Скачать 27.94 Kb.
|
Урок литературы в 7 В классе. Проведён в рамках Республиканской конференции «Формирование поликультурной компетентности как средство повышения эффективности процесса образо- вания» 10 марта 2010 года на базе СОШ №7. Тема урока «Современна ли совесть?» (По сказке Салтыкова – Щедрина «Пропала совесть»). Цель урока: - определить идейное и художествен- ное значение сказки; - помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню смысла; - продолжить формирование умений, связанных с умением анализировать текст. Эпиграф урока …будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. С- Щедрин. Ход урока.
( Учащиеся называют и подтверждают текстом средства выразительности: - синтаксический параллелизм; - градацию; - эпитеты и др.) 7. Как Щедрин на протяжении всей повести называет совесть? ( надоедливая приживалка, обличительница- совесть, последнее иго, негодная ветошь, бедная изгнанница и др.) 8.Как изменяется человек, у которого появляется совесть? -у последнего пропойца; «…его пронзила словно электрическая струя… голова…освобождается от винных паров… он почувствовал страх…память извлекла …подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд…». « …процесс самоосуждения… бьёт его больнее и строже, нежели самый строгий людской суд» «…несносно! – криком кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет». 9. Самый яркий герой созданный Щедриным – Ловец. - Каким мы видим Ловца до того, как у него окажется совесть? («Малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно»; «…руки зацепляли всё, что попадалось по дороге…»: «…этого человека начало коробить»; «Пришёл на базарную площадь, и кажется ему, что всё это не его, а чужое»; «Стали Ловца – Фофаном Фофановичем звать») 10. Ученица нарисовала две иллюстрации данного героя с совестью и без совести? Что удалось, смогла ли передать авторские замыслы? (самопрезентация) 11. Зачитаем заключительные абзацы сказки со слов «Вот и взмолилась она последнему своему содержателю..» Как поняли эти слова? Что может быть идеей данной сказки? Почему к нашему уроку взят данный эпиграф? ( Салтыков – Щедрин надеется, что молодое поколение не бросит совесть как негодную ветошь, не попытается от совести избавиться, а с его помощью выйдет она в люди.) 12. Салтыков – Щедрин пишет о совести как о великой нравственной ценности, именно так относился народ к этому нравственному началу. Прочитайте пословицы и поговорки, найденные вами. Смог ли автор передать значимость совести в жизни человека? ( Звучат русские, татарские, чувашские, марийские и др. пословицы. Учащиеся устанавливают параллели между ними и сказкой. Определяют, что совесть воспринимается автором и народом как необходимое нравственное качество) 13. Учащиеся знакомят с проведённым блиц-опросом, проведённым среди взрослых и учащихся.( Вопросы: Что такое совесть? Легко ли нынче жить с совестью? Всегда ли ты поступаешь по законам совести? И др. Вывод: Совесть всегда была современна, так как она помогает делать добро, сохраняет духовную красоту, сердечность, вселяет веру и надежду. Совесть помогает очистить свою душу, предостерегает от нравственных пороков. С совестливым человеком легко и надёжно. Сколько ещё людей сегодня продолжают вступать с совестью в сделку. Вопрос, поднятый сегодня нами, актуален. Не к нам ли обратился Салтыков – Щедрин «…будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть». |