Элективный курс «Физика человека»





Скачать 96.96 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Физика человека»
Дата публикации12.07.2013
Размер96.96 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Физика > Элективный курс

МОУ «Донгузловская средняя общеобразовательная школа»



Элективный курс

«Физика человека»

11 класс

Учитель Богатырёва Ю. В.

2011 - 2012

Пояснительная записка
Программа элективного курса по физике предназначена для учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа. Данный курс был задуман как один из способов обучения учащихся выбору и управлению на этой основе качеством образования. Преподавание ведется с позиций личностно-ориентированного обучения, ведущие формы организации занятий – сотрудничество (с учителем, со сверстниками, с самим собой).

Межпредметный ориентированный курс посвящен решению проблемы:

«Физика – это наука о неживой природе…Может ли физика помочь мне познать себя и сохранить свое здоровье?»

Элективный курс расширяет информационное поле ученика за счет привлечения материала из курса физики, биологии, медицины, экологии, физической культуры, информатики и информационных технологий. Программа предназначена для учащихся, собирающихся продолжить обучение в старших классах с естественнонаучным или информационно-технологическим профилем обучения.

Цель курса: в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладения знаниями о здоровье.

Задачи курса

  1. Освоение обучающимися способов, методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

  2. Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий.

  3. Овладение знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды, пользуясь измерениями и опытами, истолковывая данные и формулируя гипотезы и рабочие определения

  4. Формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы; воспитание коллективизма и одновременно осознание неповторимости каждого человеческого существа, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности, стремления к духовному и физическому совершенству

  5. Эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему, как значимому условию своего собственного развития, условию существования всего многообразия жизни и культуры на планете

  6. Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе «Природа-Общество-Здоровье».


Курс направлен на развития у учащихся навыков

познавательной деятельности:

- проводить наблюдения и эксперимент, осуществлять измерение физических величин;

- определять структуру объекта познания, поиска и выделения значимых и функциональных связей и отношений между частями целого;

- творчески решать учебные и практические задачи, участвовать в проектной деятельности, самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

информационно-коммуникативной деятельности:

- осуществлять сбор, переработку и представление информации по заданной теме, используя различные источники;

- передавать содержание информации адекватно поставленной цели, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, выбирать знаковую систему в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- использовать ресурсы компьютерной технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создать презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- участвовать в дискуссии, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

рефлексивной деятельности:

- оценивать свою деятельность, предвидеть возможные результаты своих действий, учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки;

- осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Содержание элективного курса предполагает следующие виды деятельности учащихся:

- выполнение лабораторных работ;

- самостоятельные исследования;

- решение физических задач как расчетных, так и оценочного характера;

- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

- работа со справочной литературой.
Методы и формы реализации программы

На элективном курсе используются различные формы организации обучения, среди них как теоретические занятия – лекции, на которых обязательно использование проблемного изложения, так и практические: решение задач, физический практикум (в том числе проектные работы и их защита).

Курс предусматривает проведение занятий с применением презентаций по темам, а также использование деятельностных технологий в форме семинаров и физических практикумов.

Семинары организуются как с целью повторения и обобщения знаний полученных на уроках физики, так и для изучения нового материала. Семинарские занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, организуемые и руководимые учителем. К семинарским занятиям учащимся предлагаются вопросы задания для самостоятельной подготовки.

Практические работы ориентированы на формирование умений и навыков учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся работают над выполнением практических заданий проблемного и исследовательского характера с последующим обсуждением полученных результатов.

Курс завершается защитой исследовательской работы в форме реферата или презентации.

Динамика интереса к курсу фиксируется: анкетированием на первом и последнем занятии; собеседованием в процессе работы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- роль эксперимента в познании;

- основные физические законы и явления природы;

- правила пользования измерительными приборами;

- гигиенические основы жизни человека;

- ответственность за собственное здоровье.

человека;

- описывать результаты физических экспериментов;

- выполнять измерения;

- виды информационных источников и правил подготовки реферативных работ;

- основные этапы подготовки исследовательских работ;

- представлять результаты своих исследований;

- делать выводы.

Учащиеся должны уметь:

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения, которые позволяют им быть успешными и здоровыми:

- определять физические характеристики человека;

- определять факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека;

- организовать свою жизнь с учетом сложившихся экологических условий, устранять нежелательные факторы или снижать их воздействие, сводить к минимуму их вредное влияние на здоровье


Тематическое планирование



Номер занятия


Тема занятия


Кол-во часов


теоретических


практических


Введение (2 час)


1


1


1-2


Здоровье и факторы риска болезни


1


1


Здоровье и наследственность (5 часов)


1


4


3


Место человека в системе животных


1




4


Стресс – наследственная реакция адаптации




1


5


Носители наследственности




1


6


Наследственные болезни




1


7


Диагностика, лечение и предупреждение наследственных болезней




1


Среда жизнедеятельности человека (6 часов)


1


5


8


Природная среда – источник инфекционных заболеваний


1




9


Космос и здоровье




1


10


«Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов




1


11


Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения




1


12


Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь




1


13


Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере




1


Природная среда теряет свои свойства (10 часов)


5


5


14-15


Загрязнение атмосферы и гидросферы


1


1


16-17


Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений.


1


1


18-19


Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье.


1


1


20-21


Влияние шумов на здоровье


1


1


22-23


Очистка воды из природных источников


1


1


Здоровый образ жизни (11 часов)


3


8


24


СПИД – коварная болезнь


1




25


Культура питания




1


26


Алкоголизм – болезнь химической зависимости




1


27-28


Табакокурение




2


29


Наркотики, зависимость и последствия




1


30


Как сказать наркотикам: «Нет!»




1


31


Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами




1


32


Изучение устойчивости витамина С




1


33


Всемирный день здоровья


1




34


Заключительное занятие.


1




^ Итого: 34 часа


11


23


Содержание программы

Введение (2 час).
Вводная лекция «Здоровье и факторы риска болезни».
Анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения».

Здоровье и наследственность (5 часов).
Лекция «Место человека в системе животных».
Семинары:

  • «Стресс – наследственная реакция адаптации»;

  • «Носители наследственности»;

  • «Наследственные болезни»;

  • «Диагностика и лечение, предупреждение наследственных болезней»


Среда жизнедеятельности человека (6 часов)
Лекция «Природная среда – источник инфекционных заболеваний».
Семинары:

  • «Космос и здоровье»;

  • «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. Погода и самочувствие»;

  • «Поселение как среда жизни. Среда жилого поселения».

Практические работы:

  • Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь»;

  • Ознакомление и фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере».


Природная среда теряет свои экологические свойства (10 часов).
Лекции и семинары:

  • «Загрязнение атмосферы и гидросферы»;

  • «Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений»;

  • «Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье»;

  • «Влияние шумов на здоровье»;

  • «Очистка воды из природных источников».


Здоровый образ жизни (11 часов).
Лекции:

  • «СПИД – коварная болезнь».


Семинары:

  • «Культура питания»;

  • «Алкоголизм – болезнь химической зависимости»;

  • «Табакокурение»;

  • «Наркотики, зависимость и последствия»;

  • «Как сказать наркотикам: «Нет!».


Практические занятия:

  • «Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами»;

  • «Изучение устойчивости витамина С»;

  • Конференция «Всемирный день здоровья».


Заключительное занятие. Повторное анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения».


Список литературы

  1. Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 класс / Сост. Поддубная Л.Б., учитель высшей категории. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

  2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии: Учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый мир», 2000.

  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый мир», 2000.

  4. Шилов И.А. Экология: Учебник для биол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2000.

  5. Билич Г. Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 1. Анатомия / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – 3-е стер. изд. – М.: ОНИКС, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека"...
Элективный курс «Механизмы работы организма человека» рассчитано на школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций...
Элективный курс «Физика человека» iconПрограмма элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа)
Элективный курс «Физика в будущей профессии» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют...
Элективный курс «Физика человека» iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Элективный курс «Физика человека» iconУрок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика»
Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю...
Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Элективный курс «Физика человека» iconНазвание: Элективный курс
Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований»
Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Элективный курс «Физика человека» iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск