Скачать 58.74 Kb.
|
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физикев активизации навыков самообразованияучащихся 7-х классов»И.Н.Брызгунова, учитель физики Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда с экранов телевизоров, через компьютер и Интернет, на человека льется непрерывный поток информации, в жизни большинства школьников формируются преимущественно потребительские и созерцательные интересы. Этому можно найти массу причин: социально-экономические условия, перегрузка учебных программ, неумение ребенка работать с учебником, анализировать и обобщать материал, часто нежелание учиться и познавать. Всё это приводит к тому, что сам процесс образования становится малоэффективным. А ведь основная задача школы – научить ребенка учиться! Как помочь школьнику в этой ситуации? Как сделать образовательный процесс интересным, позволяющим каждому ученику реализовать себя? Как сделать так, чтобы процесс самообразования, без которого познание и обучение невозможны, стал для него интересным и жизненно необходимым? В своем выступлении я хочу раскрыть некоторые механизмы, способствующие формированию навыков самообразования учащихся 7-х классов с учетом их возрастных особенностей и уровня учебной подготовки. Не секрет, что при первом знакомстве с семиклассниками каждый учитель из года в год замечает снижение познавательного интереса у детей. И основная задача учителя физики на первом этапе обучения – вызвать первоначальный стойкий интерес ученика к предмету. При этом очевидна необходимость в дифференцированном, личностном подходе к подростку. Но базовая учебная программа составлена таким образом, что возникает сложность в осуществлении такого подхода. Решить эту проблему помогают многоуровневые творческие и экспериментальные домашние задания. У учителя появляется возможность использования разнообразных технологий обучения и контроля с учетом индивидуальных особенностей ученика и степени его подготовки. Трудно переоценить роль домашних работ в деле самообразования школьника, развития его творческих способностей, углублении знаний, получения практических навыков и, самое главное, в создании ситуации успеха даже для самого слабого ученика. Творческие домашние задания в большинстве случаев задаю на выходные дни и каникулы, довольно часто на добровольной основе, дифференцируя их по уровню сложности. При выполнении заданий ребенок самостоятельно находит материал, составляет алгоритм действий, анализирует полученный результат, сравнивая его с ожидаемым и, конечно, после обсуждения в классе, получает хорошую отметку. Условно я разделила домашние задания на 4 вида:
Для полноты картины в разделах приведены домашние и практические работы как новые, придуманные мной совместно с учениками, так и работы, предложенные в учебнике А.В.Перышкина и задачнике Г.Н. Степановой, поэтому прокомментирую лишь некоторые из них. Исследовательская работа с источниками
Этот вид работ не является обязательным. Ребята по желанию пишут рефераты и сообщения для выступлений перед классом в течение всего года. Здесь приветствуется инициатива, творческий подход к материалу. Очень помогает в освоении и запоминании основных единиц измерений оформление плаката « Международная система измерений «СИ». Особо хочу отметить последний вид работ: «Это интересно!», где детям не дается никакой определенной темы, они сами разыскивают интересную информацию в рамках изучаемого раздела и делятся ею с одноклассниками. Подготовка презентаций на заданные темы также позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся при использовании современных информационных технологий. Литературно - творческие домашние работы
«Механическое движение» «Давление твердого тела» «Атмосферное давление» «Архимедова сила» «Работа и мощность»
Один из любимых видов домашних работ моих учеников – составление и решение задач с литературным содержанием. Несомненно, такие задачи формируют мотивацию к обучению, требуют анализа явлений природы, законов физики в отрывках из художественной литературы. При решении необычных задач учащиеся получают новую информацию, приобретают и закрепляют умения и навыки, а формируемое понятие при этом обогащается, получает эмоциональную окраску, делается ярким, наглядным. Особо следует подчеркнуть, что задачи на основе литературных сюжетов служат средством связи не только между учебными предметами, но и между двумя такими сферами человеческой деятельности, как наука и искусство. Это активизирует интерес учащихся - «гуманитариев», не склонных к изучению точных наук. Задание «Объясни пословицу» позволяет учителю донести до учащихся взаимосвязи между природными явлениями и устным народным творчеством, развить у них интерес к этому виду литературного жанра, служит хорошим инструментом для воспитания патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою культуру, красоту и образность русского языка. Одной из интересных форм самостоятельной работы является работа с кроссвордом «наоборот». Она заключается в том, что ученики должны составить вопросы к уже разгаданному кроссворду. Такое задание способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебником и более прочному усвоению отдельных понятий. Практические работы (моделирование)
Физика должна изучаться как экспериментальная наука. Без этого невозможно формирование научного мировоззрения, ключевых компетентностей, активной, осознанной деятельности ученика. Исследовательские, экспериментальные работы выполняются учащимися в определенной последовательности: от действия по образцу (в ходе урока, лабораторной работы) к самостоятельной деятельности в домашних условиях. Система самостоятельных заданий содержит такие разновидности работ, которые соответствуют многообразию познавательных целей, дифференцированы на разные уровни подготовки учащихся и их способностей к исследовательской деятельности. Предложенные задания повышают эффективность учебного процесса, формируя у школьников сознание необходимости самостоятельной работы и интерес к ней. Во всех предложенных заданиях хочу отметить тесную связь физики с другими учебными предметами: математикой, биологией, информатикой и даже литературой, которая позволяет показать общность и единство законов природы и путей ее познания, позволяет ученикам увидеть явление или прием решения задачи со многих сторон, применить полученные знания в нестандартной ситуации. В ходе выполнения творческих работ уже на первом этапе обучения можно говорить о некоей профессиональной направленности учащихся, о возникновении приоритетных направлений в дальнейшем обучении. Домашние эксперименты и наблюдения чрезвычайно важны и полезны в качестве дополнения к школьному курсу физики. Они составляют основу самообразования на начальном этапе обучения, позволяют расширить связь теории с практикой, привить интерес к самостоятельной исследовательской работе и предмету в целом. И, наконец, трудно переоценить роль творческих заданий для воспитания яркой, неравнодушной, социально активной личности. Недаром девиз нашей школы уже много лет звучит так: «Не для школы учимся, а для жизни!» |
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации... Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда с экранов телевизоров, через компьютер и Интернет, на человека льется непрерывный поток... | Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... | ||
Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кяхта, Заслуженный учитель рб, стаж работы 30 лет, в том числе 10 лет по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, тема самообразования:... | «Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и углубления знаний учащихся» Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование у учащихся межличностных отношений,, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей | «Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной... Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся | ||
Темы домашних заданий для студентов очной, вечерней, сокращенной... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Филиал спб института внешнеэкономических связей,... | Отчет о результатах гиа по физике Проведение государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов по физике в 2011 году | ||
Зазулина Л. Г. Рабочая тетрадь с комплексом творческих заданий для... Рабочей тетрадью ты сможешь пользоваться на уроках под руководством учителя и дома самостоятельно. Как же это сделать? | Викторина для учащихся 6-х классов по теме: "Путешествие в страну Знаний" Использование интеграции в качестве средства активизации познавательной деятельности учащихся | ||
Аннотация к рабочей программе по физике Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование педагогических технологий: развивающего обучения и использование творческих подходов на основе активизации мыслительно... | ||
Решение ситуационных задач и анализ результатов Консультации по выполнению домашних заданий, курсовых работ, семестровых и контрольных работ, отчетов и других видов заданий сро | Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики Один из путей – творческий стиль обучения. Основная концепция моей программы “Компьютерная графика” – усвоение учебного материала... |