Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов»





Скачать 58.74 Kb.
НазваниеДоклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов»
Дата публикации22.10.2014
Размер58.74 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Физика > Доклад

Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике

в активизации навыков самообразования

учащихся 7-х классов»



И.Н.Брызгунова,

учитель физики


Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда с экранов телевизоров, через компьютер и Интернет, на человека льется непрерывный поток информации, в жизни большинства школьников формируются преимущественно потребительские и созерцательные интересы.

Этому можно найти массу причин: социально-экономические условия, перегрузка учебных программ, неумение ребенка работать с учебником, анализировать и обобщать материал, часто нежелание учиться и познавать. Всё это приводит к тому, что сам процесс образования становится малоэффективным.

А ведь основная задача школы – научить ребенка учиться!

Как помочь школьнику в этой ситуации?

Как сделать образовательный процесс интересным, позволяющим каждому ученику реализовать себя?

Как сделать так, чтобы процесс самообразования, без которого познание и обучение невозможны, стал для него интересным и жизненно необходимым?

В своем выступлении я хочу раскрыть некоторые механизмы, способствующие формированию навыков самообразования учащихся 7-х классов с учетом их возрастных особенностей и уровня учебной подготовки.

Не секрет, что при первом знакомстве с семиклассниками каждый учитель из года в год замечает снижение познавательного интереса у детей. И основная задача учителя физики на первом этапе обучения – вызвать первоначальный стойкий интерес ученика к предмету. При этом очевидна необходимость в дифференцированном, личностном подходе к подростку. Но базовая учебная программа составлена таким образом, что возникает сложность в осуществлении такого подхода.

Решить эту проблему помогают многоуровневые творческие и экспериментальные домашние задания. У учителя появляется возможность использования разнообразных технологий обучения и контроля с учетом индивидуальных особенностей ученика и степени его подготовки.

Трудно переоценить роль домашних работ в деле самообразования школьника, развития его творческих способностей, углублении знаний, получения практических навыков и, самое главное, в создании ситуации успеха даже для самого слабого ученика.

Творческие домашние задания в большинстве случаев задаю на выходные дни и каникулы, довольно часто на добровольной основе, дифференцируя их по уровню сложности. При выполнении заданий ребенок самостоятельно находит материал, составляет алгоритм действий, анализирует полученный результат, сравнивая его с ожидаемым и, конечно, после обсуждения в классе, получает хорошую отметку.
Условно я разделила домашние задания на 4 вида:


  • Исследовательская работа с источниками

  • Литературно - творческие работы

  • Расчетно – экспериментальные работы

  • Практические работы (моделирование)


Для полноты картины в разделах приведены домашние и практические работы как новые, придуманные мной совместно с учениками, так и работы, предложенные в учебнике А.В.Перышкина и задачнике Г.Н. Степановой, поэтому прокомментирую лишь некоторые из них.
Исследовательская работа с источниками


  • Рефераты или презентации «Великие ученые и изобретатели»

  • Рефераты или презентации «Великие открытия»

  • Сообщение « Международная система единиц СИ»

  • Реферат или презентация «Агрегатные состояния вещества»

  • Сообщение «Земная атмосфера. Проблемы экологии»

  • Сообщение «Современное судоходство»

  • Сообщение или газета «Это интересно!»


Этот вид работ не является обязательным. Ребята по желанию пишут рефераты и сообщения для выступлений перед классом в течение всего года.

Здесь приветствуется инициатива, творческий подход к материалу.

Очень помогает в освоении и запоминании основных единиц измерений оформление плаката « Международная система измерений «СИ».

Особо хочу отметить последний вид работ: «Это интересно!», где детям не дается никакой определенной темы, они сами разыскивают интересную информацию в рамках изучаемого раздела и делятся ею с одноклассниками.

Подготовка презентаций на заданные темы также позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся при использовании современных информационных технологий.

Литературно - творческие домашние работы





  • Составление и решение задач с литературным содержанием по темам:

«Механическое движение»

«Давление твердого тела»

«Атмосферное давление»

«Архимедова сила»

«Работа и мощность»

  • Сочинение «Сила трения»

  • «Реклама и антиреклама»

  • «Объясни пословицу»

  • Кроссворды «наоборот»


Один из любимых видов домашних работ моих учеников – составление и решение задач с литературным содержанием.

Несомненно, такие задачи формируют мотивацию к обучению, требуют анализа явлений природы, законов физики в отрывках из художественной литературы. При решении необычных задач учащиеся получают новую информацию, приобретают и закрепляют умения и навыки, а формируемое понятие при этом обогаща­ется, получает эмоцио­нальную окраску, делается ярким, наглядным.

Особо следует подчеркнуть, что задачи на основе литературных сюжетов служат средством связи не только между учебными предметами, но и между дву­мя такими сферами человеческой деятельности, как наука и искусство. Это активизирует интерес учащихся - «гуманитариев», не склонных к изучению точ­ных наук.

Задание «Объясни пословицу» позволяет учителю донести до учащихся взаимосвязи между природными явлениями и устным народным творчеством, развить у них интерес к этому виду литературного жанра, служит хорошим инструментом для воспитания патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою культуру, красоту и образность русского языка.

Одной из интересных форм самостоятельной работы является работа с кроссвордом «наоборот». Она заключается в том, что ученики должны составить вопросы к уже разгаданному кроссворду. Такое задание способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебником и более прочному усвоению отдельных понятий.

Практические работы (моделирование)





  • Определение размеров малых тел

  • Исследование явления диффузии

  • Исследование явлений смачивания и несмачивания

  • Составление маршрута движения, определение средней скорости ходьбы

  • Определение плотности картофеля

  • Определение массы воздуха в помещении

  • Исследование явления инерции

  • Расчет давления твердого тела

  • Расчет силы атмосферного давления на ладонь

  • Определение числа ударов пульса при беге и ходьбе

  • Плавает или тонет?

  • Определение работы и мощности при быстром и медленном подъеме по лестнице.

Физика должна изучаться как экспериментальная наука. Без этого невозможно формирование научного мировоззрения, ключевых компетентностей, активной, осознанной деятельности ученика.

Исследовательские, экспериментальные работы выполняются учащимися в определенной последовательности: от действия по образцу (в ходе урока, лабораторной работы) к самостоятельной деятельности в домашних условиях.

Система самостоятельных заданий содержит такие разновидности работ, которые соответствуют многообразию познавательных целей, дифференцированы на разные уровни подготовки учащихся и их способностей к исследовательской деятельности. Предложенные задания повышают эффективность учебного процесса, формируя у школьников сознание необходимости самостоятельной работы и интерес к ней. Во всех предложенных заданиях хочу отметить тесную связь физики с другими учебными предметами: математикой, биологией, информатикой и даже литературой, которая позволяет показать общность и единство законов природы и путей ее познания, позволяет ученикам увидеть явление или прием решения задачи со многих сторон, применить полученные знания в нестандартной ситуации.

В ходе выполнения творческих работ уже на первом этапе обучения можно говорить о некоей профессиональной направленности учащихся, о возникновении приоритетных направлений в дальнейшем обучении. Домашние эксперименты и наблюдения чрезвычайно важны и полезны в качестве дополнения к школьному курсу физики. Они составляют основу самообразования на начальном этапе обучения, позволяют расширить связь теории с практикой, привить интерес к самостоятельной исследовательской работе и предмету в целом.

И, наконец, трудно переоценить роль творческих заданий для воспитания яркой, неравнодушной, социально активной личности. Недаром девиз нашей школы уже много лет звучит так:

«Не для школы учимся, а для жизни!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconДоклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации...
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда с экранов телевизоров, через компьютер и Интернет, на человека льется непрерывный поток...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconДоклад на рмо учителей математики на тему
«Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconДоклад на рмо учителей математики на тему
«Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе­чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кяхта, Заслуженный учитель рб, стаж работы 30 лет, в том числе 10 лет по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, тема самообразования:...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» icon«Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и углубления знаний учащихся»
Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование у учащихся межличностных отношений,, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» icon«Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной...
Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconТемы домашних заданий для студентов очной, вечерней, сокращенной...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Филиал спб института внешнеэкономических связей,...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconОтчет о результатах гиа по физике
Проведение государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов по физике в 2011 году
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconЗазулина Л. Г. Рабочая тетрадь с комплексом творческих заданий для...
Рабочей тетрадью ты сможешь пользоваться на уроках под руководством учителя и дома самостоятельно. Как же это сделать?
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconВикторина для учащихся 6-х классов по теме: "Путешествие в страну Знаний"
Использование интеграции в качестве средства активизации познавательной деятельности учащихся
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconАннотация к рабочей программе по физике
Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования,...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование педагогических технологий: развивающего обучения и использование творческих подходов на основе активизации мыслительно...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconРешение ситуационных задач и анализ результатов
Консультации по выполнению домашних заданий, курсовых работ, семестровых и контрольных работ, отчетов и других видов заданий сро
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание информатики
Один из путей – творческий стиль обучения. Основная концепция моей программы “Компьютерная графика” – усвоение учебного материала...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск