ГОУ «Школа-интернат №15 циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ю. В. Никулина»
Программа проектной деятельности
учащихся 9 класс ФИЗИКА И ИСКУССТВО
Составитель: Синявская Ирина Анатольевна, учитель физики,
высшая квалификационная категория.
Программа рассмотрена:
на заседании МО, протокол№1 от 28.08.2010г.
Программа утверждена:
на заседании педагогического совета, протокол №1 от 28 августа 2010г. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ.
«ФИЗИКА И ИСКУССТВО». (13 часов).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Всё, что известно о Вселенной, убеждает человека, что она подчиняется физическим законам во всех частях, - как в явлениях астрономического масштаба, так и в микроскопических процессах. Поэтому новые научные горизонты могут открываться людям не только в огромном и отдалённом, но и в малом обыденном. Так, неповторимые свойства молекул воды интересуют и захватывают не менее чем история развития звёздных галактик. Где-то в промежутке между этими пределами располагается легко доступное нашему наблюдению великолепное разнообразие остроумных механизмов, составляющих в своей совокупности живые тела животных и растений.
Экспериментальные и теоретические методы физики всё чаще применяются в таких далёких от физики сферах, как экономика, социология, экология, психология и в последние десятилетия в искусствоведении, в музыке. Вполне возможно, что, утратив лидерство среди наук о природе, физика постепенно преобразуется в универсальный язык этих наук, и со временем будет выполнять ту роль, которую сейчас играет математика в физических исследованиях. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин: она создаёт у учащихся представление о научной картине мира, является одной из основ техники и научно-технического прогресса, может показать нравственную ценность знаний, способствует формированию творческих способностей учащихся.
Возможность для учащихся видеть в прежних знаниях новые, а также более глубокие связи и отношения – важнейший стимул развития их интереса к учебному предмету;
Включение в курс вопросов современной физики необходимо, ибо нельзя нынешних школьников оставлять на уровне знаний эпохи Ньютона.
Есть универсальные задачи, для решения которых приходится использовать весь арсенал современной физики.
Формулирование межпредметных тем полезно, т.к. привлекает учащихся и помогает сложить из отдельных, казалось бы, не связанных знаний их единую картину.
О человечестве было сказано, что оно «стоит между атомами и звёздами». А между молекулами и человеком лежит область многих изумительных явлений, основанных на физических законах в самом общем смысле слова. Среди таких явлений важное место занимают использование живыми организмами различных способов движения разных средах, создания и восприятия, электрических полей у животных, накопление и хранение энергии живыми организмами и др. Актуальность проведения бинарных уроков состоит в тесной связи современной физики с математикой, биологией, техникой, искусствоведением, криминалистикой, медициной; сочетание общефизических сведений с медико-биологической направленностью. Содержание программы отражает состояние науки (биологии и физики) и решения современных проблем в обществе, в области медицины и техники. Роль бинарных уроков возрастает с кругом вопросов и новшеств, которые постоянно входят в нашу жизнь. В 19 и 20 веках часть учёных, философов стали волновать, какое место занимает наука в общей культуре, а в частности, проблемы влияния физики на культуру (архитектуру, литературу, живопись), на мораль, на развитие ноосферы.
Цели:
- формирование целостной картины мира;
- углубление и расширение (развитие) знаний по теме или проблеме учащихся по физике;
- синтезировать знания по физике и искусству;
- способствовать формированию и развитию аналитического и образного мышления учащихся;
- использовать знания учащихся по физике для лучшего понимания ценности произведений искусства. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Тема занятия
| Теоретический материал
| Практический выход
| Занимательный материал
| 1.
| Физика как важнейший элемент мировой культуры и культуры каждого
| Связь науки, философии и культуры на примере творчества выдающихся
| Доклады учащихся по темам: «Математика и механика на службе искусства и архитектуры» (Леонардо да Винчи), «Новое восприятие
| Кроссворды и сканворды по теме.
|
| образованного человека.
| естествоиспытателей и учёных-физиков.
| мира» (Н. Коперник), «Г. Галилей- вклад в науку и культуру», «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем» (Б. Паскаль), «Влияние на мировую цивилизацию» ( И. Ньютон);
|
| 2.
| Физика и литература.
| Мировоззрение учёных.
| Работа с хрестоматийными материалами по истории науки: споры Эйнштейна и Бора по квантовым проблемам, В. Томсона и Р. Клаузиуса по концепции тепловой смерти Вселенной, богословские взгляды И. Ньютона.
| Концепция тепловой смерти Вселенной.
| 3.
| Физика и литература.
| Взаимоотношения физики как науки и как общественной морали.
| Д. Гранин «Иду на грозу», «Искатели», «Выбор цели», «Однофамилец».
| Практикум по решению физических задач на базе литературных текстов ( П. Маковецкий «Смотри в корень», В. Ланге « Физические парадоксы и софизмы»
| 4.
| Физика и литература.
| Прогнозирование достижений науки и техники в произведениях писателей-фантастов
| Сочинения учащихся.
| Викторина: чтение отрывков из
|
|
| ( Ж. Берн «Из пушки на Луну», А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина», Г.Уэллс «Машина времени», А. Беляев «Прыжок в ничто», С. Лем « Голос неба», А.Азимов «Книга вечности», Р. Бредбери»451 градус по
Фаренгейту», братья А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом».
|
| художественной литературы, содержащих описание физических явлений.
| 5.
| Физика и театр.
| Физика в пьесах. Театральные чудеса.
| Демонстрации: постепенное включение и выключение ламп в зрительном зале, свечение рисунков, декорации.
| Творческое задание: показать в теневой проекции на экране одну из сказок ( «Гадкий утенок», «Золотая рыбка» и т. д.)
| 6.
| Физика и кино.
| Физика в
художественных и
научно-популярных
фильмах:
«Укрощение огня», «Иду на грозу», «Взлёт». «Девять
| Демонстрации: как великий немой заговорил, голограмма, мультипликация.
| Зрительные иллюзии. Трюки П.М. Бахмача- педагога по иллюзии.
|
|
| дней одного года», «Всё остаётся людям».
|
|
| 7.
| Физика и цирк.
| Цирковой технический реквизит (система тросов, опорных штанг, растяжек) и физические понятия (упругость, прочность, температура).
| Решение задач.
| Творческий проект «Воздушные гимнасты».
| 8.
| Физика и цирк.
| Эстетика циркового мастерства.
| Просмотр отрывков из фильмов о цирке.
| Выступление с цирковыми трюками.
| 9.
| Физика и цирк.
| Тайны цирковых трюков.
| Видеопросмотры: перевороты на скачущих лошадях, перелетание мотоцикла через пропасть- инерция движения.
| Решение
задач.Творческий проект « Цирковые трюки».
| 10.
| Физика и цирк.
| Тайны цирковых трюков.
| Видеопросмотры: танцы с веером на натянутом канате, ходьба по нему с длинным шестом в руках. Жонглирование мячами (морской лев), стойка на передних лапах (кошка) - устойчивое равновесие, центр тяжести, балансировка.
| Демонстрации цирковых трюков школьниками.
| 11.
| Физика и цирк.
| Тайны цирковых трюков.
| Видеопросмотры: приземление на мягкие маты акробатов, гимнастов- закон сохранения импульса, полёт снаряда,
| Демонстрация цирковых трюков школьниками.
|
|
|
| выпущенного из пушки- движение под действием силы тяжести, сальто акробата- механика и динамика вращательного движения.
|
| 12.
| Физика и цирк.
| Тайны цирковых трюков.
| Видеопросмотры: медвежий хоккей с мячом- теория скольжения, клоунские репризы с обливанием-явление смачивания и несмачивания.
| Клоунские репризы.
| 13.
| Итоговое занятие.
| Физика и искусство.
| Физический вечер.
| Выставка сочинений, фотовыставка, демонстрации трюков, постановка сказок, викторина.
| |