Скачать 54.73 Kb.
|
ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА В МОСКВЕ О перспективах становления Москвы как международного финансового центра говорилось уже давно, однако в настоящее время обсуждение этого вопроса становится наиболее актуальным. Международный финансовый кризис в 2008-2010 годах не позволил приступить к выполнению данной цели. Постепенная девальвация рубля «заморозила» кредитный рынок и подорвала доверие к национальной валюте. Ряд банкротств банков спровоцировал волну переводов вкладов из коммерческих в банки с участием государства, несмотря на институт страхования вкладов. Крупнейший в истории глобальный экономический и финансовый кризис не оставляет России иного выбора, кроме быстрой, радикальной и хорошо продуманной реформы сектора финансовых услуг. Это обязательное условие для вхождения нашей страны в число лидеров мировой экономики. Правительство РФ распоряжением от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В качестве долгосрочного приоритета развития финансовых рынков РФ Концепция определяет создание международного финансового центра (МФЦ) как системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, с инвесторами, стремящимися к размещению своих средств. Такая система охватывает участников из многих стран. Формирование МФЦ рассматривается как неотъемлемая часть перехода РФ к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. К основным целям концепции относятся: 1. Становление Москвы в качестве одного из ведущих городов – международных финансовых центров, который базируется на развитой финансовой инфраструктуре и адекватной регулятивной системе, способствует ускоренному развитию экономики страны и обеспечивает лидирующие позиции России на финансовых рынках евразийского пространства.
Москву уже сейчас можно назвать одной из финансовых столиц мира, так как этот город — крупнейший центр концентрации капитала на постсоветском пространстве и в Центральной и Восточной Европе. На Москву приходится свыше 80 % финансовых потоков России и более половины российского банковского капитала. Треть банковских сбережений населения России сосредоточены в Москве, что в значительной мере обеспечивает устойчивость банковской системы и создает мощный кредитный капитал. В городе расположено почти 90 % штаб-квартир работающих в России зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. При этом темпы развития биржевой торговли таковы, что уже сегодня ведущая российская площадка — Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) является крупнейшей биржей в России, странах СНГ, Центральной и Восточной Европе. В городе функционирует почти треть всех страховых организаций России, а суммы страховых премий и страховых выплат составляют около 2/3 от общероссийских. Так же Москва – крупнейший научно-производственный и социально-культурный мегаполис, соединяющий в себе практически все виды экономической деятельности, входит в число 10 крупнейших городов-центров экономической активности мира и занимает в этой десятке достойное место. Таким образом, несмотря на дестабилизирующее влияние мирового финансового кризиса, по-прежнему сохраняются все предпосылки для развития Москвы как национального и международного центра финансовых услуг. Превращение Москвы в один из ведущих мировых финансовых центров является неотъемлемой составной частью успешного решения стоящей перед Россией стратегической задачи вхождения в пятерку лидеров мировой экономики. Мировой опыт создания современных международных финансовых центров в Сингапуре и Китае (в Гонконге и Шанхае) наглядно показал, что для успешной реализации таких проектов необходимо наличие нескольких макроэкономических опорных «точек роста», создающих предпосылки для возникновения и развития такого центра. Подобными «точками роста» традиционно считаются следующие:
Следует отметить, что Москва уже сегодня отвечает некоторым из перечисленных выше критериев, а в отношении остальных — стремится к их достижению. Также опыт определил, что и появление новых, и укрепление своих позиций «традиционными» мировыми и региональными финансовыми центрами является результатом проведения целенаправленной новаторской государственной политики. России следует также активно вырабатывать и реализовывать такую инновационную политику. Сейчас фактически создается новая мировая архитектура регулирования финансовых рынков. При этом должен обеспечиваться продуманный и взвешенный подход, который учитывал бы проблемы в деятельности существующих финансовых центров и уроки нынешнего финансового кризиса. Ни одна из действующих и считавшихся образцами национальных систем регулирования не смогла препятствовать его возникновению и развитию, а в США национальная система регулирования способствовала его обострению и глобализации. Новая архитектура мировых финансовых рынков и новые стандарты регулирования их деятельности создаются через механизм взаимодействия стран «Группы двадцати», активным участником работы которого является Россия. Очевидно, что лучшее из разработок «Группы двадцати», отвечающее национальным интересам России, должно быть использовано при совершенствовании системы регулирования финансового рынка нашей страны и при дальнейшем развитии Москвы как МФЦ. Принятие даже самой совершенной концепции само по себе не приведет к созданию МФЦ. Необходимо решить очень сложную задачу. Предстоит длительная и кропотливая работа, требующая единства цели и объединения усилий федеральных и московских органов власти, российского и зарубежного профессионального финансового и банковского сообщества, а так же экспертного и научного сообщества. На развитие Москвы как международного финансового центра (МФЦ) в ближайшие три года будет выделяться примерно по 33 млн. руб. Такая сумма заложена в проекте бюджета региона, который представлен на утверждение в Мосгордуму. По мнению аналитиков, скромные денежные вливания свидетельствуют о том, что центр будет создаваться лишь в информационном пространстве. Бюджетные затраты на строительство центра весьма незначительны и скорее всего строительство МФЦ не начнется до 2015 года. Согласно проекту столичного бюджета на 2012–2014 годы на создание МФЦ в 2012 году запланировано 32 млн. руб., в 2013-м – млн. руб. и в 2014-м –35 млн. руб. Одним из главных шагов для достижения цели концепции является увеличение доверия локальных инвесторов к инвестициям на российском финансовом рынке, ведь если локальному финансовому рынку не доверяют местные граждане, то мировым финансовым центром ему не стать, а во-вторых, мотивирование местных компаний к повышению своей рыночной стоимости. В мировом масштабе МФЦ в Москве облегчит доступ инвесторов из современных центров сосредоточения капитала (таких, как США, Западная Европа, Китай) к компаниям стран Восточной Европы и постсоветского пространства, и упростит поиск инвестиционных возможностей. Кроме того, появление еще одного развитого МФЦ повысит устойчивость глобальной финансовой системы, поскольку рост числа подобных площадок сам по себе является предпосылкой большей управляемости мировых финансовых рынков и прогнозируемости их поведения. В.В. ЗАВГОРОДНЯЯ |