Скачать 162.06 Kb.
|
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Практикум по прикладному анализу финансового поведения населения Автор: к.и.н., доцент Ибрагимова Диляра Ханифовна Москва 2011 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Автор программы Ибрагимова Диляра Ханифовна, к.и.н., доцент кафедры экономической социологии НИУ-ВШЭ e-mail: dibragimova@hse.ru 2. Цель курса
3. Задачи курса В результате изучения настоящего курса студенты должны:
4. Требования к уровню освоения содержания курса Требования к студентам. Курс предназначен для студентов 2-го года магистратуры специализации «Экономическая социология» факультета социологии ГУ-ВШЭ. Курс рассчитан на студентов, прослушавших базовые курсы экономической и социологической теории, с целью углубления их теоретических и практических знаний в области исследования финансового поведения населения. Необходимы знание методов многомерного статистического анализа, навыков работы с данными в программе SPSS. 5. Формы контроля Итоговая оценка по курсу складывается из трех элементов:
При неудовлетворительной оценке за письменную экзаменационную работу либо за эссе (мини-проект) итоговая оценка по курсу считается неудовлетворительной. Рубежный контроль Экзаменационная работа по курсу Письменная работа проводится в аудитории в присутствии преподавателя в рамках зачетной недели. Каждый вариант состоит из 4-5 вопросов по программе, сформулированных в открытой форме. Вопросы могут быть нескольких типов и разного уровня сложности. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов в зависимости от сложности вопроса, баллы за каждый вопрос указаны после формулировки вопроса. Использование каких-либо текстов и материалов на экзамене запрещается. Время работы – 60 мин. (1 астрономический час). Самостоятельный мини-проект (эссе). Выполняется студентом самостоятельно на завершающих практических занятиях, а также дома. Каждый студент выполняет один мини-проект. Тема его выбирается из предложенных преподавателем в программе или обязательно согласовывается с преподавателем в случае интереса студента к другой теме. Сдается в письменной форме на последнем практическом занятии (где и происходит презентация и обсуждение работ). Ориентировочный объем – 10-12 стр. Каждая работа включает: название, ФИО автора и номер группы, краткое обоснование темы, цели и задачи, гипотезы, объект и предмет, данные (подготовка и выбор), полученные результаты. В качестве приложения приветствуются файлы синтаксиса SPSS. Критерии оценки: адекватность гипотез, трансформации данных, интерпретации полученных результатов (расчетов). Проекты, основанные только на построении таблиц распределений и таблиц сопряженности, оцениваются как неудовлетворительные. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Лекционная часть Тема 1. Макроэкономическая статистика сбережений. Опыт развитых стран и России. (2 часа) Система показателей макроэкономической статистики сбережений. Статистика национальных счетов. Основополагающие принципы построения СНС. СНС и Баланс денежных доходов и расходов населения (БДР). Сектор домашних хозяйств в СНС. Счета доходов. Статистика денежных потоков. Преимущества и недостатки Макроэкономическая статистика за рубежом. Методологические особенности процедур сбора исходных данных в разных странах. Проблемы макростатистики сбережений в России. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Обследования потребительских финансов (Survey of Consumer Finance) (2 часа) Цели и задачи обследования потребительских финансов. Основные блоки вопросника, периодичность и дизайн обследования, возможности анализа данных. Использование данных обследований для целей экономической и социальной политики. Обследования потребительских финансов в развитых странах. Прикладные результаты исследований. Основная литература:
Дополнительная литература:
Сайты с описанием обследований потребительских финансов в различных странах: США: Listing of questions: http://www.federalreserve.gov/pubs/oss/oss2/2007/scfoutline.2007.pdf Survey data (2007): http://www.federalreserve.gov/pubs/oss/oss2/2007/scf2007data.html Испания :The Spanish Survey of Household Finances) (EFF) http://www.bde.es/webbde/en/estadis/eff/eff.html Италия: The Survey of Household Income and Wealth (SHIW): http://www.bancaditalia.it/statistiche/indcamp/bilfait/docum;internal&action=_setlanguage.action?LANGUAGE=en Нидерланды : DNB Household Survey (DHS) (formerly CentER Savings Survey) http://www.centerdata.nl/en/TopMenu/Projecten/DNB_household_study/ The Eurosystem Household Finance And Consumption Network: http://www.ecb.europa.eu/home/html/researcher_hfcn.en.html The Eurosystem Household Finance and Consumption Survey (HFCS): http://www.ecb.europa.eu/home/html/researcher_hfcn.en.html Тема 3. Базы социологических данных по исследованию финансового поведения населения России. (4 часа) RLMS (РМЭЗ) – лонгитюдное мониторинговое обследование домохозяйств. Основные разделы анкет и показатели. Блок вопросов по доходам, расходам и сбережениям домохозяйств. Обследование бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ). Проблемы операционализации понятий дохода и сбережений в обследованиях домохозяйств. Дневник домохозяйства, журнал домохозяйства и опросный лист в ОБДХ. Мониторинг финансового поведения и доверия населения финансовым институтам (НИУ-ВШЭ). Цель и задачи исследования. Операционализация понятий доверие, стратегии, управление финансами в семье, кредитной нагрузки и нормы сбережений. РиДМиЖ (2-я волна). Совместимость выборки с РМЭЗ. Основные сферы исследования. Состав домохозяйства. Социально-демографические типы домохозяйств. Выявление доходов – респондента, партнера и домохозяйства в целом. Механизм принятия решений в домохозяйствах по различным вопросам. Необходимые ссылки: RLMS - http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms-hse Данные и анкеты: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms-hse/data ОБДХ, данные, их описание, инструментарий обследования: http://www.micro-data.ru/ РиДМиЖ – выборка, вопросник, направления исследования, данные: http://www.socpol.ru/gender/2_w.shtml Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 4. Психологические, социальные и экономические детерминанты финансового поведения: дискуссионные вопросы и результаты прикладных исследований. (2 часа) Состав и размер домохозяйства (коэффициент иждивенческой нагрузки, наличие и возраст детей), различные социально-демографические типы домохозяйств и их финансовые практики. Когортный эффект. Формирование «квази-панели» для когорт путем склеивания разных волн непанельных данных. Профиль сбережений и потребления по возрасту. Основная литература:
Дополнительная литература
http://82.179.249.32:2060/pqdlink?did=1108408&sid=1&Fmt=3&clientId=45975&RQT=309&VName=PQD
Тема 5. Социальные установки в отношении денег (сбережений и кредитов) и их связь с финансовым поведением. (2 часа) Понятие, структура и методы измерения социальных установок в отношении денег. Психометрическая шкала отношения к деньгам К.Ямаучи и Д.Темплера (money attitude scale). Опросник А. Фернхэма «Шкала монетарных представлений и поведения». Специфика отношения россиян к деньгам и их влияние на финансовое поведение. Установки населения России по отношению к сбережениям и кредитам. Возможности RLMS в подобных исследованиях. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 6. Сценарное моделирование кредитного поведения. Оценка возможностей участия населения в жилищных кредитных программах.(2 часа) Детерминанты кредитного поведения. Возможности и ограничения сценарного моделирования. Каковы особенности текущего момента с точки зрения спроса на кредитные ресурсы в секторе домашних хозяйств, обусловленные долгосрочными векторами развития и последствиями адаптации к эффектам кризиса 2010 г.? Насколько спрос, предложение и институциональная среда современной России готовы к продвижению новых ипотечных продуктов? Основная литература:
Дополнительная литература:
Практические занятия. Занятие 1. (2 часа) Знакомство с сайтами, содержащими макростатистические данные по сбережениям и доходам (сайт Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/level/#, сайт ЦБ РФ http://www.cbr.ru/statistics/.). Знакомство с микроданными ОБДХ. Сравнение показателей денежных доходов, денежных расходов, расходов на конечное потребление, располагаемых ресурсов. Расчет нормы сбережений по децильным и квентильным группам. Занятие 2. (2 часа). Знакомство с зарубежными вопросниками по потребительским финансам. Анализ формулировок вопросов, их адаптация к российским реалиям. Занятие 3-4. (4 часа). Данные о доходах и сбережениях домохозяйств в базе данных RLMS. Показатели доходов и сбережений в базе данных. Региональные дефляторы и расчет показателей реального дохода. Формирование суммарных показателей. Расчет показателей душевого дохода. Квентильные и децильные группы доходов. Расчет агрегированного показателя расходов. Сравнение показателей расходов и доходов. Расхождения и выбор показателя располагаемых ресурсов. Показатели наличия и объемов сбережений (в терминах потоков и запасов). Расчет по децильным и квентильным группам распределения располагаемых ресурсов в целом, на текущие сбережения, на платежи по кредиту. Эластичность сбережений к доходам. Расчет нормы сбережений по децильным и квентильным группам. Занятие 5. (4 часа). Знакомство с базой данных «Мониторинг финансового поведения и доверия населения финансовым институтам». Определение состава домохозяйства, выделение социально-демографических типов домохозяйств. Показатели сберегательного и кредитного поведения. Финансовые стратегии их взаимосвязь с реальным поведением. Применение методов факторного, кластерного и регрессионного анализа для исследования финансового поведения. Занятие 6 (2 часа). Представление и обсуждение мини-проектов студентов. III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Темы письменных работ (мини-проектов). 1. Типы кредитного поведения домохозяйств (структуры кредитного портфеля, намерений относительно кредитования). 2. Типы домохозяйств по предпочитаемым целям и формам сбережений 3. Взаимосвязь установок относительно сбережений/кредитов и финансового поведения. 4. Сравнение данных о доходах и сбережениях различных типов домохозяйств и доходных групп по различным микроданным. 5. Регрессионный анализ факторов, влияющих на наличие у домохозяйства кредитов (кредитной истории). 6. Факторы пользования электронными деньгами (регрессионный анализ). 7. Регрессионный анализ факторов, влияющих на наличие у домохозяйства запасов сбережений и сберегательной активности (потоков сбережений). 8. Регрессионный анализ факторов, влияющих на наличие у домохозяйств финансовых стратегий. 2. Тематический расчет часов
|