Скачать 47.34 Kb.
|
Окружающий мир. Хлеб - всему голова. I. Организационный момент: Прозвенел звонок - начинается урок! Урок окружающего мира. Рефлексия. Ребята, а давайте-ка проверим с каким настроением вы пришли на урок! Поднимем большой палец вверх – настроение отличное, палец вниз - настроение плохое, вам что - то не нравится, палец посередине – вы неуверенны. II. Введение в тему урока: -Скажите, а без чего мы не можем обойтись ни в один день своей жизни? -Без хлеба! -Верно! А как вы думаете, почему я начала урок с этого вопроса? Почему я спросила о хлебе? -Может, тема нашего урока «Хлеб»? -Да, вы правы! III. Сообщение темы урока: -Тема нашего урока звучит так - «Хлеб – главное богатство России». Постановка целей урока: -Какие цели мы должны поставить в начале урока? -Узнать, почему хлеб является главным богатством России. Как выращивали хлеб в старину и сейчас. Вспомнить пословицы о хлебе и объяснить их смысл. -Верно! А кто знает, почему хлеб считается главным богатством нашей страны? -Благодаря хлебу мы сыты, ведь без хлеба мы бы не наедались. Люди засевают большие поля, чтобы получить больше зерна. Зерно нужно для получения муки, из которой пекут хлеб. А ещё зерно и муку можно продать, чтобы получить деньги. -Хорошо! IV. Работа с текстом учебника: - А теперь проверим, правильно ли мы ответили на поставленный вопрос. Откроем учебники на странице 63, и прочитаем первый абзац предложенной там статьи. -Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остаётся главным богатством нашей страны. А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить себе нашу жизнь. -Верно, ли мы ответили на поставленный вопрос? -Да, верно. -Молодцы! V.Работа над пословицами: - Хлеб действительно очень важен для нас. Недаром народ сложил о хлебе столько пословиц. Давайте посмотрим на доску. Вы видите несколько пословиц о хлебе. Давайте прочитаем их и, подумав, скажем, а как вы понимаете смысл этих пословиц. -Хлеб – всему голова. Хлеб главный на столе . -Хлеб – батюшка, а водица – матушка. Ещё в далёкие времена хлеб и вода были основной пищей крестьян. И сейчас без воды и хлеба мы не можем жить. -Кто ленится, у того хлеб не родится. Раньше крестьяне сами разделывали землю, пахали её деревянной сохой. Если крестьянин опоздает и вовремя не вспашет землю, вовремя не посеет, то и зерно в срок не вызреет. Значит, семья этого крестьянина останется без хлеба. -Худ обед, коли, хлеба нет. Благодаря хлебу мы сыты, ведь без хлеба мы бы не наедались. VI. Работа по иллюстрациям. -Какие хлебные злаки выращивают на полях России? -Рожь и пшеницу. Изо ржи получается ржаная мука для выпечки ржаного хлеба, а из пшеницы получают пшеничную муку, из которой выпекают пшеничный хлеб. -Верно, молодцы! А что необходимо сделать для того, чтобы хлеб «пришёл» в наши дома? -Вспахать поле, посеять зёрна, ухаживать за ними, когда придёт осень убрать их, переработать зёрна в муку, а из муки испечь хлеб. -Правильно! А знаете ли вы, как в глубокую старину сеяли хлеб? -Нет. -Чтобы ответить на этот вопрос нам помогут вот эти иллюстрации. Давайте по ним проследим, как в старину получали хлеб. -Крестьянин пахал поле на лошади, используя деревянный плуг или соху. Потом засевал поле зерном. -А как это происходило? -Крестьянин шёл по вспаханному полю и руками разбрасывал горсть зёрна, которые находились у него в лукошке, которое было повешено у крестьянина через плечо. - Что происходило дальше? -После этого зёрна прорастали, их поливал дождь, крестьянин рыхлил землю, и хлебные злаки росли. -А что показано на этой иллюстрации? -Пришло время убирать злаки. Крестьянин выходил в поле и при помощи серпа убирал, жал эти злаки. Затем колосья на лошади отвозили сушить, из сухих колосьев выбивали зёрна. После этого зёрна отвозили на мельницы, где из них получалась мука, а из муки потом выпекали хлеб. -Всё правильно! Кто может рассказать, как в наши дни получают хлеб? -Трактором пашут землю, при помощи сеялки засевают поля, трактором рыхлят землю, осенью комбайном жнут. Готовое зерно на машинах отвозят на автоматические сушилки, просушенные зёрна отправляют в цеха для перемола зёрен в муку. Муку отвозят на пекарни, где пекари пекут хлеб, из пекарен готовый хлеб поступает в магазины, где мы и покупаем его. -Молодцы!
-На основе этой таблицы, скажите, когда хлеб выращивать было труднее и почему? -В старину хлеб выращивать было труднее, так как всё приходилось делать своими руками, а в наше время всё делают сельскохозяйственные машины. -Всё правильно! VII. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»: -А знаете ли вы, что обозначает слово «ТЮРЯ»? -Нет. -Это старинное слово. Тюрей называли простую еду, приготовленную из хлеба. Обычно это была смесь накрошенного хлеба или сухарей с водой и солью. Если вода заменялась квасом, то это блюдо называли хлебной окрошкой. Для вкуса добавляли лук. Белый хлеб в молоке с сахаром – детская тюрька. Тюрей называли и щи с хлебной крошкой. -А какие хлебные изделия вы знаете? -Батон, булка, пирог, буханка, бублик, печенье, кулич. -А знаете ли вы, как все они выглядят? -Да. VIII.Домашнее задание: -Откройте рабочие тетради на странице 56, посмотрите на упражнение 20. Прочитайте задание. -Посмотрите на иллюстрации, соедините названия изделий из хлеба с иллюстрациями. -Это задание вы будете выполнять дома. Откройте дневники и запишите домашнее задание: страница 56, упражнение 20. IX. Подведение итогов урока: -Скажите ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? -Сегодня мы узнали, как выращивали хлеб в старину, узнали смысл некоторых пословиц о хлебе, узнали, что обозначает слово «тюря». -Всё ли у нас получилось на уроке? -Да. -Было ли вам трудно, тяжело на уроке? -Нет. -Достигли ли мы всех целей нашего урока? -Да. Рефлексия: Ребята, а давайте-ка проверим с каким настроением вы пришли к концу урока! Поднимем большой палец вверх – настроение отличное, палец вниз - настроение плохое, вам что - то не нравится, палец посередине – вы неуверенны. -Урок окончен, спасибо всем за работу! |