Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 162.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.05.2014
Размер162.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Финансы > Документы
Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Практикум по прикладному анализу финансового поведения населения

Автор: к.и.н., доцент Ибрагимова Диляра Ханифовна

Москва

2011

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Автор программы

Ибрагимова Диляра Ханифовна, к.и.н., доцент кафедры экономической социологии НИУ-ВШЭ

e-mail: dibragimova@hse.ru

2. Цель курса

  • Дать представление студентам о современных прикладных исследованиях в области финансового поведения населения;

  • Дать представление студентам о возможностях анализа эмпирических макро- и микроданных о финансовом поведении населения.

3. Задачи курса

В результате изучения настоящего курса студенты должны:

  • владеть навыками социологического анализа эмпирических данных в области финансового поведения населения (понимать методологию и процедуры анализа);

  • уметь адекватно использовать макростатистические данные для анализа;

  • самостоятельно реализовать один исследовательский мини-проект с использованием полученных знаний и опыта работы на ПК.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

Требования к студентам.

Курс предназначен для студентов 2-го года магистратуры специализации «Экономическая социология» факультета социологии ГУ-ВШЭ. Курс рассчитан на студентов, прослушавших базовые курсы экономической и социологической теории, с целью углубления их теоретических и практических знаний в области исследования финансового поведения населения. Необходимы знание методов многомерного статистического анализа, навыков работы с данными в программе SPSS.

5. Формы контроля

Итоговая оценка по курсу складывается из трех элементов:

  • оценка за эссе (мини-проект) (45%),

  • оценка за письменную экзаменационную работу (50%)

  • посещаемость лекций и практических занятий (5%).

При неудовлетворительной оценке за письменную экзаменационную работу либо за эссе (мини-проект) итоговая оценка по курсу считается неудовлетворительной.

Рубежный контроль

Экзаменационная работа по курсу

Письменная работа проводится в аудитории в присутствии преподавателя в рамках зачетной недели.

Каждый вариант состоит из 4-5 вопросов по программе, сформулированных в открытой форме. Вопросы могут быть нескольких типов и разного уровня сложности. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов в зависимости от сложности вопроса, баллы за каждый вопрос указаны после формулировки вопроса. Использование каких-либо текстов и материалов на экзамене запрещается.

Время работы – 60 мин. (1 астрономический час).

Самостоятельный мини-проект (эссе).

Выполняется студентом самостоятельно на завершающих практических занятиях, а также дома. Каждый студент выполняет один мини-проект. Тема его выбирается из предложенных преподавателем в программе или обязательно согласовывается с преподавателем в случае интереса студента к другой теме.

Сдается в письменной форме на последнем практическом занятии (где и происходит презентация и обсуждение работ).

Ориентировочный объем – 10-12 стр.

Каждая работа включает: название, ФИО автора и номер группы, краткое обоснование темы, цели и задачи, гипотезы, объект и предмет, данные (подготовка и выбор), полученные результаты. В качестве приложения приветствуются файлы синтаксиса SPSS.

Критерии оценки: адекватность гипотез, трансформации данных, интерпретации полученных результатов (расчетов).

Проекты, основанные только на построении таблиц распределений и таблиц сопряженности, оцениваются как неудовлетворительные.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Лекционная часть

Тема 1. Макроэкономическая статистика сбережений. Опыт развитых стран и России. (2 часа)

Система показателей макроэкономической статистики сбережений. Статистика национальных счетов. Основополагающие принципы построения СНС. СНС и Баланс денежных доходов и расходов населения (БДР). Сектор домашних хозяйств в СНС. Счета доходов.

Статистика денежных потоков. Преимущества и недостатки

Макроэкономическая статистика за рубежом. Методологические особенности процедур сбора исходных данных в разных странах. Проблемы макростатистики сбережений в России.

Основная литература:

  1. Пономаренко А.Н. Система национальных счетов // Экономический журнал ВШЭ. 1997. Т 1. № 1. С.96-120, http://stat.hse.ru/hse/publications/PHSE97-1.pdf

  2. Stroutchenevski, A., Statistics on Savings and Investment in Russia. Russian Economic Trends, Vol. 11, Issue 1, pp. 42-47, 2002. http://82.179.249.32:2069/login.aspx?direct=true&db=bth&AN=5894322&site=ehost-live

  3. Уровень и образ жизни населения России в 1989–2009 годах // Докл. к XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апр. 2011 г. С.10-25 http://www.hse.ru/data/2011/04/04/1211680508/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D1%82%D0%B8%D0%BF.pdf

Дополнительная литература:

  1. International Monetary Fund (2000), Monetary and Financial Statistics Manual. Washington D.C. (Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике, Международный валютный фонд, 2000). На рус. яз.: http://www.imf.org/external/pubs/ft/mfs/manual/rus/mfsmr.pdf

  2. Board of Governors of the Federal Reserve System (1993), Guide to the Flow of Funds Accounts, Washington D.C. http://www.federalreserve.gov/apps/fof/

  3. Иванов Ю.Н., Хоменко Т.А. Проблемы и методы статистики сбережения населения в соответствии с концепциями СНС, Экономический журнал ВШЭ. 1998, Т.2, №4.С.508-515. http://library.hse.ru/e-resources/HSE_economic_journal/articles/02_04_05.pdf

  4. Пономаренко А.Н. Система национальных счетов // Экономический журнал ВШЭ. 1997. Т.2. № 2. С.78-103, http://stat.hse.ru/hse/publications/PHSE97-2.pdf; 1998. Т.2. № 1. С.95-122, http://stat.hse.ru/hse/publications/PHSE98-1.pdf; 1998. Т. 2. № 2. С.245-268, http://stat.hse.ru/hse/publications/PHSE98-2.pdf

Тема 2. Обследования потребительских финансов (Survey of Consumer Finance) (2 часа)

Цели и задачи обследования потребительских финансов. Основные блоки вопросника, периодичность и дизайн обследования, возможности анализа данных. Использование данных обследований для целей экономической и социальной политики.

Обследования потребительских финансов в развитых странах. Прикладные результаты исследований.

Основная литература:

  1. Survey Data on Household Finance and Consumption: Research Summary and Policy Use (by Eurosystem Household Finance and Consumption Network, European Central Bank (ECB)), 2009. ECB Occasional Paper No. 100. Available at SSRN: (41 pages) http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=%201144504

  2. Claudia Biancotti and Giovanni D’Alessio. The use of micro-level data from the Bank of Italy’s survey of household income and wealth: a focus on household finance // Irving Fisher Committee on Central bank Statistics, IFC Bulletin, No. 26, July, 2006. BIS, Basel. Pp. 342-346. http://www.bis.org/ifc/publ/ifcb26s.pdf

  3. William White. Measured wealth, real wealth and the illusion of saving // Irving Fisher Committee on Central bank Statistics, IFC Bulletin, No. 26, July, 2006. BIS, Basel. Pp.2-10 http://www.bis.org/ifc/publ/ifcb26_keynote.pdf

Дополнительная литература:

  1. Arthur B. Kennickell. Try, Try Again: Response and Nonresponse in the 2009 SCF Panel , Federal Reserve Board  http://www.federalreserve.gov/pubs/oss/oss2/papers/ASA2010.final.pdf

  2. Cristina Barceló and Olympia Bover. Lessons from the Spanish survey of household finances // Irving Fisher Committee on Central bank Statistics, IFC Bulletin, No. 26, July, BIS, Basel. http://www.bis.org/ifc/publ/ifcb26o.pdf

  3. Jesse Bricker, Brian Bucks, Arthur Kennickell, Traci Mach and Kevin Moore. Surveying the Aftermath of the Storm: Changes in Family Finances from 2007 to 2009  http://www.federalreserve.gov/pubs/feds/2011/201117/201117pap.pdf

  4. Arthur B. Kennickell, Annamaria Lusardi. Disentangling the Importance of the Precautionary Saving Motive  http://www.federalreserve.gov/pubs/oss/oss2/papers/precautionary.nov05.2.pdf
  5. Wolfgang Breuer, Astrid Juliane Salzmann. National Culture and Household Finance // Social Science Research Network, Working papers, 2009. http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1448698&rec=1&srcabs=1144504


Сайты с описанием обследований потребительских финансов в различных странах:

США:

Listing of questions:

http://www.federalreserve.gov/pubs/oss/oss2/2007/scfoutline.2007.pdf

Survey data (2007):

http://www.federalreserve.gov/pubs/oss/oss2/2007/scf2007data.html
Испания :The Spanish Survey of Household Finances) (EFF)

http://www.bde.es/webbde/en/estadis/eff/eff.html

Италия: The Survey of Household Income and Wealth (SHIW):

http://www.bancaditalia.it/statistiche/indcamp/bilfait/docum;internal&action=_setlanguage.action?LANGUAGE=en

Нидерланды : DNB Household Survey (DHS) (formerly CentER Savings Survey)

http://www.centerdata.nl/en/TopMenu/Projecten/DNB_household_study/

The Eurosystem Household Finance And Consumption Network: http://www.ecb.europa.eu/home/html/researcher_hfcn.en.html

The Eurosystem Household Finance and Consumption Survey (HFCS): http://www.ecb.europa.eu/home/html/researcher_hfcn.en.html

Тема 3. Базы социологических данных по исследованию финансового поведения населения России. (4 часа)

RLMS (РМЭЗ) – лонгитюдное мониторинговое обследование домохозяйств. Основные разделы анкет и показатели. Блок вопросов по доходам, расходам и сбережениям домохозяйств.

Обследование бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ). Проблемы операционализации понятий дохода и сбережений  в обследованиях домохозяйств. Дневник домохозяйства, журнал домохозяйства и опросный лист в ОБДХ.

Мониторинг финансового поведения и доверия населения финансовым институтам (НИУ-ВШЭ). Цель и задачи исследования. Операционализация понятий доверие, стратегии, управление финансами в семье, кредитной нагрузки и нормы сбережений.

РиДМиЖ (2-я волна). Совместимость выборки с РМЭЗ. Основные сферы исследования. Состав домохозяйства. Социально-демографические типы домохозяйств. Выявление доходов – респондента, партнера и домохозяйства в целом. Механизм принятия решений в домохозяйствах по различным вопросам.

Необходимые ссылки:

RLMS - http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms-hse

Данные и анкеты: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms-hse/data

ОБДХ, данные, их описание, инструментарий обследования: http://www.micro-data.ru/

РиДМиЖ – выборка, вопросник, направления исследования, данные: http://www.socpol.ru/gender/2_w.shtml

Основная литература:

  1. Сваффорд М., Косолапов М.С., Козырева П.М. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ): измерение благосостояния россиян в 90-е годы // Мир России. 1999. № 3. С. 153-173. http://www.hse.ru/journals/main.htm

  2. Организационные и методологические положения по обследованию домашних хозяйств, в Методологические положения по статистике, Вып.1, Госкомстат, М., 1996, http://www.gks.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d000/i000180r.htm

  3. Ибрагимова Д.Х Финансовое поведение населения: результаты эмпирических исследований // Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение. М., НИСП, 2008. С. 115-207.http://www.socpol.ru/publications/pdf/Ros_domohoz_2008.pdf

Дополнительная литература:

  1. Уровень и образ жизни населения России в 1989–2009 годах // Докл. к XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апр. 2011 г. С.47-51 http://www.hse.ru/data/2011/04/04/1211680508/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D1%82%D0%B8%D0%BF.pdf

  2. Stillman, S.(2001) The Response of Consumption in Russian Households to Economic Shocks, William Davidson Working Paper Number 412. ftp://repec.iza.org/RePEc/Discussionpaper/dp411.pdf

  3. Skoufias, E. (2003) ‘Consumption Smoothing in Russia: Evidence from the RLMS,’ Economics of Transition, Vol.11 (1): 67-91. http://82.179.249.32:2548/ehost/pdf?vid=3&hid=106&sid=a9a82a26-ca7a-40fb-b079-224f71fc04ed%40sessionmgr112

  4. Guariglia, Alessandra, and Byung-Yeon Kim. Earnings Uncertainty, Precautionary Saving, and Moonlighting in Russia // Journal of Population Economics, 2004, 17 (2):289-310. http://82.179.249.32:2060/pqdlink?index=4&did=692133761&SrchMode=3&sid=1&Fmt=4&VInst=PROD&VType=PQD&RQT=309&VName=PQD&TS=1316888262&clientId=45975&aid=1

  5. Ибрагимова Д.Х. Сберечь нельзя потратить: где российские средние классы ставили и поставят запятую? // X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (отв. ред. Е.Г. Ясин). М.: Изд. Дом ГУ–ВШЭ, 2010. Т. 3. C. 261—274 http://conf.hse.ru/2009/s3




  1. Ибрагимова Д.Х., Кузина О.Е. Финансовое поведение населения России в условиях кризиса // Сборник "Аналитика ЛЭСИ", 2009. C. 6—40. https://www.hse.ru/data/2010/08/05/1222047644/Analytics_5.pdf

Тема 4. Психологические, социальные и экономические детерминанты финансового поведения: дискуссионные вопросы и результаты прикладных исследований. (2 часа)

Состав и размер домохозяйства (коэффициент иждивенческой нагрузки, наличие и возраст детей), различные социально-демографические типы домохозяйств и их финансовые практики.

Когортный эффект. Формирование «квази-панели» для когорт путем склеивания разных волн непанельных данных. Профиль сбережений и потребления по возрасту.

Основная литература:

  1. Peter K.Lint, Sonia M.Livingstone. Psychological, social and economic determinants of saving: comparing recurrent and total savings // Journal of Economic Psychology, Vol.12, Issue 4, December 1991, Pp.621-641. http://82.179.249.32:2072/science/article/pii/016748709190003C

  2. Yang Yang, Kenneth C. Land. Age–Period–Cohort Analysis of Repeated Cross-Section Surveys. Fixed or Random Effects? // Sociological Methods & Research, Volume 36 Number 3, February 2008, pp. 297-326. http://www.unc.edu/~yangy819/files/Yang_Land_SMR08.pdf

 

Дополнительная литература


  1. Livingstone, Sonia, Lunt, Peter. Savers and borrowers: Strategies of personal financial management // Human Relations. New York: Aug 1993. Vol. 46, Iss. 8; pg. 963, 23 pgs

http://82.179.249.32:2060/pqdlink?did=1108408&sid=1&Fmt=3&clientId=45975&RQT=309&VName=PQD
  1. Karen E. Dynan, Jonathan Skinner, Stephen P. Zeldes. Do the Rich Save More? Journal of Political Economy, Vol. 112, No. 2 (April 2004), pp. 397-444 http://82.179.249.32:2056/stable/10.1086/381475





  1. John Y. Campbell. Does Saving Anticipate Declining Labor Income? An Alternative Test of the Permanent Income Hypothesis // Econometrica, Vol. 55, No. 6, Nov., 1987   Pp. 1249-1273. http://82.179.249.32:2056/stable/1913556




  1. Deaton, Angus. Saving and Liquidity Constraints // Econometrica   Vol. 59, No. 5, Sep., 1991, Pp. 1221-1248 http://82.179.249.32:2056/stable/2938366

Тема 5. Социальные установки в отношении денег (сбережений и кредитов) и их связь с финансовым поведением. (2 часа)

Понятие, структура и методы измерения социальных установок в отношении денег. Психометрическая шкала отношения к деньгам К.Ямаучи и Д.Темплера (money attitude scale). Опросник А. Фернхэма «Шкала монетарных представлений и поведения».

Специфика отношения россиян к деньгам и их влияние на финансовое поведение. Установки населения России по отношению к сбережениям и кредитам. Возможности RLMS в подобных исследованиях.

Основная литература:
  1. Adrian Furnham. Why Do People Save? Attitudes to, and Habits of Saving Money in Britain // Journal of Applied Social Psychology, Volume 15, Issue 5, pages 354–373, August 1985.

  2. Kent Yamauchi and Donald Templer. The Development of a Money Attftude Scale // Journal of Personality Assessment, 1982, 46, 5, pages 522-528. http://82.179.249.32:2548/ehost/pdfviewer/pdfviewer?sid=2b8c7593-e047-4242-9ce7-e8596ce0277c%40sessionmgr13&vid=5&hid=8

Дополнительная литература:

  1. Фернам А., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения /пер. с англ. под общей редакцией А. Алексеева. — СПб.: прайм-Еврознак, 2005. — 352 с.

  2. Adrian Furnham. Why are the poor always with us? Explanations for poverty in Britain // British Journal of Social Psychology Volume 21, Issue 4, pages 311–322, November 1982


  3. Paul Morgan Baker and Robert B. Hagedorn. Attitudes to money in a random sample of adults: Factor analysis of the MAS and MBBS scales, and correlations with demographic variables // Journal of Socio-Economics Volume 37, Issue 5, October 2008, Pages 1803-1814. http://82.179.249.32:2072/science/article/pii/S105353570800022X

  4. Deineka O. S. Attitudes to money and entrepreneurship // Psychology in a changing Europe.The first East-West Conf. in General Psychology/ Ed. by N.Foreman. Leicester., 1996.

Тема 6. Сценарное моделирование кредитного поведения. Оценка возможностей участия населения в жилищных кредитных программах.(2 часа)

Детерминанты кредитного поведения. Возможности и ограничения сценарного моделирования. Каковы особенности текущего момента с точки зрения спроса на кредитные ресурсы в секторе домашних хозяйств, обусловленные долгосрочными векторами развития и последствиями адаптации к эффектам кризиса 2010 г.? Насколько спрос, предложение и институциональная среда современной России готовы к продвижению новых ипотечных продуктов?

Основная литература:

  1. Л. Н. Овчарова, А. Д. Языков. Какие продукты на рынке ипотечного кредитования могут стать драйверами модернизационного развития // SPERO, № 13. C.43-68. http://spero.socpol.ru/docs/N13_2010_05.pdf

  2. Ибрагимова Д. Х., Сурков С. В.. Оценка потенциального спроса и возможностей участия населения в жилищных кредитных программах  // Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение, 2008. C. 159—191. http://www.socpol.ru/publications/pdf/Ros_domohoz_2008.pdf

Дополнительная литература:

  1. Lea S.E.G., Webley P., Walker CM. Psychological factors in consume debt: Money management, economic socialization, and credit use// Journal of economic psychology. 1995. Vol. 16. P. 681-701.

  2. Оценка масштабов и динамики изменения платежеспособного спроса на жилье и объемов жилищного строительства в России // Институт экономики города. http://www.urbaneconomics.ru/texts.php?folder_id=80&mat_id=122

Практические занятия.

Занятие 1. (2 часа) Знакомство с сайтами, содержащими макростатистические данные по сбережениям и доходам (сайт Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/level/#, сайт ЦБ РФ http://www.cbr.ru/statistics/.). Знакомство с микроданными ОБДХ. Сравнение показателей денежных доходов, денежных расходов, расходов на конечное потребление, располагаемых ресурсов. Расчет нормы сбережений по децильным и квентильным группам.

Занятие 2. (2 часа). Знакомство с зарубежными вопросниками по потребительским финансам. Анализ формулировок вопросов, их адаптация к российским реалиям.

Занятие 3-4. (4 часа). Данные о доходах и сбережениях домохозяйств в базе данных RLMS.

Показатели доходов и сбережений в базе данных. Региональные дефляторы и расчет показателей реального дохода. Формирование суммарных показателей. Расчет показателей душевого дохода. Квентильные и децильные группы доходов. Расчет агрегированного показателя расходов. Сравнение показателей расходов и доходов. Расхождения и выбор показателя располагаемых ресурсов.

Показатели наличия и объемов сбережений (в терминах потоков и запасов). Расчет по децильным и квентильным группам распределения располагаемых ресурсов в целом, на текущие сбережения, на платежи по кредиту. Эластичность сбережений к доходам. Расчет нормы сбережений по децильным и квентильным группам.

Занятие 5. (4 часа). Знакомство с базой данных «Мониторинг финансового поведения и доверия населения финансовым институтам». Определение состава домохозяйства, выделение социально-демографических типов домохозяйств. Показатели сберегательного и кредитного поведения. Финансовые стратегии их взаимосвязь с реальным поведением. Применение методов факторного, кластерного и регрессионного анализа для исследования финансового поведения.

Занятие 6 (2 часа). Представление и обсуждение мини-проектов студентов.

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Темы письменных работ (мини-проектов).

1. Типы кредитного поведения домохозяйств (структуры кредитного портфеля, намерений относительно кредитования).

2. Типы домохозяйств по предпочитаемым целям и формам сбережений

3. Взаимосвязь установок относительно сбережений/кредитов и финансового поведения.

4. Сравнение данных о доходах и сбережениях различных типов домохозяйств и доходных групп по различным микроданным.

5. Регрессионный анализ факторов, влияющих на наличие у домохозяйства кредитов (кредитной истории).

6. Факторы пользования электронными деньгами (регрессионный анализ).

7. Регрессионный анализ факторов, влияющих на наличие у домохозяйства запасов сбережений и сберегательной активности (потоков сбережений).

8. Регрессионный анализ факторов, влияющих на наличие у домохозяйств финансовых стратегий.

2. Тематический расчет часов

Наименование

тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Практи-ческие занятия

Тема 1. Макроэкономическая статистика сбережений. Опыт развитых стран и России

24

2

2

20

Тема 2. Обследования потребительских финансов (Survey of Consumer Finance)

14

2

2

10

Тема 3. Базы социологических данных по исследованию финансового поведения населения России.

42

4

8

30

Тема 4. Психологические, социальные и экономические детерминанты финансового поведения: дискуссионные вопросы и результаты прикладных исследований.

20

2




18

Тема 5. Социальные установки в отношении денег (сбережений и кредитов) и их связь с финансовым поведением.

16

2




14

Тема 6. Сценарное моделирование кредитного поведения. Оценка возможностей участия населения в жилищных кредитных программах

18

2




16

Тема 7. Представление и обсуждение мини-проектов студентов.

10




2

8

ИТОГО:

104

14

14

116

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск