Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра финансового учета и финансовой отчетности
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА На тему «Применение международных стандартов финансовой отчётности в телекоммуникационном секторе в России» Студент группы № 491
Герасимова Мария Сергеевна
Научный руководитель:
Доцент Трусова Н. В.
Рецензент:
Доцент Сорокина К. В.
(должность, звание, Ф.И.О.)
Москва, 2013
Оглавление Введение 3
Глава 1. Происхождение, цель и значение МСФО в мировой экономике 5
Происхождение МСФО 5
Финансовая отчётность и учётная политика в соответствии с МСФО 7
Глава 2. Практика применения МСФО в России 11
История признания МСФО в России 11
Основные отличия МСФО от РСБУ 12
Методы подготовки отчётности в соответствии с МСФО 14
Особенности применения МСФО в телекоммуникационной отрасли 15
Признание выручки по МСФО 16
Признание выручки от многокомпонентных сделок 17
Влияние системы агентских отношений на признание выручки 19
Особенности учёта основных средств в телекоммуникационных компаниях 20
Постановка основных средств на учёт 21
Амортизация основных средств в телекоммуникационных компаниях 23
Глава 3. Особенности учёта в соответствии с МСФО в телекоммуникационной сфере в России 25
Обзор телекоммуникационного рынка в России 25
С точки зрения экономической теории, телекоммуникационная отрасль лучше всего описывается базовой моделью рынка с сетевыми эффектами, дифференцированным продуктом и небольшим числом участников (сетевая олигополия). Одной из главных особенностей такого рынка является выделение продукта какой-либо фирмы в глазах потребителей из остальных товаров или услуг данного класса, достаточно хорошо выраженное на рынке телекоммуникаций (потребители обычно пользуются продуктом одной компании в течение длительного времени). 25
Этот фактор приводит к тому, что фирмы обладают рыночной властью из-за наличия приверженных потребителей и имеют возможность устанавливать достаточно высокие цены без существенных потерь в объёмах продаж. С другой стороны, продуктовая дифференциация расширяет возможности потребительского выбора, играя на руку потребителям. 25
Естественно, общей моделью невозможно полностью описать такую многогранную и быстро меняющуюся отрасль, как телекоммуникации, поэтому далее я освещу особенности этой индустрии более подробно. 25
Несмотря на продуктовую дифференциацию, благодаря мощной работе механизмов рынка телекоммуникации являются достаточно конкурентной отраслью. Конкуренция ещё больше усиливается из-за того, что две крупнейшие компании на рынке (Вымпелком и МТС) являются открытыми, и их акции котируются на NYSE. Тем не менее, телекоммуникационный рынок относится к рынкам с очень высокой степенью концентрации: на пять лидирующих компаний приходится 80% выручки 100 крупнейших компаний, на десять компаний — 90 %. 25
В 2011 году выручка 100 ведущих российских телекоммуникационных компаний составила 1,691 млрд. руб., чистая прибыль составила 338,3 млрд. руб. По предварительным данным 2012 года, выручка продолжает расти с темпом около 10% в год. В отрасли выделяются четыре явных лидера: «Мобильные ТелеСистемы» (с выручкой 362,1 млрд руб.), «ВымпелКом» (360,9 млрд руб.), «Ростелеком» (296,1 млрд руб.) и «МегаФон» (242,6 млрд руб.). Таким образом, суммарный объём реализации услуг четырёх крупнейших компаний в 2011 году составил 73% совокупного оборота 100 ведущих компаний. 26
Также необходимо упомянуть, что в телекоммуникационной отрасли иностранные инвестиции составляют значительную часть заёмного капитала, соответственно, зарубежные компании через контроль бизнес-процессов оказывают значительное влияние на развитие отрасли. 26
Лидирующие компании объединяют в себе множество направлений, каждое из которых относится к предоставлению услуг связи абонентам. К примеру, в компании «Вымпелком» основные виды бизнеса выглядят следующим образом: 26
Мобильная связь (историческое ядро бизнеса — «Билайн»); 26
Широкополосный доступ (ШПД) (на основе «Корбины»); 26
Дальняя связь (на основе Golden Telecom Inc.); 26
Ритейл («Евросеть»); 26
Контент Провайдер («Темафон»). 26
Основным драйвером бизнеса является мобильная связь, историческое ядро бизнеса. Рынок мобильной связи практически достиг насыщения (уровень проникновения составляет более 135% - это более 1,35 сим-карт на одного жителя России), но продолжает стабильно развиваться за счёт дополнительных услуг, в первую очередь, передачи данных с мобильных устройств (телематические сервисы, фиксированный бизнес, облачные вычисления). На этом рынке 4 ведущих оператора (Tele2 и «Большая тройка» - МТС, Билайн, Мегафон) составляют 97% национального рынка. Возможности для роста предоставляет дальнейшая географическая экспансия и поглощение мелких региональных компаний. 27
Представить конкурентные позиции компании «Вымпелком» можно так: 27
27
Таким образом, превратить отрасль в естественную олигополию или даже монополию для компании «Вымпелком» и других лидеров рынка на данном этапе развития достаточно сложно, но такая тенденция в последние годы усиливается. 27
Данная отрасль демонстрирует в наиболее явном виде механизм становления и эволюции естественной олигополии: как только потребители теряют интерес к качественным компонентам продукта, усиливается ценовая конкуренция; когда же компаниям удается найти или создать значимые факторы дифференциации, выбор потребителей становится все менее связанным с ценой и отрасль оказывается поделенной на сегменты с единственным лидером. 28
Признание выручки по МСФО в одной из телекоммуникационных компаний 28
Пример признания выручки от многокомпонентных сделок 31
Пример применения системы агентских взаимоотношений в признании выручки 32
Численное и структурное сравнение выручки по МСФО и РСБУ 34
Особенности принятия к учёту основных средств в компании «Вымпелком» 35
Амортизация основных средств в компании «Вымпелком» 37
Заключение 39
Список литературы 41
1.Приказ Минфина России от 31.10.2012 № 143н "О введении в действие документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации". 41
2.N208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" от 27.07.2010 41
3.Постановление Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1 41
4.Комитет по МСФО, Введение к международным стандартам финансовой отчётности. 41
5.Применение МСФО: в 3 ч./ Пер. с англ. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. 41
6.МСФО в кармане – 2011, Deloitte 41
7.МСФО (IAS) 1, «Предоставление финансовой отчётности» 41
8.МСФО (IAS) 8, параграф 3. 41
9. Impact of IFRS: Telecoms. KPMG International 41
10.Accounting under IFRS: Telecoms. 2010 KPMG IFRG Limited 41
11.Материалы семинара по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившегося Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. 41
Приложение 1 42
Список утверждённых стандартов МСФО (IAS) 42
|