Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 21»
СЛОВО о СЛОВЕ,
или Какое слово может стать звездой?
(урок русского языка)
Подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы I квалификационной категории Кочетковой О.А. г. ВладимирЦель: организовать деятельность учащихся по осмыслению слова как языковой единицы и средства воздействия на человека, способного менять настроение, поведение, формировать мнение, оказывать помощь. Задачи: Осмыслить значение слова в развитии моральных качеств личности; формировать представление о роли СЛОВА в жизни человека;
Развивать умение осмысленно читать текст, словарную статью, находить главную информацию в прочитанном тексте;
Развивать виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо).
Закрепить представление о взаимосвязи всех уровней и единиц языка.
Оформление: ватман «СЛОВО о СЛОВЕ» (заполняется во время урока), сопровождающая презентация, раздаточный материал (тексты, алгоритмы, оценочный лист «Дерево» (А3), смайлики, яблоки, изображение кисти руки, звезды – подарки, фломастеры, скотч, клей. Посадка – 5 групп по 4-5 человек. Класс – 5 Дата проведения – 28.11.2012 УМК - Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 4 издание. – испр. – М.: Мнемозина, 2011 г. ХОД урока (слайд № 1) этап
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Контрольно-измерительные материалы для урока
| Мотивация
| Создает условия для возникновения у ученика потребности в дальнейшей деятельности: организует просмотр видеофрагмента
| Смотрят видеофрагмент, осмысливают вопросы учителя по просмотренному фрагменту
| Слайд№2
Видеофрагмент (см. презентацию к уроку)
| Актуализация знаний
| Задает вопросы:
Какие ассоциации возникли у вас в связи с просмотром? Образы? Мысли? Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? Сформулируем тему? Перед нами слово?
Что мы о нем знаем?
| Отвечают на вопросы, формулируют и записывают в тетрадь тему урока (Варианты: «СЛОВО», «СЛОВО О СЛОВЕ», «РОЛЬ СЛОВА», «СИЛА СЛОВА», «СЛОВО-ЗВЕЗДА»).
Выстраивают на доске схему-цветок (=образ) «СЛОВО».
Записывают в тетрадь тему урока.
| На доске:
СЛОВО
| Формулирование цели
| Создает противоречие:
Как много мы знаем о слове! Говорим о звуко- буквенном составе, морфемном строении, значении слова, умеем строить словосочетания и предложения из слов. А слышали ли вы о том, что СЛОВО обладает необыкновенной силой? Что еще интересного о слове мы должны узнать? Какова наша цель?
| Формулируют и записывают на доске цель урока:
ответить на вопрос: Какова сила слова?
Читают текст М. Пришвина «Слово-звезда»
| Слайд № 3 Текст
М. М. Пришвина «Слово-звезда» (учебник, II часть, упр. 923 или ПРИЛОЖЕНИЕ)
| Построение проекта выхода из затруднения
| Организует работу с текстом.
Сначала давайте определимся, какое СЛОВО будет в центре нашего внимания.
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: В чем сила слова?
| Знакомятся со значениями слова СЛОВО и определяют, о каком СЛОВЕ пойдет речь на уроке.
Предлагают версии, организующие дальнейший ход деятельности:
- обратиться к мнению известных людей по этому вопросу;
- выразить свое мнение в форме устного ответа, сочинения-миниатюры.
| Приложение № 1 «Словарь»
| Самостоятельная работа
| Организует групповую работу с текстами, консультирует, подсказывает с помощью наводящих вопросов, предлагает заполнить по ходу работы рисунок (звезда, на гранях которой будут отражены качества слова) содержанием.
| Читают текст, отвечают на вопросы, выступают с устным ответом, заполняют предложенный рисунок (=звезду) содержанием
- С чем сравнивает автор СЛОВО?
- Что это значит для характеристики СЛОВА?
- Отражают в рисунке качество СЛОВА, которое может сделать его сильным.
Слайд № 4
| Задание для группы с текстами и вопросами.
См. тексты 1,2,3,4,5
| Закрепление в речи
| Предлагает озвучить те качества слова, которые позволили бы нам назвать его звездой;
письменно ответить на вопрос: В чем сила слова?
Вариант:
Продолжите предложение: Чтобы слово стало звездой, надо…
| Отвечают письменно на вопрос, проговаривают ответы.
Пример устного ответа: Григорий Яковлевич Солганик сравнивает язык с сокровищницей, а слова с несметными драгоценностями. Слово «драгоценность» означает «очень важный, ценный предмет», следовательно, чтобы слово обладало силой, оно должно быть ценным для человека.
Пример письменного ответа: Чтобы слово стало звездой, оно должно быть совершенным явлением искусства, ценным для человека, уметь повести за собой, обладать божественным началом, способностью поддержать, подбодрить, оказать помощь.
| Устные и письменные ответы учащихся.
| Творческое эвристическое задание
| Создает ситуацию для проявления творческих способностей. Предлагает создать свой образ слова.
Каждый писатель, с текстом которого вы работали, создал свой образ слова. Для кого-то слово – это драгоценность, для кого-то – чудо. Посмотрите на экран. Какие образы созданы М. де Сервантесом, В. Ключевским, К. Бальмонтом, И. Гончаровым?
А что для вас – слово?
| Читают высказывания о слове с экрана, отвечают на вопросы, находят новые образы слова:
слово - оружие;
слово - хамелеон;
слово – камень.
Обсуждение в группе, создание своего образа:
слово - птица;
слово-солнце;
слово-планета;
слово-цветок.
| Слайд № 5, на котором представлены высказывания о слове.
| Рефлексия
| Подведем итоги.
Предлагает различные способы рефлексии:
- дерево знаний;
- коллективный портрет эмоционального состояния на уроке с помощью смайликов
| Оценивают уровень знаний, полученных на уроке, с помощью яблок, которые прикрепляются на ветви дерева, и своего эмоционального состояния, с помощью смайликов, которые крепятся на чистый лист А3.
| Дерево знаний (3 ветви)
- усвоил материал;
- не понял;
- хочу поработать над темой еще.
| Домашнее задание и оценивание
| Читает отрывок из книги А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» сказал: «У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они - как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды - немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...». Совсем особенные звезды получились сегодня у вас. Это те образы, которые вы создали. А символом их пусть будут вам в подарок
звезды – игрушки.
Слайд № 7
| Записывают д/з (по желанию!): создать образ слова в форме рисунка, схемы.
Оценивают себя самостоятельно по «Руке знаний»
| Слайд № 6
Шаблон кисти руки, на каждом пальце которого критерий оценки:
- отвечал на уроке (1 балл);
- активно работал в группе (выдвигал версии, заполнял шаблон ответа, иллюстрировал) (1 балл);
- самостоятельно составлял текст - миниатюру (1 балл);
- аккуратно и полно вел записи в тетради (1 балл);
- работал со словарем, читал (1 балл)
| |