.
|
|
Комментированное чтение отрывка учителем вслух.
| Учитель читает текст не торопясь, размеренно, выделяя голосом основные смысловые моменты, по ходу разъясняя значение некоторых слов и выражений.
|
|
Беседа по содержанию. Если есть хорошая иллюстрация с последовательным изображением этапов жизни Сергия Радонежского, то лучше использовать её в качестве опоры.
| Такая беседа предполагает выяснение учителем того, что поняли школьники из услышанного повествования, всё ли в сюжете им понятно. Вопросы беседы могут быть такими:
О жизни какого святого мы узнали из отрывка?
Как звали родителей Сергия Радонежского? Что мы о них узнали из заочной экскурсии и текста жития?
Где родился Сергий?
Каким мирским именем назвали его при рождении?
Как звали братьев Варфоломея?
Чем он отличался от своих братьев?
Кто помог ему освоить грамоту?
- Что случилось с семьёй Сергия во времена монголо-татарского ига?
О чём впоследствии стал просить Варфоломей своего отца?
Как поступил сын по отношению к своим родителям?
За что, по вашему мнению, Сергия Радонежского причислили к святым?
|
|
Чтение текста самими учащимися
| Перед чтением необходимо школьникам дать задание: отмечать самые важные события из жизнеописания Сергия Радонежского.
|
|
Коллективное или групповое составление хронологической таблицы основных событий, описанных в отрывке жития
| Учащиеся записывают кратко последовательность событий и приходят к выводу о том, что повествование в житийных текстах начинается с подробного описания детства святого, затем, рассказывается об отроческих годах, о том, как святой готовил себя к великому служению Богу, а далее повествуется непосредственно о его преданном служении.
|
|
Краткое изложение учителем дальнейших событий из «Жития Сергия Радонежского». Можно это совместить с продолжением заочной экскурсии
| - Подумайте, о чём могло рассказать житие дальше?
Учитель очень коротко повествует учащимся о том, как самоотверженно служил Сергий Радонежский во славу Господа Бога.
|
|
Домашнее задание
| Перечитать житие, хорошо знать текст, ориентироваться в нём.
Найти материал об иконе Андрея Рублёва «Троица», знать, кто изображён на иконе, какие события изображены.
|
|
Итог урока
| С каким необычным произведением познакомились?
Что значит слово «Житие»?
Какие события происходили с Сергием Радонежским прежде, чем его канонизировала церковь?
Что ещё хотелось бы узнать по данной теме?
Чему хотелось бы ещё научиться?
|
|